Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности. 10 страница




9. Адвокатская тайна. В Минюсте России подготовлен (и направлен в Администрацию Президента РФ) проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления", устанавливающий государственный контроль и надзор за деятельностью адвокатов, адвокатских палат и образований путем внесения поправок в Закон об адвокатуре <1>.

--------------------------------

<1> В частности, предлагается предоставить государственному органу право истребовать от адвокатов, адвокатских палат, всех органов адвокатских палат все материалы и сведения (досье), связанные с оказанием юридической помощи конкретным гражданам по конкретным делам. Это недопустимо, поскольку грубейшим образом нарушает законодательство об адвокатской тайне.

 

Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилищных и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. В законопроекте предлагается предоставить госоргану право направлять представителей во все органы адвокатуры, направлять рекомендации во все адвокатские органы, требовать прекращения статуса адвоката, вносить представления о применении к адвокату мер дисциплинарного характера.

10. Адвокатура и международные стандарты. В современном международном праве выработан комплекс мероприятий в виде организационных и правовых гарантий правозащитной деятельности адвоката в целях обеспечения юридической помощи населению, т.е. международные стандарты адвокатской деятельности, которые направлены на обеспечение одного из фундаментальных прав человека - права на защиту. Основу правового и морального регулирования деятельности адвоката на международном уровне составляет целая система международно-правовых актов <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 8 января 1993 г. N R (93) 1 "Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных"; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N (76) 5 "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам"; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N (78) 8 "О юридической помощи и консультациях"; Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. N R (81) 7 "Комитет министров - государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию"; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Генеральной Ассамблеей ООН и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 39/46 от 10 декабря 1984 г.); Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.).

 

Однако при первом же прочтении Постановления возникает вопрос: почему координация и регулирование деятельности государственных юридических бюро в соответствии с п. 4 возложены на Федеральную регистрационную службу? Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. о вопросах Федеральной регистрационной службы определяет основные задачи Росрегистрации.

В данном вопросе применен остаточный принцип, иными словами, не сумев закрепить оказание юридической помощи за каким-либо другим государственным органом, законодатель просто возложил эту обязанность на Федеральную регистрационную службу. Положение об оказании бесплатной юридической помощи значительно расширяет круг лиц, которые имеют право на ее получение, по сравнению с Федеральным законом, а также не ограничивает случаи, в которых такая помощь должна оказываться. И это является огромным преимуществом проводимого эксперимента <1>. Однако к определению круга лиц, которым юридическая помощь должна оказываться бесплатно, Министерство юстиции, разработавшее этот проект, подошло не дифференцированно. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Кроме того, четкое определение величины прожиточного минимума в каждом регионе может привести к тому, что в случае переезда в другой субъект Российской Федерации гражданин может потерять право на обращение за оказанием ему государственной юридической помощи.

--------------------------------

<1> См.: Семенов А.И. По материалам http://www.tsu.tmb.ru/nu/ (05.08.2005).

 

Показательным примером в данном плане является Финляндия, где оказание помощи за счет государственных средств осуществляется на основе Закона от 5 апреля 2002 г. "О юридической помощи". Граждане не связаны рамками своего места жительства и могут получить такую помощь в любом округе Финляндии <1>. По постановлению правительства воспользоваться услугами государственных юридических бюро могут те, чей доход за последние три месяца не превысил прожиточного минимума. Вопрос заключается в том, что большая часть проблем этих граждан вызвана неправомерными действиями государства в лице конкретных чиновников <2>.

--------------------------------

<1> См.: Мусатов В.В. По материалам http://www.bestlawyers.ru/php/ (21.08.2005).

<2> См.: Семеняко Е.В. http://www.kadis.ru.

 

В вопросах оказания бесплатной юридической помощи населению в самом Министерстве юстиции единой позиции до начала функционирования юридических бюро не было. Например, позиция главного специалиста отдела организации, координации и контроля ГУ Министерства юстиции РФ по УрФО В. Кобякова заключается в следующем: "Все услуги, которые оказываются на безвозмездной основе, не совсем актуальны для нынешней России" <1>. Безусловно, многие граждане воспримут с ликованием создание бесплатного бюро. Но есть и серьезные сомнения в их эффективности. Первое - это проблема кадров.

--------------------------------

<1> По материалам http://www.nakanune.ru (15.10.2005).

 

Эксперимент по созданию и деятельности государственных юридических бюро был продлен на весь 2007 г. Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. N 676 "О продлении на 2007 год срока проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" <1>. Министерству финансов РФ надлежит обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Постановления, в размере 65,03 млн. руб. в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Росрегистрации.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4906.

 

Все сказанное, думается, подтверждает бесспорное обстоятельство: нельзя в России образовать квалифицированную юридическую помощь, минуя адвокатское сообщество. Законодатель установил, что адвокатской деятельностью признается "квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката". Понятие квалифицированной юридической помощи введено Конституцией РФ и гарантировано каждому (ст. 48) <1>.

--------------------------------

<1> Известно, что управление социальными процессами требует крайней осмотрительности. А любые попытки их правового регулирования таят в себе серьезные опасности, если не основаны на трезвой оценке и учете как ближайших, так и отдаленных последствий.

 

Адвокатура и международные стандарты. В современном международном праве выработан комплекс мероприятий в виде организационных и правовых гарантий правозащитной деятельности адвоката в целях обеспечения юридической помощи населению, т.е. международные стандарты адвокатской деятельности, которые направлены на обеспечение одного из фундаментальных прав человека - права на защиту. Основу правового и морального регулирования деятельности адвоката на международном уровне составляет целая система международно-правовых актов <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 8 января 1993 г. N R (93) 1 "Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных"; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N (76) 5 "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам"; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N (78) 8 "О юридической помощи и консультациях"; Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. N R (81) 7 "Комитет министров - государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию"; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Генеральной Ассамблеей ООН и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 39/46 от 10 декабря 1984 г.); Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.).

 

Однако при первом же прочтении Постановления возникает вопрос: почему координация и регулирование деятельности государственных юридических бюро в соответствии с п. 4 возложены на Федеральную регистрационную службу? Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. о вопросах Федеральной регистрационной службы определяет основные задачи Росрегистрации.

В данном вопросе применен остаточный принцип, иными словами, не сумев закрепить оказание юридической помощи за каким-либо другим государственным органом, законодатель просто возложил эту обязанность на Федеральную регистрационную службу. Положение об оказании бесплатной юридической помощи значительно расширяет круг лиц, которые имеют право на ее получение, по сравнению с Федеральным законом, а также не ограничивает случаи, в которых такая помощь должна оказываться. И это является огромным преимуществом проводимого эксперимента <1>. Однако к определению круга лиц, которым юридическая помощь должна оказываться бесплатно, Министерство юстиции, разработавшее этот проект, подошло не дифференцированно. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Кроме того, четкое определение величины прожиточного минимума в каждом регионе может привести к тому, что в случае переезда в другой субъект Российской Федерации гражданин может потерять право на обращение за оказанием ему государственной юридической помощи.

--------------------------------

<1> См.: Семенов А.И. По материалам http://www.tsu.tmb.ru/nu/ (05.08.2005).

 

Показательным примером в данном плане является Финляндия, где оказание помощи за счет государственных средств осуществляется на основе Закона от 5 апреля 2002 г. "О юридической помощи". Граждане не связаны рамками своего места жительства и могут получить такую помощь в любом округе Финляндии <1>. По постановлению правительства воспользоваться услугами государственных юридических бюро могут те, чей доход за последние три месяца не превысил прожиточного минимума. Вопрос заключается в том, что большая часть проблем этих граждан вызвана неправомерными действиями государства в лице конкретных чиновников <2>.

--------------------------------

<1> См.: Мусатов В.В. По материалам http://www.bestlawyers.ru/php/ (21.08.2005).

<2> См.: Семеняко Е.В. http://www.kadis.ru.

 

В вопросах оказания бесплатной юридической помощи населению в самом Министерстве юстиции единой позиции до начала функционирования юридических бюро не было. Например, позиция главного специалиста отдела организации, координации и контроля ГУ Министерства юстиции РФ по УрФО В. Кобякова заключается в следующем: "Все услуги, которые оказываются на безвозмездной основе, не совсем актуальны для нынешней России" <1>. Безусловно, многие граждане воспримут с ликованием создание бесплатного бюро. Но есть и серьезные сомнения в их эффективности. Первое - это проблема кадров.

--------------------------------

<1> По материалам http://www.nakanune.ru (15.10.2005).

 

Эксперимент по созданию и деятельности государственных юридических бюро был продлен на весь 2007 г. Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. N 676 "О продлении на 2007 год срока проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" <1>. Министерству финансов РФ надлежит обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Постановления, в размере 65,03 млн. руб. в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Росрегистрации.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4906.

 

Все сказанное, думается, подтверждает бесспорное обстоятельство: нельзя в России образовать квалифицированную юридическую помощь, минуя адвокатское сообщество. Законодатель установил, что адвокатской деятельностью признается "квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката". Понятие квалифицированной юридической помощи введено Конституцией РФ и гарантировано каждому (ст. 48) <1>.

--------------------------------

<1> Известно, что управление социальными процессами требует крайней осмотрительности. А любые попытки их правового регулирования таят в себе серьезные опасности, если не основаны на трезвой оценке и учете как ближайших, так и отдаленных последствий.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС АДВОКАТА В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

 

М.А. КОСАРЕВ

 

Косарев Максим Александрович - почетный адвокат России, лауреат серебряной медали имени Плевако, адвокат коллегии адвокатов "МОСЮРЦЕНТР".

 

При исследовании вопроса о правовом статусе адвоката и тесно связанного с ним вопроса о статусе адвокатуры в России следует обратиться к обширному опыту организации и деятельности адвокатуры в других странах. Исследование правового положения института адвокатуры в системе органов государственной власти, местного самоуправления, структур гражданского общества в зарубежных странах поможет, с нашей точки зрения, не только понять степень разработанности в Российской Федерации исследуемой проблемы, но и прогнозировать развитие института адвокатуры в нашей стране, а также открывает широкие перспективы для оптимизации законодательных предложений. При этом следует учитывать и то, что "общепризнанные принципы и нормы международного права... являются составной частью правовой системы" Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ), и это обязывает при совершенствовании национального права и правовых институтов не замыкаться рамками отечественных традиций.

В Заключении по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996 г.) подчеркивалось, что правовая система нашей страны все еще страдает рядом недостатков, что при доработке важнейших правовых актов (УК, УПК, ГК, ГПК РФ) в основу их концепции будут положены принципы и стандарты Совета Европы. Отдельный пункт Заключения (VI) был посвящен адвокатуре России: "Статус адвоката будет защищен законом; будет учреждено профессиональное объединение адвокатов" <1>. Вот почему в работе будет уделено особое внимание вопросу правового статуса адвоката в других странах.

--------------------------------

<1> См.: Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека. М., 2003. С. 27 - 28.

 

Адвокатура является составной частью правовой культуры страны, поэтому мы рассмотрим устройство адвокатуры в США и Франции, поскольку теория права относит эти государства к особо ярким представителям различных правовых систем: англо-саксонской и романо-германской.

Кроме того, будут исследованы вопросы статуса адвоката в Германии и Великобритании; Финляндии - государства, которое в ходе развития института адвокатуры использовало и опыт Российской империи (до октября 1917 г.), и свои традиции; Южно-Африканской Республики (ЮАР) - государства Африканского континента, где адвокатура в течение длительного времени развивалась довольно самобытным путем, опираясь на англо-саксонскую и романо-германскую системы.

Считаем необходимым рассмотреть вопросы статуса адвокатуры и адвокатов в странах - участницах Союза Независимых Государств (СНГ), в которых при формировании национальной адвокатуры в существенной мере проявляются степень развитости правовой сферы, исторические и национальные традиции, политические ориентации, влияние опыта и традиций совместного развития этих независимых государств в составе СССР.

Будет рассмотрен опыт развития института адвокатуры Китайской Народной Республики - государства, идущего по пути построения социализма, которое при создании в КНР адвокатуры на определенных этапах активно использовало опыт СССР.

 

Порядок и основания приобретения статуса адвоката

 

Условия доступа к адвокатской профессии во Франции довольно жесткие и определены Декретом 1972 г. Для этого необходимо иметь французское гражданство и диплом по специальности высшего учебного заведения (как минимум магистра права); лицо, желающее стать членом ассоциации адвокатов, не должно иметь судимости, а также взысканий за серьезные дисциплинарные или административные проступки; не быть соучастником банкротства по линии какой-либо фирмы или предприятия.

Лицо, соответствующее указанным требованиям, должно выдержать вступительные экзамены в центре профессиональной подготовки (два письменных и устный), проучиться там год, пройти теоретический курс и практическую стажировку, а затем сдать выпускные экзамены (1 письменный и 3 устных). При соблюдении этих условий юрист вступает в ассоциацию адвокатов и принимает присягу следующего содержания: "Присягаю как адвокат исполнять свои функции с достоинством, добросовестно, независимо, честно и гуманно". После этого он уже в качестве адвоката проходит двухгодичную стажировку по специальности и получает свидетельство.

Адвокатом во Франции может стать также гражданин одного из государств Общего рынка при наличии условий взаимного признания дипломов о высшем образовании. Кроме того, иностранцы должны соответствовать ряду особых требований.

В Германии деятельность и построение адвокатуры регламентирует специальное законодательство. Это Федеральный закон об адвокатуре, принятый 1 августа 1959 г., и Федеральное положение об оплате услуг адвокатов, принятое 26 июля 1957 г. Согласно Государственному договору об экономическом, валютном и социальном союзе, заключенному между ФРГ и ГДР и вступившему в силу с 1 июля 1990 г., на территории бывшей ГДР стали применяться законы ФРГ. Соответственно, в настоящее время эти два нормативных акта действуют на всей территории объединенной Германии.

К адвокатской деятельности допускается только тот, кто в соответствии с Законом о судоустройстве может быть признан пригодным к исполнению судебных обязанностей. Для адвокатов и судей установлены одинаковые требования к уровню образования.

Соискатель, имеющий высшее юридическое образование, должен прослушать курс права в течение 6 семестров в одном из университетов Германии, а затем успешно сдать два специальных экзамена. Первый экзамен можно назвать выпускным, поскольку сдается он в том учебном заведении, в котором обучался будущий судья или адвокат. Следующий этап - стажировка (от трех с половиной до четырех лет) в органах суда, прокуратуры, нотариата или адвокатуре. Оплата стажировки - за счет казны (специальных фондов земельных органов власти). После окончания стажировки наступает время для сдачи второго экзамена. Этот экзамен проводится под эгидой министерства (управления) юстиции соответствующей административной территории (земли). Именно министерство (управление) разрабатывает программу экзамена и формирует экзаменационные билеты, издает методические пособия, создает экзаменационную комиссию. Это уже не экзамен на знания, а экзамен на практические навыки на владение профессией. Сдавший его может стать и судьей, и адвокатом. Из этого правила есть лишь одно исключение: и без стажировки, и без экзамена адвокатом может стать юрист, имеющий степень доктора права Германии.

Вопрос о допуске к адвокатской практике решает министерство (управление) юстиции той же земли, на территории которой проживает соискатель. Однако решение принимается с учетом мнения территориальной коллегии адвокатов. После получения ходатайства министерство запрашивает мнение коллегии адвокатов округа, в котором заявитель собирается работать. Максимальный срок для дачи ответа - два месяца. Однако, если за это время коллегия никак не отреагировала на запрос о ее мнении по поводу заявителя, не высказала своего мнения, считается, что возражений со стороны коллегии нет.

Закон об адвокатуре содержит исчерпывающий и весьма подробный (десять пунктов) перечень оснований, по которым соискателю может быть отказано в удовлетворении его ходатайства. Гражданин не будет допущен к адвокатской практике, если он:

- был лишен по решению Федерального конституционного суда основных гражданских прав;

- по решению суда лишен права занимать публичные должности;

- по решению суда был исключен из адвокатуры;

- по решению дисциплинарного суда был уволен из органов правосудия;

- был обвинен в совершении поступка, недостойного адвокатского звания;

- противозаконным способом участвует в борьбе против существующего в Германии общественного строя;

- вследствие своих физических недостатков или слабости духовных сил длительное время будет не в состоянии надлежащим образом исполнять адвокатские функции;

- занимается деятельностью, не совместимой с профессией и репутацией адвоката;

- ограничен решением суда в праве распоряжаться своей собственностью;

- является судьей или государственным служащим (за исключением случаев, когда эти функции выполняются на общественных началах) <2>.

--------------------------------

<2> См.: Барщевский М.Ю., Сарайкина О.В. Закон об адвокатуре: Хотели как лучше, получилось?.. М., 2004. С. 7 - 8; 40 - 41.

 

Адвокат имеет право осуществлять адвокатскую практику только в одном суде, к которому он приписан. Возможно получение разрешения на работу в других судах, но только в интересах правосудия и в виде исключения. Юристу, допущенному к адвокатской деятельности в Федеральном верховном суде Германии, адвокатская практика в любом нижестоящем суде запрещалась без каких бы то ни было исключений.

В Финляндии деятельность адвокатов регламентируется Законом "Об адвокатуре" от 1959 года. Контроль за деятельностью адвокатов осуществляется их публично-правовым объединением, Ассоциацией адвокатов Финляндии, для приема в члены которого требуются, кроме высшего юридического образования, достаточный практический опыт вспомогательной работы, связанной с адвокатской деятельностью, а также сдача специального экзамена адвоката.

Ассоциация адвокатов предоставляет звание адвоката по ходатайству кандидата. Требованиями к нему являются: наличие высшего юридического образования; достаточный практический опыт; сдача организационного Ассоциацией адвокатов экзамена адвоката для показания достаточной квалификации; честность и пригодность к профессии адвоката; достаточная материальная обеспеченность для занятия профессиональной деятельностью <3>.

--------------------------------

<3> Халберг П., Яймя М. Основы правовой защиты в Финляндии. Хельсинки, 2002. С. 44.

 

Кроме того, в Финляндской Республике для оказания юридической помощи малоимущим слоям населения создана разветвленная структура государственных юридических бюро, организационно подведомственных Министерству юстиции и расположенных, как правило, в тех же районах, где и уездные суды. Сотрудники таких бюро являются государственными служащими и получают заработную плату из госбюджета. Гражданам предоставляется государственная юридическая помощь практически по неограниченному кругу вопросов и дел в судах, хотя основное внимание уделяется помощи в социальной сфере (спорам по трудовым, пенсионным, семейным отношениям и т.п.). Критерием, дающим право на получение такой юридической помощи, является имущественное положение гражданина. Так, при месячном совокупном доходе до 650 евро юридическая помощь оказывается бесплатно. Если доход составляет от 650 до 1400 евро, предусмотрена пробная шкала, в соответствии с которой гражданин частично оплачивает получение такой помощи. При совокупном доходе свыше 1400 евро бесплатная или льготная государственная юридическая помощь не предоставляется. В конкретных случаях государственным юридическим бюро предоставлено право нанимать специального адвоката для оказания юридической помощи малоимущему гражданину в суде и оплачивать его услуги. Содержание государственных юридических бюро осуществляется за счет средств государства, а также частичной оплаты их услуг гражданами в указанных выше случаях.

В США нет нормативно-правового акта, который закреплял бы права адвоката в судопроизводстве. Статус защитника вытекает из обычая, прецедентного права, норм профессиональной этики.

Основополагающее условие участия адвоката в судопроизводстве, изложенное в поправке VI (1791 г.) к Конституции США: "При всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право на скорбный и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом, где было совершено преступление; обвиняемый имеет право быть осведомленным о сущности и основаниях обвинения, он имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, право на принудительный вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты".

В свою очередь, эта поправка нашла свое развитие в ряде решений судов (1963 г., дело "Гидеон против Уэйнтрайта"; 1966 г., дело "Миранда против штата Аризона"; 1977 г., дело "Брюер против Вильямса" и т.д.). Суть этих решений сводится к следующим принципам: право на адвоката является фундаментальным и необходимым для справедливого суда, при этом право на адвоката имеет каждый, может быть назначено наказание в виде лишения свободы; адвокат должен участвовать в тех процессуальных действиях, где он может оказать обвиняемому "помощь, чтобы справиться с правовыми проблемами, или дать совет, когда ему противостоит другая процессуальная сторона".

Таким образом, участие адвоката-защитника обязательно в любом судебном заседании вне зависимости от того, признал ли подсудимый себя виновным или нет.

Выпускник юридического вуза вместе с дипломом и степенью не обретает автоматического права заниматься адвокатской практикой. Для того чтобы получить патент на адвокатскую практику, ему необходимо пройти дополнительную аттестацию. Причем патент выдается на право заниматься адвокатской практикой не вообще, повсеместно в США, а только на территории этого штата, где собирается практиковать данный кандидат в адвокаты.

Условия допуска к адвокатской практике устанавливаются обычно верховным судом штата, однако вопрос о самом допуске решается специальной комиссией по допуску в адвокатуру, формируемой либо ассоциацией адвокатов штата, либо по назначению суда или губернатора штата. Как правило, эта комиссия состоит из практикующих юристов.

При решении вопроса о допуске к адвокатской практике комиссия исходит из моральных качеств кандидата и результатов проводимого ею экзамена.

Изучение моральных качеств предваряет экзамен и состоит в исследовании документов, представляемых самим кандидатом. Если у комиссии возникнут какие-либо сомнения по поводку правдивости предоставленной информации, она вправе провести негласную проверку полученных данных. Характеристика лица складывается из рассказа претендента о самом себе, а также из информации о наличии или отсутствии судимостей, приводов в полицию, о том, страдает ли он наркоманией или алкоголизмом. Нередко о моральном облике соискателя патента справки наводятся и у его соседей по месту жительства.

Экзамен состоит из устного собеседования и письменной работы. Письменная работа, как правило, продолжается несколько дней, в течение которых претендент должен ответить на 20 - 30 вопросов, касающихся толкования и применения правовых норм штата, в котором сдается экзамен. Решение экзаменационной комиссии может быть обжаловано в суде.

Разрешение на ведение дел в федеральных судах выдается автоматически лицам, допущенным к адвокатской практике в штате.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.