Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Празднование тысячелетия крещения Руси. Поместный Собор 1988 г. и его основные деяния




В 1983 году по просьбе Священноначалия Русской Церкви Правительство передало Московскому Патриархату древнейший в Москве монастырь святого благоверного князя Даниила, который сразу начали реставрировать. Данилов монастырь стал административным центром РПЦ, резиденцией Патриарха и Свящ. Синода. Юбилейный 1988 год принес с собой существенные перемены в церковной жизни. Самой серьезной проблемой, начиная с 60-х годов, было недостаточное количество приходов, которое не соответствовало числу членов Церкви. В 1986 году РПЦ имела 6794 прихода; с 1981 по 1986 года их число уменьшилось на 213, но в 1987 года впервые после середины 50-х годов количество их начало возрастать, а в 1988 года было открыто уже более тысячи приходов; этот процесс продолжался и в 1989 году, в конце которого число православных приходов приблизилось к десяти тысячам.

В 1988-1989 годах были замещены правящими архиереями кафедры, не имевшие епископов в течение десятилетий: Ижевская, Хабаровская, Ульяновская, Челябинская, Сумская; учреждена была новая – Тернопольская епархия, выделенная из Львовской. РПЦ были возвращены монастыри: Толгский (Ярославской еп.), Оптина Пустынь (Калужской еп.), Киево-Печерская Лавра. 29 новых монастырей открылось в других епархиях. В 1988 г. был увеличен прием абитуриентов в семинарии. В Смоленске в том же году открылось первое межепархиальное духовное училище. Вслед за ним духовные училища. В 1989 году открылись новые семинарии: Киевская, Тобольская и Минская. В некоторых приходах начались внебогослужебные катехизические занятия с верующими: появились первые воскресные школы. Церковные деятели получили наконец широкий доступ к средствам массовой информации – в печать, на радио и телевидение. Важнейшим событием 1988 года явилось празднование 1000-летия Крещения Руси. Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО призвала отметить «1000-летие введения Христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

Ввиду приближения юбилейной даты – 1000-летия Крещения Руси, Священным Синодом в 1981 году была образована Юбилейная Комиссия под председательством Святейшего Пимена, которая возглавляла работу по подготовке юбилейных торжеств. В предъюбилейное время было проведено три международных научно-богословских конференции: в Киеве (июль 1986 г.), Москве (май 1987 г.) и Ленинграде (февраль 1988 г.), в которых участвовали русские и зарубежные богословы, церковные историки, канонисты, светские ученые: историки, философы, филологи, искусствоведы. С 28 по 31 марта 1988 года в Московском Новодевичьем монастыре заседало Предсоборное Архиерейское Совещание. На нем были рассмотрены программа юбилейного Поместного Собора и проекты его документов. Особое внимание привлек проект Устава об управлении Русской Православной Церкви, архипастыри внесли в него ряд поправок. На Архиерейском Совещании были приняты имена подвижников благочестия для канонизации на Поместном Соборе.

Юбилейные торжества продолжались с 5 по 12 июня. На празднование 1000-летия Крещения Руси в Москву съехались члены Поместного Собора и 517 почетных гостей, среди которых были Патриархи Антиохийский Игнатий IV, Иерусалимский Диодор I, Грузинский Илия II, Болгарский Максим, главы Кипрской, Польской, Чехословацкой, Американской Православных Церквей, и высокие инославные гости – кардиналы, архиепископ Кентерберийский, генеральный секретарь Высшего Церковного Совета Эмиль Кастро и др. В торжествах участвовали главы и представители нехристианских религиозных общин, общественные и политические деятели со всего мира.

5 июня, в Неделю всех святых, Божественной литургией в Московском Богоявленском Соборе открылись юбилейные торжества. Поместный Собор открылся 6 июня Божественной литургией в Троицком соборе Лавры преподобного Сергия. На Собор прибыло 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, 2-х духовных академий и 3-х семинарий, от зарубежных учреждений Русской Церкви и от Японской Автономной Церкви. В Президиум Собора были избраны Патриарх и постоянные члены Синода.

6 июня митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Для прославления в лике святых были предложены: благоверный великий князь Московский Димитрий Донской (1350-1380), преподобный Андрей Рублев (1360 – 1-я половина XV века), преподобный Максим Грек (1470-1556), святитель Макарий Московский (1482-1563), преподобный Паисий Величковский (1722-1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 – начало XIX века), святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891), святитель Феофан Затворник (1815-1894). По решению Поместного Собора был совершен чин канонизации новоявленных угодников Божиих.

На заседании 7 июня с докладом «Жизнь и деятельность Православной Церкви» выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), управляющий делами Московской Патриархии, Патриарший Экзарх Западной Европы. Он сделал обзор основных событий церковной жизни с 1971 по 1988 годы, были приведены статистические сведения. Вслед за тем митрополит Владимир остановился на актуальных проблемах церковной жизни, необходимости реорганизовать управление делами Московской Патриархии, увеличить тираж книг Священного Писания и молитвословов, интенсивнее развивать церковно-издательскую деятельность, которую следует направить на катихизацию верующих, на подготовку квалифицированных преподавателей духовных школ. В церковных общинах необходимо поощрять активность прихожан, особенно в делах благотворительности. Пастыри обязаны благоговейно и ревностно совершать богослужения, проповедовать за каждой воскресной и праздничной службой.

Главным событием заседания 8 июня явилось обсуждение и принятие нового Устава Русской Православной Церкви. Проект Устава был представлен Собору архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (ныне – митрополит Смоленский и Калининградский). «Церковные уставы, – сказал он, – являются своего рода комментариями к канонам. При этом они сами обладают высоким каноническим авторитетом, поскольку принимаются Поместными Соборами. «Положение об управлении Русской Православной Церковью», принятое на Поместном Соборе 1945 года, устарело. Изменения, внесенные в него в 1961 году, продиктованные сложной ситуацией, в которой оказалась Церковь на рубеже 50-60-х годов, привели к тому, что духовенство оказалось фактически отстраненным от руководства приходами, а юридически – и вообще от самих приходов». Предлагаемый проект докладчик поставил в преемственную связь с «Определениями» Собора 1917-1918 годов. Эта связь воплощена в попытке выразить в современных категориях основную идею православной экклезиологии – идею соборности. Вместе с предложенными поправками Устав Русской Православной Церкви был принят Поместным Собором. Новый Устав ввел периодичность созыва Поместных и Архиерейских Соборов. Он предусматривает также расширение состава Священного Синода: число его временных членов увеличено до пяти.

Возвращаясь к основным принципам «Определений» Собора 1917-1918 годов о епархиальном управлении, Поместный Собор в Уставе восстанавливает Епархиальные собрания. «Высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное собрание», – сказано в Уставе. Епархиальное собрание состоит из равного числа представителей клира и мирян. О Епархиальном совете в Уставе говорится, что он «образуется по благословению правящего архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на один год».

Важнейшие изменения, в сравнении с действовавшим ранее «Положением об управлении Русской Православной Церковью», касаются приходов. По Уставу, клирики включаются в состав Приходского собрания, а председательство в Приходском собрании Устав предоставил настоятелю прихода. Приходской совет, по Уставу, является исполнительным органом Приходского собрания и как таковой подотчетен ему. В состав Приходского совета должны входить председатель, его помощник и казначей, избираемые на трехлетний срок. Председателем Приходского совета может быть и клирик, и мирянин. 9 июня члены Собора обсудили и приняли ряд новых документов: «Определения Поместного Собора», «Обращение ко всем христианам мира», «Заявление по насущным проблемам современности».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.