Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сакский племенной союз(7-4 в.до н.э) территория,этнический состав,политическая история,хозяйство и культура




Одна группа племен жила в Семиречье, горах Тянь - Шаня, Тарбагатая и Алтая. Это саки – тиграхауда персидских или скифы – ортокарибантии греческих источников, означающие в переводе «носящие остроконечные шапки». Другая группа, обитавшая в Приаралье, получила у греков название массагетов и даев, у персов – саков - хаомаварга. В Центральном Казахстане греки помещали исседонов и аргиппеев. Археологи выделяют на этой территории особую кочевую культуру – тасмолинскую. Наконец, в Приуралье и Западном Казахстане обитали племена савроматов или сарматов.Кочевое скотоводство и использование железа позволило освоить огромные незаселенные ранее степные пространства, что привело к резкому увеличению стад овец и лошадей. Расслоение общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения. Такой силой стало государство. Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки. Для решения важных гос дел созывалось народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились и женщины. Опорой царской власти были "лучшие мужи"- военно-племенная аристократия. Затем стояла основная масса народа - рядовые воины-общинники. Обедневшие безлошадные общинники во время войны составляли пехоту. Хозяйство и культура саков. Господствующим типом хозяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс в жизни степных племен. Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В стадах у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. При раскопках погребений воинов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. Помимо породистых, разводились и обыкновенные лошади: небольшого роста с короткими ногами, но очень выносливые. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособленные к кочевой и полукочевой жизни. Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь. Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Археологические материалы также доказывают существование у племен Казахстана культа солнца и огня, что соответствует сообщениям античных авторов и раннеиранских источников, хотя в это же время продолжали существовать такие религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия. Главным компонентом искусства древних кочевников являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке "звериным стилем". Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер. По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалектах. Располагаясь на северо-восточных границах крупнейших государств Древнего Мира, сакские племенные союзы активно участвовали в политических событиях того времени. В 6в до н.э. против саков выступил царь Ахеменидов Кир, подчинивший до саков себе страны от Ирана до Средиземного моря, считавший себя равным богам и непобедимым. В 519-518 гг против саков-тиграхаудов выступил огромным войском другой персидский царь Дарий 1. В результате длительной борьбы ему удалось покорить часть саков и заставить их платить дань, а также посылать воинов для участия в персидских войнах. В составе персидских войск саки приняли участие в греко-персидской войне: в 490 г до н.э. в Марафонской битве и в Египте. В 4 в до н.э. против саков начал войну А.Македонский. В 330-327 гг он, захватив ряд районов Ср.Азии, направился к Сырдарье. По его приказу на Сырдарье была построена А.Э. Неудачей закончилась попытка подчинить себе сакские племена, живущие за Сырдарьей, этим самым саки остановили продвижение великого завоевателя на Восток. Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.

5.Усуни и канглы(3-2 до н.э.-5 век н.э.)

Уйсуны сменили саков – тиграхауда в Семиречье (Жетысу), антропологический тип – европеоиды, язык – древнетюркский. В 160г. до н.э. земли саков тиграхаудов в Семиречье заняли племена уйсуны, пришедшие сюда из Центральной Азии во 2 в. до н.э. Уйсуны говорили на древнетюркском языке. Территория – район Семиречья. Границы: от реки Чу на западе, до отрогов Тянь-Шаня на Востоке, от озера Балхаш на севере, до побережья Иссык-куля на юге. Столица – Чигучен находилась на берегу Иссык-куля. Государство делилось на 3 части: восточную, западную, центральную. Основные сведения о них встречаются в китайских источниках. Они вели войны с канглами и гуннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Хозяйство было скотоводческо-земледельческим. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояния между зимовками были небольшими: 30-100 км. Поэтому они могли долгое время оставаться на месте зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Также было развито земледелие. Уйсуны разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. В большом кол-ве изготовляли керамическую посуду, в основном чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Уйсуны умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Уйсунское общество не было однородным. Титул главы гос-ва - гуньмо, племенная и родовая знать – беки. Общество состояло из богатых людей, дружинников, жрецов, рядовых скотоводов и земледельцев. Самыми богатыми считались уйсуны, имевшие 4-5тыс лошадей. Он метили своих лошадей и ставили на них клеймо. Военоначальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, менее знатные – каменные и глиняные. Существовала частная собственность на скот и землю. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами. Соц неравенство хорошо прослеживается на археологических материалах – курганах. Объем и размер кургана, возведенного над могилой, говорили о его положении в обществе и степени его богатства. Ярким памятником ювелирного искусства является – Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье.. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35см, шириной 4,7см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людейв окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика. Датировка – 1 в до н.э. – 2 в н.э. Главная идея диадемы – изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы – небо, крылатые кони – Солнце. В погребении найдено 40 разных украшений. Канглы. В 3в. до н.э на юге Каз сформировалось объединение канглов. Территория – от Среднего течения Сырдарьи до предгорья Каратау. Столица Битянь. Первые сведения о канглах встречаются в кит источниках кот относ ко 2 веку до н.э. Они были связаны полит, экон и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. Вели войны с соседними племенами: гуннами, уйсунами и подчинили себе Бухару,Хорезм и некот др области Ср Азии. Канглы контролир отдель участки ВШП. Занимались скотоводством и поливным земледелием, в хозяйстве преобладали овцеводс и коневодство. Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменными и металлическими мотыгами. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах и в глиняных горшках. Большую роль играла охота, охотились на косуль, архаров, сайгаков, уток и гусей. В долинах рек Сырдарьи, Чу, Таласа было развито рыболовство. Умели плавить железо, изготавливали из него оружие и орудия труда. Из глины делали разную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводство и зерно, что привело к развит внешней торговли. Титул правителя –хан, власть передавалась по наследству от отца к сыну. Хан опирался на 3-х помощников визирей. Сущ имущественное неравенство, в руках знати сосредотачивались огромное богатство и плодородные пастбища. Воины превратились в средство обогащения имущих.Пленных обращали в рабов, они заним в основ приготовл пищи, ухажив за скотом. Среди канглов распростр культ природы и культ предков, верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животн. Обожествляли солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды. Археологич культуры делились на 3: 1.Каунчинская культура, регион распростр – районы прилег к Ташкенту, крупн памятником является поселение Актобе. 2.Отраро-Каратауская культура - между

средним течением Сырдарьи и реки Талас. Самый круп район Отрарский Оазис. На левом берегу реки Арысь обнаруж около 20 памятников – Костобе, Шаштобе,Ахайтобе и др. 3.Жетиасарская культура – район Куандарьи, обнаруж около 150 поселен и 100 могильников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.