Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные темы речей




Ход работы

Изучение основных жанров публицистической речи, способов привлечения внимания, доказательств и опровержений, подготовка речи, выступление перед аудиторией, составление отзыва.

Тема 2.4. Публицистический стиль.

Самостоятельная работа студента: Отбор языковых средств в

публицистическом стиле. Особенность устной публичной речи, её риторические приемы и принципы построения. Культура ораторской речи. Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, начало, развертывание и завершение речи. Выступление перед аудиторией, составление отзыва(рецензии)

Порядок выполнения:

1 Изучение материала учебных пособий:

- Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи-М.: ФОРУМ,2009,стр. 341-343,

-Антонова Е.С., Воителева Т.М., Русский язык и культура речи, М.,2005,,стр.36-38, а также текста приложения.

Цель: - научиться употреблять языковые средства, свойственные публицистическому стилю,

- научиться составлять речь, выступать перед аудиторией.

2.1.Используя справочный материал составить речь на выбранную тему, определить аудиторию, где она будет произнесена, сформулировать общую цель речи;

2.2. Выступить с речью перед аудиторией учебной группы;

2.3 Написать рецензию на выступление одного из студентов группы.

 

1. Иностранный язык в образовании техника: вред или польза?

2. Я работаю над курсовым проектом.

3. Принцип конструкции прибора (механизма, машины, инструмента).

4. Как я готовлюсь к семейной жизни.

5. Интересная лекция по (истории Отечества, технической механике, математике т и т.д.).

6. Законы студенческой жизни.

7. Моя специальность и современная наука.

Приложение

Тема речи-то, о чем говорится в тексте. Тема может быть произвольно выбрана автором или навязана ему жизненными обстоятельствами.

Естественные ситуации порождены самой жизнью – необходимость выступить в парламенте, защитить человека в суде, сделать предложение любимой девушке и т.д.Искусственные ситуации связаны со специальной деятельностью, например, учебной(доклад на семинаре), научной(сообщение на заданную тему на конференции).

В естественной ситуации удачному выбору темы способствует учет следующих обстоятельств:

а) соответствие темы вашим знаниям и интересам, наличие личного опыта или теоретических знаний, которые помогут раскрыть её. Следует придерживаться правила- избранная тема должна дать вам больше информации, чем имеется у ваших слушателей;

б) уместность темы для данной аудитории;

в) конфликтный характер темы. Спор, столкновение, борьба всегда вызывают у людей интерес;

г) новизна темы. Но новое и необычное должно опираться на то, что уже знакомо и имеет для них значение.

Тема может быть широкой или узкой. Широкие темы делятся на подтемы. Пределом такого деления выступает микротема, равная в тексте одному абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей готового текста.

Авторская позиция определяется многими факторами: возрастом и полом, образом мысли, уровнем образования, профессией, жизненным опытом оратора и его профессией.

Авторская позиция вырабатывается поэтапно:

1)приобретение знаний по существу проблемы;

2) изучение компетентных мнений;

3) выработка собственного взгляда на проблему.

Источники информации при выработке авторской позиции подразделяются на непосредственные (жизненный опыт, специальные наблюдения) и опосредованные - личный опыт и специальные наблюдения компетентных людей, изложенные в их произведениях.

Накопив материал и выработав авторскую позицию, приступаем к определению цели выступления. Она может определяться видом реакции аудитории, которую мы хотим получить:

а) удовлетворить любознательность слушателей;

б) развлечь их;

в) воодушевить, убедить, склонить к какому-либо действию или его прекращению.

По характеру общей цели речи подразделяют на следующие типы: информационная, развлекательная и агитационная.

Задача информационной речи - пробудить интерес в слушателях к её предмету, теме, дать новое знание.

Задача развлекательной речи – доставить слушателям удовольствие, помочь им приятно и с пользой провести время отдыха.

Агитационные речи могут быть воодушевляющими, убеждающими и призывающими к действию. Воодушевляющая речь произносится обычно на торжественных, спортивных, политических, внутриорганизационных мероприятиях. По форме это приветствия, выступления с оценкой заслуг, в ознаменование каких- либо событий, речи о значении нравственных и общественных ценностей.

Воодушевляющая речь призвана затронуть прежде всего чувства слушателей, а не его рассудок. Темы могут быть следующие: «Памяти героя», «Мысли в связи с юбилеем предприятия», «доброе старое время», «Простые истины», «Человек, который любил детей».

Убеждающая речь имеет свои специфические черты. Что значит убедить человека в чем-либо? Это логическими доводами доказать или опровергнуть какое-то положение. Опираться нужно не только на разум человека, на его способность мыслить, но и на эмоциональную сферу. Успех убеждающей речи возможен, если в теме затронут спорный вопрос. Всегда интересными будут проблемы социальных, политических, экономических, культурных, религиозных отношений людей; торговля спиртными напитками, проблема прерывания беременности, размеры налогов, безработица и т.д.

Призывающая к действию или прекращению его речь должна вызвать в слушателях потребность сделать то, к чему их призывают (оказать материальную поддержку, проголосовать на выборах, купить товар, прочитать книгу, бросить курить, заняться физкультурой и т.д.)

Наиболее часто студентам приходится иметь дело с информационной речью(семинары, ответы на экзаменах, написание рефератов, отчетов, курсовых, и дипломных работ).Информационная речь может быть повествованием, описанием и рассуждением.

Повествование предполагает определенное движение в организации материала, развитии темы и используется для передачи сведений о протекании тех или иных событий, явлений.

Описание раскрывает внешний вид предмета, его составные части, место в ряду родственных, признаки предметов и явлений, их связи, в описаниях предметы и явления группируются, сравниваются, обобщаются по тому или иному признаку.

Рассуждение - это цепь умозаключений, доказательства и опровержения, сопоставления и противопоставления, причинно-следственные связи явлений, обобщения и выводы.

Структура речи трехчастная - вступление, основная часть, заключение. Главное достоинство первой и последней частей речи - краткость. Во вступлении желательно заинтересовать публику, сформулировать цель выступления, подчеркнуть его актуальность. В заключении необходимо подвести итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение. В процессе произнесения основной части необходимо быть последовательным в изложении материала и следить за его подчиненностью основной мысли.

Литература: 1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи, М., 2005, стр.36-38);

2.Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи-М.: ФОРУМ,2009,стр. 341-343.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.