Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие малого бизнеса в России




В России имеются все формальные предпосылки для успешного развития малого бизнеса на всех уровнях управления. Так, на федеральном уровне в настоящее время действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»[83] устанавливающий различные формы государственной поддержки. В то же время субъектах РФ приняты многочисленные нормативные правовые акты, включая законы, регулирующие отношения в данной области, долгосрочные и краткосрочные программы развития бизнеса. На местном уровне тоже принимаются и реализуются соответствующие программы, направленные на поддержку и развитие предпринимательства конкретных муниципальных образований.

Однако фактическое состояние бизнеса на данный момент неудовлетворительное. С чем это связано? Во-первых, это несовершенство налогообложения, во-вторых, нестабильность нормативно-правовой базы, в-третьих, административные барьеры, в-четвертых, несогласованность действий федеральных и региональных властей, в-пятых, высокие ставки по кредитам, в-шестых, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, в-седьмых, бюрократизм и взяточничество чиновников.

Если проанализировать существующее положение, то одну из проблем можно назвать налоговое бремя[84]. Действительно, чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды малого предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, развитие субъектов малого предпринимательства должно быть важной задачей настоящего временного периода.

Нельзя не сказать о тарифах на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которые работодатели платят исходя из начисленной заработной платы работников. С 1 января 2011 г. размер страховых взносов резко увеличился. Для субъектов, применяющих общую систему налогообложения, - с 26% до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и систему единого налога на вмененный доход (ЕНВД), - с 14% до 34%[85].С 1 января 2012 г. наблюдается некоторое снижение тарифов на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% и для льготных категорий - с 26% до 20%.

Рассматриваемые реформы вряд ли существенно пополнят бюджет. Надо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свое производство, а не вытаскивать деньги из бизнеса. Существующая налоговая система не способствует развитию малого бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это <10>. Речь в первую очередь должна идти о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до уровня 2010 г.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности малого предпринимательства. Весьма важное значение при этом имеют налоговые льготы, действующие в сфере малого бизнеса, в том числе дифференцированные ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость (Япония, Великобритания, Германия), пониженные ставки по подоходному налогу (Германия) и местным налогам (Япония). Интересно отметить, что в Швеции предприятия имеют право производить необлагаемые налогом отчисления в резерв из прибылей в пределах 40% величины чистой прибыли до вычета налогов <11>. В Германии применяются такие льготы, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли для категорий малого предпринимательства в зависимости от вида деятельности, освобождение малого предприятия в первые два года существования от всех выплат.Считаем, что совершенствование налоговой системы способствовало бы уменьшению оттока капитала из России.

Речь идет об изменении налоговой системы государства в целом. Но это не сможет решить существующую проблему крайне неравномерного распределения малых предприятий по регионам. Исследователи в этой области отмечают, что более 75% малых предприятий расположены в европейской части России. Причем треть общего количества предприятий сосредоточена в Центральном федеральном округе (ЦФО), в том числе в Москве - 16,1% от общего количества предприятий России

Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в ЦФО число малых предприятий составило 474,4 тыс., средняя численность занятых составила 3766,5 тыс. человек, оборот малых предприятий - 6572,8 млрд. руб., а, к примеру, в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) число малых предприятий насчитывалось всего 65,3 тыс., соответственно, меньше занятых - 428,1 тыс. человек, меньше оборот малых предприятий - 511,8 млрд. руб. [86]. Безусловно, разница очень значительная. Но такое сравнение представляется некорректным, поскольку и количество населения, проживающего в этих округах, тоже разное. Поэтому проанализируем отношение количества малых предприятий к численности населения [87] на примере отдельных субъектов РФ данных федеральных округов.

Рассмотрим сначала некоторые регионы ЦФО. В Москве находятся 207,9 тыс. малых предприятий, что составляет на 1000 жителей 18 предприятий. Практически такая же ситуация наблюдается и в Ярославской области, где зарегистрированы 23,6 тыс. субъектов малого бизнеса. Это составляет на 1000 человек 18,5 малых предприятий.Из приведенных показателей очевидна огромная разница распределения субъектов малого предпринимательства между отдельными регионами ЦФО, например, в Ярославской области (на 1000 жителей приходится 18,5 предприятия) и регионами ДФО, к примеру, в Еврейской автономной области (на 1000 жителей приходится всего 6 предприятий).

Известно, что социально-экономическое развитие субъектов РФ тесно взаимосвязано с развитием в них малого бизнеса. В этой связи федеральным и региональным органам власти следует обратить внимание на субъекты РФ, где слабо развивается малый бизнес. Для стимулирования предпринимательской активности населения таких регионов государству нужно более эффективно оказывать различные формы поддержки, включая финансовую, имущественную, информационно-консультационную, а также помощь в обучении и переобучении кадров. Кроме этого, в таких субъектах РФ видится целесообразным применение германского, шведского опыта, заключающегося в создании резерва не облагаемой налогом прибыли на малых предприятиях, освобождении от всех видов налогов в первые несколько лет существования малых предприятий.

Считаем, что введение дополнительных мер поддержки малого бизнеса в регионах, где он мало развит, требует глубокого экономического анализа, учета природно-географических условий, доходов на душу населения, масштабов безработицы, демографических показателей, степени напряженности экономической ситуации этих субъектов РФ.

Таким образом, необходимо:

-изменить формы и методов государственного регулирования вопросов малого бизнеса, а именно, совершенствование законодательства;

-здоровое реформирование налоговой системы;

-географическое расширение активности предпринимательской деятельности по субъектам РФ считается будет способствовать экономическому развитию России.

Ходаков Илья Дмитриевич

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.