Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1.
| Культура речи и языковая норма
|
|
|
Тема 1.1. «Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина, в основе которой языковая норма.
| Содержание учебного материала.
| 2
|
| «Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина Современный русский язык, тенденции его развития, проблема его экологии. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Понятие нормы, коммуникативная целесообразность нормы.
Литературный язык и языковые нормы, их типы
| 1
|
Лабораторные работы
|
|
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа студента: индивидуальное задание- составление личного плана повышения уровня грамотности.
| 5
|
Тема 1.2. Орфоэпические нормы
| Содержание учебного материала
| 1
| 2
|
| Орфоэпические нормы Понятия «орфоэпия», «акцентология». Варианты русского литературного произношения гласных и согласных звуков, заимствованных слов.
Акцентологическая норма. Разноместность и подвижность как свойства русского ударения. Вариативные нормы ударения.
|
Лабораторные работы
|
|
|
Практические занятия:
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа студента: работа с орфоэпическими словарями - составление личного орфоэпического словарика «Трудные случаи ударения и произношения».
| 5
|
Тема 1.3.
Нормы русского правописания
|
Содержание учебного материала
| -
| 2
|
| Нормы правописания. Орфография и пунктуация, основные принципы. Понятие орфограммы и пунктограммы. Функции знаков препинания в тексте.
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:Нормы русского правописания. Осложненное списывание. Орфографический и пунктуационный разбор.
| 1
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа студента. Работа с информационными источниками, изучение понятий: орфография и пунктуация, основные принципы. Понятие орфограммы и пунктограммы. Функции знаков препинания в тексте. Работа с орфографическими словарями – составление личного словаря «Мои ошибки».
| 5
|
Тема 1.4.
Лексическая норма и основные коммуникатив-ные качества речи.
| Содержание учебного материала
|
1
| 2
|
1.
| Лексическая норма и основные коммуникативные качества речи. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Основные коммуникативные качества речи: правильность, точность, выразительность, уместность, чистота, логичность.
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия.
| -
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа студента. Работа с толковыми и фразеологическими словарями.
редактирование газетных статей, подбор примеров с речевыми ошибками, публицистическими штампами, клише
| 5
|
Тема 1.5. Грамматические нормы
| Содержание учебного материала
|
-
| 2
|
| Грамматические нормы(морфологическая, словообразовательная, синтаксическая).
|
Лабораторные работы
|
|
|
Практические занятия: Морфологические и синтаксические нормы. Корректировка ошибок в словообразовании, формообразовании,использовании в тексте форм слова, словосочетаний, предложений.
| 1
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа студента. Работа с различными информационными источниками. Изучение понятий: «части речи», «морфология», «морфема», «словообразование», «синтаксис», «синтаксические единицы языка. Стилистические возможности словообразования. составление словаря международных словообразовательных элементов; подбор примеров с использованием профессиональных и научных словообразовательных элементов.
| 5
|
Раздел 2.
| Функциональные стили современного русского языка
|
|
Тема 2.1.
Понятие функциональ-ных стилей русского языка
| Содержание учебного материала
|
1
| 2
|
| Понятие стилей русского языка, функциональные стили и их взаимодействие.
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа студента. Работа с различными информационными источниками. Изучение особенностей языка художественной литературы. Индивидуальное творческое задание - лингвистический анализ художественного текста.
| 5
|
Тема 2.2.
Официально-деловой стиль
| Содержание учебного материала
|
-
| 2
|
1.
| Официально-деловой стиль, его своеобразие
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа студента. Работа с различными информационными источниками. Основные виды деловых и коммерческих документов. Языковые формулы официальных документов. Язык и стиль деловой беседы. Официально – деловая письменная речь. Культура составления деловых писем. Реклама в деловой речи. составление деловых писем; подбор из текстов примеров с разными типами связи в словосочетаниях, предложениях, свойственных деловому стилю речи.
| 5
|
Тема 2.3. Научный стиль
| Содержание учебного материала
|
-
| 2
|
1.
| Научный стиль в его устной и письменной разновидности
|
Лабораторные работы
|
|
|
Практические занятия:
| -
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа студента: работа над рефератом по выбранной теме. Жанры научной речи: научная монография, статья, тезисы, аннотация, рецензия, резюме. Терминологичность словарного состава как ведущий признак научного стиля. Структурно- смысловые компоненты и языковые средства, оформляющие аннотацию, рецензию, конспект, реферат, работа над рефератом по выбранной теме.
| 6
|
Тема 2.4.
Публицистичес- кий стиль
| Содержание учебного материала
|
-
| 2
|
1.
| Общественно-публицистический стиль.
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа студента. Отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенность устной публичной речи, ее риторические приемы и принципы построения.
Культура ораторской речи, Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения, Средства структурирования текста. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, начало, развертывание и завершение речи. Выступление перед аудиторией. составление отзыва (рецензии).
| 5
|
Тема 2.5.
Разговорная речь.
| Содержание учебного материала
|
-
| 2
|
1.
| Особенности разговорной речи
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа студента. Разграничение разговорности и просторечия, Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского языка и условия ее функционирования. Роль внеязыковых факторов. наблюдение над речью (своей, окружающих) с целью корректировки ошибок в употреблении речевых конструкций различных стилей речи.
| 5
|
Раздел 3.
| Функционально - смысловые типы речи
|
|
|
Тема 3.1.
Описание; языковые средства и специальные приемы
| Содержание учебного материала
|
1
| 2
|
1.
| Понятие описания, повествования, рассуждения как функционально-смысловых типов речи.
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа студента: подбор примеров текстов-описаний из учебной литературы. Виды описаний: деловое (научно-популярное) и художественное. Языковые средства и специальные приемы жанров-описаний. подбор примеров текстов-описаний из учебной литературы.
|
5
|
Тема 3.2.
Повествование; языковые средства и специальные приемы
| Содержание учебного материала
| -
| 2
|
1.
| Понятие «повествование»,
|
Лабораторные работы
|
|
|
Практические занятия:
| -
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа студента: работа с различными информационными источниками, изучение жанров повествований: рассказ, пересказ, сообщение (отчет и доклад). Языковые средства и специальные приемы жанров-повествований. пересказ прочитанного художественного текста, составление отчета.
| 5
|
Тема 3.3.
Рассуждение; языковые средства и специальные приемы
| Содержание учебного материала
|
-
| 2
|
| Понятие«рассуждение».
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия.
| -
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа студента,работа с различными информационными источниками. Изучение структуры рассуждения. Языковые средства и специальные приемы жанров-рассуждений. Взаимосвяэь рассуждения и других фунционально-смысловыхтипов речи. подбор примеров аргументов различных видов из текстов рассуждений.
| 5
|
Раздел 4.
| Речевая деятельность и речевое взаимодействие.
|
|
|
Тема 4.1.
Речевая деятельность, структура и виды
| Содержание учебного материала
|
1
| 2
|
| Виды речевой деятельности: слушание, говорение, писание и чтение.Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания. Говорение. Принципы речевого поведения в различных ситуациях служебного общения. Активное чтение. Жанр и композиция текста. Деловой спор. Культура полемической речи. Дискуссия как управляемый спор.
|
Лабораторные работы
|
|
|
Практические занятия:
| -
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа студента: подготовка выразительного чтения текстов разных жанров.
| 4
|
Тема 4.2.
Речевой этикет.
| Содержание учебного материала
| 1
| 2
|
1.
| Понятие речевого этикета. Способы передачи этикетной информации. Речевые клише для выражения приветствия, просьбы, благодарности, прощания. Культура выражения несогласия. Критика и комплимент. Речевое поведение в конфликтных ситуациях.
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
| -
|
Самостоятельная работа: работа с различными информационными источниками- подбор примеров с разными способами передачи этикетной информации.
|
4
|
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
| -
|
Всего:
|
84
|