Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Данное учебно-практическое пособие создано на основе требований ФГОС, учебного плана и рабочей программы дисциплины «философия»




 

Данное учебно-практическое пособие создано на основе требований ФГОС, учебного плана и рабочей программы дисциплины «Философия».

Руководство по изучению дисциплины включает в себя необходимые нормативные и методические компоненты для успешного освоения дисциплины: ее цели и задачи, компетенции студента, формируемые в результате освоения курса философии, ожидаемые результаты, связь разделов дисциплины с формируемыми компетенциями, методические рекомендации бакалаврам по изучению и преподавателям по организации изучения дисциплины в целом.

Кроме того, в каждом разделе учебного пособия помимо лекционного курса представлены основные используемые термины и понятия, глоссарий, методические рекомендации для студента по изучению раздела, вопросы и задания для самоконтроля, тестовые вопросы, перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов. Важное место занимают практические задания к разделам, которые могут быть обсуждены на занятиях.

В учебно-практическом пособии рассматриваются наиболее важные темы курса. Особое внимание уделяется выявлению специфики философии, освещению истории философии, основным философским проблемам – бытия, познания, человека и общества. При этом философская проблематика излагается двояким образом: в историческом плане
и в ее современном состоянии.

Главная задача данного пособия состоит в том, чтобы сформировать представление о специфическом духовном образовании под названием «философия». Философия рассматривается как интеллектуально-мыслительная деятельность, в ходе которой кристаллизуется ее предметная область, а также разрабатываются своеобразные приемы, методы, принципы, язык.

В качестве учебного предмета «философия» – это система знаний о взаимоотношениях человека и мира, ее освоение означает приобщение к интеллектуально-духовному наследию человечества. Такое приобщение может вовлечь знакомящегося с философией в уникальный мыслительный процесс, в котором интеллектуальный материал (знания, опыт философствования, динамика духовной деятельности) не только осознается, но и преобразуется в соответствии с личным опытом жизни.

Непосредственный акт философствования состоит в реализации индивидуально-личностного миропонимания в контексте накопленного философского опыта.
Это предполагает постановку и решение вопросов мировоззренческого характера, касающихся установления жизненных ценностных и целевых ориентиров, самоопределения в мире, поиска возможных путей самореализации и т. д. Приобретение опыта философствования – одна из задач данного курса. Данный процесс может рассматриваться как своеобразный интеллектуальный тренинг, в ходе которого вырабатывается индивидуально-личностное миропонимание, формируется определенное мировидение, определяются формы и способы духовного самовыражения.

Автор пособия стремился к диалогичности в изложении материала, к такой постановке вопросов, которая позволила бы включиться в поиски ответов на них, как правило, многовариантных. С нашей точки зрения, очень важно вовремя передать слово
самому студенту, чтобы он мог самостоятельно продолжить развивать ту или иную философскую тему.

Предлагаемый материал организован так, чтобы степень самостоятельности работы бакалавров при изучении курса возрастала. По целому ряду вопросов студентам предоставляется возможность дополнить материал своими рассуждениями, подкрепить примерами, высказать собственное мнение. В пособии приводятся лишь некоторые варианты ответов на философские вопросы, которые не являются единственно возможными и не исчерпывают темы в целом.

Вопросы, которые сформулированы в пособии, являются базовыми и исходными для дальнейшего размышления и рассуждения. Учебно-методическая задача пособия заключается в организации обсуждения философских проблем, необходимо от одного вопроса двигаться к другому, разбирать вновь возникающие вопросы, делать выводы. Пособие содержит достаточно информации для обсуждения определенной темы.

Все темы имеют единую структуру. В начале каждой темы определяется круг вопросов, которые необходимы при ее рассмотрении. Затем выделяются основные аспекты данной темы. В ходе их анализа возникают дополнительные вопросы, определяются необходимые понятия, приводятся цитаты, в том числе – из произведений классиков философской мысли, делаются выводы. В рамках каждой темы также предлагаются вопросы, которые связывают ее с другими темами.

Практические и тестовые задания представлены по каждому разделу курса. Решение этих заданий подразумевает формирование собственной позиции, ее аргументацию.
При этом не только осуществляется контроль усвоения материала, но и повышается интеллектуально-мыслительная мобильность (например, в ходе поиска верного ответа).

Помимо данного учебно-практического пособия рекомендуется использовать дополнительные источники, в каждом из которых представлен авторский, индивидуально-личностный вариант рассмотрения той или иной философской темы. Сопоставление различных подходов, соотнесение точек зрения на постановку и решение проблем, сравнение многообразных интерпретаций философских положений дают возможность проблематизировать изучаемые темы. В качестве иных источников по курсу рекомендуются учебники, хрестоматии, энциклопедии и словари (подробнее см. библиографические списки к каждому разделу).

Учебно-практическое пособие подготовила кандидат философских наук, доцент Н. А. Гильмутдинова, дополнив и переработав учебно-методический комплекс «Философия», созданный при непосредственном участии и редакции доктора философских наук, профессора Г. Ф. Миронова (Ульяновск: УлГТУ, 2003), которому автор выражает бесконечное уважение и признательность. Данное пособие состоялось благодаря поддержке коллег и значительному опыту преподавания философии и философских дисциплин, накопленному коллективом кафедры «Философия» УлГТУ за многие годы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.