Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы психологии




Термином «принцип» (от латинского - основа, первоисточник) обозначают ведущую идею, основное правило поведения и деятельности, центральное понятие, основание системы. Принцип образует самое главное обобщение и распространение определенного теоретического положения на все явления той или иной сферы деятельности, с которой этот принцип выделен.

Рассмотрим эти принципы по В.В. Рыбалко, согласно каждого из выше указанных уровней методологии.

Законы и принципы философско-психологического уровня:

· принцип возможности познания внутреннего мира личности;

· принцип единства субъекта и объекта психологического познания;

· принцип отражения;

· принцип определяющей роли практики в психологическом познании.

Данные принципы теории познания находят свое выражение в более конкретных принципах научного исследования в гуманитарных и естественных науках.

Принципы общенаучно-психологического уровня:

· принцип системности (системного анализа, системного подхода);

· принцип относительности (в его не только в физическом смысле);

· принцип обратной связи;

· принцип сохранения энергии;

· принцип дополнительности;

· принцип синергии и т. д.

В психологии эти принципы используют как в общенаучной форме, так и в психологической модификации, в интеграции с чисто психологическими принципами.

Отечественная психология в качестве основных выделяет три нижеследующих методологических принципа:

1. Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования.

2. В принципе развития психики объективно проявляются и реализуются детерминация поведения, связь сознания и деятельности. По этому принципу каждому уровню детерминации присущ свой тип развития. На уровне организма субъект развивается в процессе созревания и формирования психофизиологических подструктур, на уровне индивида - в процессе деятельности присвоения, а на уровне личности - в процессе преобразовательной деятельности.

3. Принцип единства сознания и деятельности. По этому принципу, сознание и деятельность не тождественны друг другу, но и не противоположны. Они образуют единство. Сознание предстает как внутренний, идеальный план деятельности. Принцип единства сознания и деятельности позволяет изучать «тайны психики» через процессы и продукты деятельности и поведения человека, раскрывая объективные закономерности внутренних психических явлений.

К важным методологическим принципам психологии также относятся:

1. принцип отражения - раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

2. принцип активности - выражается в понимании психического отражения как активного процесса. В частности, речь идет о том, что психическое отражение непосредственно зависит от целей, установок, потребностей, эмоций, прошлого опыта человека, которые и определяют избирательность этого отражения. Кроме того, одной из важнейших особенностей проявления активности психического отражения является возможность предвосхищения будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т. д.

3. принцип системности - психика является сложной системой взаимосвязанных элементов, таких как, например, память, воля, мышление, воображение и т. д., которые следует рассматривать не как нечто автономное, а как составные элементы целого. Психика возникает при этом как особая открытая система с обратными связями. На каждом уровне детерминации психика включена в регуляции взаимодействия субъекта с более широкой биологической системой (на уровне организма), с социальной системой (на уровне индивида), с создаваемыми культурно-историческими ценностями общества и предметного мира (на уровне личности).

4. принцип историзма - психическое развитие происходит в процессе общественно-исторического становления и определяется общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и в свою очередь так же определяется ими.

Принципы психолого-прикладного уровня свойственны различным отраслям прикладной психологии. Они отражают как исследовательскую, так и преобразовательную специфику этих отраслей, их связь с принципами теоретической психологии. Здесь речь идет о принципах отраслей прикладной психологии.

Например, в социальной психологии рассматривают как главные следующие принципы: а) социальной обусловленности психики; б) детерминизма; в) отражения; г) общения.

Принципы практически-психологического уровня, которые отвечают относительно новому для отечественной психологической науки направлению - практической психологии - только определяются. Так, один из основателей украинской практической психологии В.Г. Панок справедливо признает необходимость создания системы специальных принципов этой отрасли, которая должна включать в себя и принципы академической, теоретической психологии, но не ограничиваться только ими.

Центральным принципом (метапринципом) практической психологии В.Г. Панок предлагает считать принцип гуманизма, «исходной точкой, с которой возможно развертывание практической работы, и основным условием ее осуществления». По принципу гуманизма, «или гуманистического подхода к человеку», все виды деятельности в практической работе должны соответствовать ее объекту, исходить из интересов и прав человека, защиты его личностного суверенитета, всестороннего развития ее самобытности.

На основе принципа гуманизма строятся этические правила работы практического психолога, которые касаются его ответственности, компетентности, защиты интересов клиента («не навреди»), конфиденциальности работы с ним и т. д.

Принципы онтопсихологического уровня в методологическом пространстве психологии предстают как правила, этические нормы обеспечения жизнедеятельности, межличностного взаимодействия, социального поведения и профессиональной деятельности. Как пример, можно привести принцип жизненной целесообразности психологического знания для личности. Его разновидностью является принцип прагматизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 8411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.