Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казахстан в эпоху монгольского нашествия 13 век 2 страница




 

• При Ибак-хане были установлены связи Западной Сибири с Русским государством. В 1481 и 1483 гг. Ибак-хан заключил договор о дружбе и союзе, установил торговое соглашение с Россией при князе Василий III. В 1495 г. в результате усиления междоусобицы Ибак-хан был убит и на ханский престол провозглашен тайбугинец Мухаммед. После смерти Мухаммед хана управление оставалось в руках тайбугинцев.

 

• В начале XVI в. территория Западной Сибири была разделена между Русским государством и Казахским ханством.

 

25.Формирование казахской народности.Казахские жузы.Составмладшего жуза.

XIV—XV столетия — крайне важный период в процессе формирования и казахской народности. Для него характерно интенсивное развитие государственно- политических, социально-экономических, этнических отношений у тюркских и тюркизированных племен средневекового Казахстана. Важную роль в этих процессах сыграли те тюркоязычные племена, которые издавна обитали в Семиречье и в эти столетия вместе с формировавшимся киргизским народом имели свое государство — Могулистан.

 

Материалы интернет-сайта помогут выявить место населения Юго-Восточного Казахстана в общеисторических и этногенетических процессах, протекавших в эти столетия в рамках этнической территории казахских племен, определить значение исторических судеб Семиречья в ходе вызревания предпосылок для возникновения и укрепления Казахского ханства во второй половине XV в.

 

До сих пор недостаточно изучены взаимоотношения, связи казахского населения Семиречья с населением других районов Казахстана (с государством Ак-Орда и ханством Абулхайра), с киргизами Прииссыкулья и долин Тянь-Шаня, с населением Средней Азии и Восточного Туркестана, развитие дружественных контактов между ними в ходе совместной борьбы против монгольских завоевателей, эмира Тимура и др., а также в ходе объединения их в рамках феодальных государств. Не одними только набегами и военными столкновениями (хотя лишь они нашли в основном отражение в письменных источниках — нарративных сочинениях, хрониках придворных авторов), а мирными связями и контактами интересна история населения феодальных государств, существовавших в средневековье в этих районах. Выясняется роль коренного населения Семиречья в образовании Казахского ханства, появление которого способствовало ликвидации политической обособленности Юго-Восточного Казахстана от других районов расселения казахов.

. Само слово – казах- возникло в регионе обитания кыпчаков. Первоначально ареал распространения термина – казах- связана с Дешт-и-кыпчаком. Термин КАЗАХ стал употребляться как этноним для обозначесния уже сложившейся тюркской народности восточного Дешт-и-кыпчака, Семиречие и южного Казахстана. Эпоха завершения процесса формирования казахской народности. Образование казахской народности ускорил длительный и сложный путь сложения единой народности, под именем КАЗАХ. Вначале 16в этническую основу казахской народности составидли многочисленные разноязычные в прошлом племена и народы от саков, усуни, канглов, хуннов, тюрков,карлуков, кимаков кыпчаков, доаргынов,кереев,конратов,жалаиров,дулатов и др живших в разное время на территории Казахстана. ЖУЗ – историко-хозяйственный район, до сих пор нет утвердившегося мнения о происхождении термина ЖУЗ. 1.Старший жуз – уйсуны,дулаты,канглы,жалаиры, албаны,суаны,шапрашты,ошакты,сиргели,шанышкылы - Южный, юговосточный Каз(район Туркестана и Семиречия). 2. Средний жуз – аргыны,наиманы,Кереи,кыпчаки,Конураты,уаки – Центральный,северный,восточный казахстан.Млалший жуз – алимулы, байулы, жетиру – западный казахстан

Младший жуз (каз. Кіші жүз) — группа казахских родов и племён, состоящая из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру.

Алимулы составляют шесть родов — карасакал, каракесек, торт кара, шомекей, шекты, кете. В байулы двенадцать родов — ысык, шеркеш, адай, жаппас, алаша, байбакты, маскар, беріш, таздар, есентемир, тана, кызыл курт. Жетыру составляют семь родов — табын, тама, кердери, керейт, жагалбайлы, тилеу, рамадан.

 

26.Казахское ханство в 15-16 веках.Внутреняя и внешняя политика.

После смерти создателей казахской государственности Керея и Жанибека их дела продолжили преемники. Крупными властелинами и полководцами зарекомендовали себя сын Керея Бурындык и сын Жанибека -Касым. В упорной и длительной борьбе за сырдарьинские города и оазисы они сумели навязать свою волю Абулхайр-хана Мухаммаду Шайбани. Что касается борьбы за власть в степи, то тут Мухаммад Шайбани и вовсе не в силах был противостоять казахским ханам.К концу XV века в состав Казахского ханства были включены города Сузак, Сауран, Сыгнак, а также часть присырдарьинских оазисов. Это дало возможность объединить государство в целом. К исходу XV века расширились первоначальные границы. В его состав вошли Западное Семиречье, в котором начало образовываться впервые казахское ханство, города Южного Казахстана, предгорья Каратау с прилегающими степными районами, низовья Северного Приаралья и Сырдарьи, почти весь Центральный Казахстан. Под начало Бурындыка и Касыма перешли и продолжали переходить все новые казахские племена и роды. Росло число союзников за счет инородных племен, в частности, ногайских. К началу XVI века Казахское ханство занимало огромную территорию, на которой ранее располагалась Ак-Орда (Кок-Орда), и значительная часть Моголистана.Если первые казахские ханы Керей и Жанибек в равной степени распространяли свое влияние на государство, то среди их сыновей лидировал Касым, сын Жанибека. При нем, в первой четверти XVI века, Казахское ханство достигло наивысшего могущества. Одаренный правитель, гибкий политик, удачливый полководец хан Касым всегда с выгодой для себя и своего государства использовал складывающуюся ситуацию.Своеобразна история соперничества и раздела власти между Касымом и Бурындыком. Здесь не было ни попыток насильственного устранения соперника, ни особых интриг. Бурындык был достаточно влиятелен, силен и энергичен, но Касым еще влиятельнее. Фактически власть находилась в его руках, хотя он был лишь султаном, а Бурындык - ханом. Терпеливый и дальновидный Касым старался находиться в отдалении от Бурындыка, чтобы не обострять с ним отношений. Такая тактика спокойного выжидания принесла успех Касыму. Невольное соперничество закончилось в его пользу. Касым был признан ханом, а Бурындык, отвергнутый подданными, с горсткой верных людей покинул государство.Касым сумел утвердить свое владычество над огромными просторами казахских степей. В его подданство переходили все новые массы казахов - кочевников. Границы ханства продолжали шириться. Впервые со времен нашествия Чингис-хана в одном государстве сошлись все казахские племена и роды. Число подданных Касым -хана непрерывно росло и достигло миллиона человек. Став самостоятельным и независимым, ханство Касыма приобрело известность в Европе, завязало дипломатические отношения с Московией, Русским государством, другими государствами. Крымский хан писал в это время турецким правителям о вызывающем беспокойство расширении Казахского государства на Запад.Беспокойство было не напрасным. Касым продвинулся в западном направлении, воспользовавшись ослаблением Ногайской Орды. Немало племен и родов этой Орды отошли к Касым - хану, воевали под его знаменами. Границы казахского государства достигли в ту пору северо-запада бассейна реки Урал. Магистральной линией хана Касыма во внешней политике оставалась борьба за упрочнение своего господства над городами при Сырдарье. Касым хан активно участвовал и в среднеазиатских политических событиях. Стержнем их была все та же затяжная война за присырдарьинские города. Одержав победу над среднеазиатским властелином Мухаммадом Шайбани, Касым-хан забрал в свои руки большую часть городов Туркестана, включая сам Туркестан и Ташкент. Народное предание связывает с именем Касым хана создание законов известных как «Касым ханнын каска жолы» (Чистая дорога хана Касыма).Туркестан стал в последующие века резиденцией казахских ханов и одним из важнейших политических центров казахского государства. Нет ничего вечного, Касым умер. Страну захлестнули междоусобицы чингизидов - джучидов, и она стала слабеть. В междоусобицах погиб сын Касыма - хана Мамаш. Могучее при Касыме Казахское ханство уже не являлось централизованным государством. Ханы сменяли друг друга на престоле, а ханство, ослабляемое распрями, приходило постепенно в упадок.Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети XVI в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными вначале были действия в этих направлениях видного казахского хана Хакк-Назара (1538-1580). Он боролся против ойратов и могульского' хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом.Хакк-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Русское государство после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского ханств. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сыр-дарье появились каракалпаки. В Семиречье, тем временем, земли занимали, тесня казахов Старшего жуза, оираты (джунгары). В какой-то период казахские власти контролировали лишь территории к югу от Улутау. на Сары су. в Северном Приаралье, Каратиу, в Западном Семиречье, примерно в пределах, показанных в «Книге Большому Чертежу». Казахские роды кочевали на территории Сибирского ханства, выходили в Барабинские степи, населенные в то время чатскими татарами. Перемежались кочевья казахов и ойратов на землях Восточного Казахстана и Джунгарии в зависимости от военных успехов предводителей тех или других народов. А под власть Хакк-Назара на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходила часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе.Хакк-Назар-хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В намерениях его было продвинуться и далее на запад. Однако на западных, как и северных границах Казахского ханства, препятствием для их расширения стало Русское государство.В Южном Казахстане Хакк-Назар-хан попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание направо владения несколькими городами в Туркестанском вилайете. Баба-султан тоже искал помощи у казахского хана и тоже обещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы и Сауран», но сам же убил прибывших к нему на переговоры казахских султанов, в том числе двух сыновей Хакк-Назара. Вскоре погиб и сам Хакк-Назар.ТАУЕКЕЛ ХАН (год рождения неизвестно-1598) – правитель Казахского ханства, сын Шыгай хана. В 1581 году Шыгай хан со своим старшим сыном Тауекел султаном и другими казахскими султанами прибыл к Абдуллах хану и принял вассальную от него зависимость, заключил с ним «клятвенный договор». Тауекел султан с подчиненным ему войском поступил к Абдуллаху на службу и служил верно. Он отличался исключительной силой и отвагой. Значительная часть противников Абдуллах хана была уничтожена с его участием, его руками. В начале 1582 года казахские отряды Тауекел султана приняли участие в походе Абдуллах хана на Ташкент против Баба султана и на овладение присырдарьинскими городами. Баба султану под Ташкентом было нанесено сокрушительное поражение. Баба султан бежал в ногайские степи, но решил вернуться. Об этом прознал Тауекел и у города Яссы разбил его отряд. Баба султан был убит, обезглавлен. Его сын Латиф султан и ближайшее окружение пленены. Всех пленных и голову Баба султана Тауекел доставил Абдуллах хану. Смерть Хакназар хана была отомщена. А Ташкент и все города по Сырдарье перешли под власть Абдуллаха. Казахам он не вернул ни одного города. Тауекел султан получил от Абдуллаха богатые подарки и Африканетский вилает. Вскоре, в том же 1582 году, умер Шыгай хан. Прослужив еще несколько месяцев, Тауекел порвал «клятвенный договор» с Абдуллахом и вернулся на родину. Здесь он выиграл долгую междоусобную борьбу с казахскими султанами и в 1586 году стал ханом казахского ханства. Тауекел вступил на ханствование в трудные времена, но показал, что он не только знаток военных действий, но и умелый политик. Ему удалось не просто упрочить свою власть в степи, но также расширить пределы владений казахов и поднять значение этого ханства в международных делах. К 1598 году имел хорошо вооруженное и обученное стотысячное войско. Грандиозным был его замысел? присоединить к своему ханству все узбекские земли, весь Мавераннахр. Он установил дружеские связи с московским царем Федором Иоанновичем. В январе 1594 года царское правительство обещало Тауекел хану военную помощь и политическую поддержку. В мае 1595 года у Тауекеля находилось русское посольство во главе В.Степановым. В 1598 году вместе со 120 казахскими султанами во главе 100-тыс. армии совершил поход в Мавараннахр, отвоевал города Сайрам, Ташкент, Ясы (Туркестан). Все города Средней Азии, в том числе Самарканд был подчинен казахским султанам, правителем Самарканда был назначен брат хана - Есим султан. После смерти Абдуллы Тауекел решился на захват Бухары. С 80 тыс. армией он осадил этот древний город. В одном из штурмов Тауекел был ранен и в скором времени скончался. Его преемник Есим хан заключил с Бухарой мир. Самарканд был возвращен бухарским эмирам, а Ташкент, Сайрам и Андижан вошли в состав Казахского ханства.

 

 

27.Казахское ханство в 17-начале18 века.соцал-эконом.положение

В XVII веке Казахское ханство было раздробленной страной. Три жуза обособлялись друг от друга. Сепаратизм многочисленных султанов, сказывавшийся на уровне жизни населения, всячески разжигался джунгарскими и бухарскими феодалами. Одним из главных внутриполитических конкурентов Есима, правившего с 1598 по 1628 годы, стал султан Турсун. Это соперничество продолжалось долгие годы и завершилось смертью Турсуна от руки Есимхана. Но и сам Есим умер в 1628 году.

Тяжелое время настало после смерти Есимхана. Участились набеги джунгар, которые все более настойчиво продвигались в Жетысу. Джунгары, жившие на территории западной Монголии, состояли из четырех крупных племен: хошоут, торгоут, дэрбет и чорос. В 1635 году у них образовалось централизованное государство. Поскольку оно было кочевым, стабильное развитие обеспечивалось только за счет постоянных захватов новых земель. Джунгары не могли двигаться на юг, где Китай прочно оборонял свои границы. Наиболее схожие, благоприятные условия для многочисленных джунгарских стад были в Казахстане.

В 1680 году на престол взошел внук Есима, сын Жангира Тауке (1680-1715), при котором произошли значительные изменения во внутренней и внешней политике. Время его правления вошло в историю казахов как «золотой век», а известный русский востоковед А.И.Левшин называл его «Ликургом» и «Драконтом» казахского народа. В области внешней политики отмечается стремление Тауке обезопасить границы, сдержать напор джунгар. В 1686-1693 годах Тауке неоднократно отправлял посольства в Россию в поисках военной помощи, активно способствовал освобождению из плена русских подданных. Несмотря на значительную оппозицию сближению с Россией, Тауке понимал, что Русь может оказать реальную военную помощь в борьбе с джунгарами.

Пожалуй, самым главным во внутренней политике был перенос точки опоры хана с султанства, раздираемого борьбой за власть, на бийство. Бии стали играть важную роль в принятии государственных решений, в их руках сосредоточились судебные функции. Именно с усилением роли биев связано предпринятое ханом Тауке сведение воедино норм обычного права. В урочище Коль-тобе Тауке собрал наиболее авторитетных биев родов и племен, наиболее известными из которых были Толе би из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего и Айтеке би из Младшего. Новый кодекс получил название «Жеты жаргы» - «Семь установлений». Кодекс содержал нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского права, положения о религии, налогах.

 

 

28.Казахское ханство в период правления Тауке хана.Попытка укрепления Казахского ханства и объединение племен Казахстана в единое государства принадлежит сыну Жангира- Тауке хану. Основная цель политики Тауке – укрепление ханской власти и государственности. Внешняя политика – создание военного союза казахов с кыргызами и каракалпаками, ослабить на некоторое время натиск джунгаров на казахской земле. Именно поятому во многих источниках Тауке хана называют «ханом казахов, кыргизов и каракалпаков».1686г-1693 Тауке хан направил 5 посольств в Сибирь с целью создания военного союза против джунгар и установления казахско-русских торговых отношений. Внутренняя политика – нормализовала политическую ситуацию, ликвидировала раздробленность казахских земель и подчинил ее к централизованной власти. Укрепление верховной власти при Тауке-хане. «Жеты-жаргы» В истории Казахстана ханского периода известен законодательный памятник «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому его также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев - из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казбек бия, из Младшего Айтеке бия, обсудив наиболее часто встречающиеся ситуации правового характера они составили и утвердили законоположения. По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта - с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения,В «Жеты Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке, ханов Касыма и Есима, «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.Согласно «Жеты Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана, Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие.Уголовно-правовые нормы предусматривали преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и другие. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний - кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину - 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.За увечья устанавливался кун скотом: за большой палец - 100 баранов, за мизинец - 20. За воровство - стоимость украденного возмещалась в размере «трижды девять раз». За украденного верблюда возвращался верблюд, плюс один пленный, к лошади плюс верблюд, к овце - лошадь, так как 1 верблюд равнялся 3 лошадям или 10 овцам.Применялись и другие наказания: конфискация имущества - за принятие христианства; изгнание - за убийство мужа беременной женщиной; предание публичному позору - за оскорбление родителей.Был принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью, ее нес не только персонально виновный, но и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могут быть свидетелями в суде, В области семейно-брачных отношений было право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде для обвинения без очевидных улик требовалось от 2 до 7 свидетелей, в случае их отсутствия требовалась присяга. Судебная и административная власть не были отделены друг от друга. «Жеты Жаргы» действовали в пределах всего Казахстана. Время правления хана Тауке отличалась относительным спокойствием и названа в истории годами когда жаворонки клали яйца на овцы. 1718г после смерти Тауке в Туркестане усилились Джунгарские нашествия и раздробленность казахских земель.

 

29.Степная и городская культура Казахстана в 15-18 в. Памятники западного казахстана

Рассмотрим теперь вопросы культуры. Прежде всего, поговорим о материальной культуре, поскольку она отражает реалии кочевой жизни. Жилище казахов – кииз уй, об устройстве которого думаю, студенты имеют представление. Главное – это сборно-разборные жилища с многослойным покрытием из войлоков, тканей, ковров, наиболее пригодные для кочевой жизни. Кочевым же образом жизни определялся тип питания. В основном, в рационе преобладала мясная и молочная пища, мучные продукты, но нельзя думать, что в рационе казахов не было растительной пищи. Это дикорастущие травы и ягоды, сухофрукты, в больших количествах закупавшиеся на юге.Обычной одеждой казахских мужчин были рубашка, бешмет или камзол, широкие в шаге штаны – шалбар. Обувь шилась из кожи разной выделки. Вся одежда была приспособлена к частой смене погоды, к верховому образу жизни. В зимнее время мужчины носили тон – шубы, шапки на меху, закрывавшие затылок – тымак, саптама етик – сапоги выше колена. Обувь и кожаные плащи специально обрабатывались в растворах степных трав, придававших им водонепроницаемые качестваЖенская одежда шилась в основном из хлопчатобумажных тканей, у зажиточных – из шелка и бархата. Это удобные платья, камзолы, зимой – шубы. Социальный статус женщины можно было определить по головному убору. Молодые девушки не обязаны были покрывать голову, часто носили расшитые цветными нитками, бусами шапочки, украшенные перьями филина. Головной убор невесты – саукеле, высокий, имевший разную форму в зависимости от региона. Замужние женщины обязаны были покрывать голову, носили специальным образом скроенные желеки, кимешеки, жаулыки. Обувь женщин – не только мягкие сапожки, но и туфли с каблуками, украшенные часто серебряными накладками, бусинами. Большое развитие получило ремесло. Наибольшего мастерства достигли казахские горняки, кузнецы, ювелиры, скорняки, портные, сапожники, резчики по дереву. Ковроткачеством и выделкой кошм и войлоков занимались женщины. Прикладное искусство достигло высоких высот. Изделия, производимые казахскими ремесленниками, пользовались большим спросом на рынках Средней Азии, Сибири, Поволжья, Китая.Основной религией, исповедовавшейся казахами был ислам. Центрами его распространения стали южные города, именно там находились мусульманские святыни Казахстана – мавзолеи Арстанбаб, Хазрет Султан, Айша-биби и т.д. Однако, наряду с исламом продолжали верить духу предков, неба, земли, воды. Сохранялись культы покровителей овец – Шопан ата, лошадей - Камбар ата и т.д. Огонь, как и в доисламские времена воспринимался очищающей субстанцией. Широко развивалось устное народное творчество, многообразное по жанрам и тематике. К наиболее распространенным в 16-18 веках жанрам оратуры можно отнести: 1. толгау – наставительные песни-размышления о жизни и смерти, о настоящем и будущем, 2.обрядовые песни (жар-жар, жоктау и т.д.), 3. пословицы и поговорки, 4. Сказки, 5. эпосы, делившиеся на героические («Ер-Таргын», «Ер-Кокше», «Камбар-батыр», «Кобланды» и т.д.) и лирические («Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз-жибек», «Сулушаш» и т.д.). Исполнителями произведений устного народного творчества были акыны, салы, сере, но доминирующая роль в 16-18 веках принадлежала жырау Письменная литература распространялась в виде книг религиозного, исторического характера, в письменном виде хранились часто родословные-шежире и бейты-летописи. Важнейшим источником по истории казахов XV-XVI веков стал труд бия из Старшего жуза Кадыргали Жалаири. Сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-тауарих» состоит из трех частей. В первой он описывает историю воцарения и правления Бориса Годунова, во второй и третьей содержатся данные по родословной и истории чингизидов. Книга Жалаири не утеряла своей ценности до сегодняшнего дня. Интересными сочинениями являются труды Мухаммеда Хайдара Дулати (XVI век), писавшего под псевдонимом Аяз. В своих сочинениях «Тарих-и Рашиди», «Джахан-намэ» Дулати пишет об откочевке Жанибека и Керея, о ранних годах Казахского ханства, его взаимоотношениях с другими государствами Как видно из вышесказанного, казахское общество в XVI - начале XVIII веков пережило этапы взлетов и падений, централизации и раздробленности, но при всех правителях, при всех поворотах истории казахский народ осознавал себя монолитной единой общностью с собственной историей, традициями, культурой.Одним из замечательных памятников мемориально-культового зодчества Западного Казахстана является мавзолей ХIV -ХV вв. Абат-Байтак, находящийся в 12 км к югу от пос. Талдысай Хобдинского района Актюбинской области на побережий р. Хобда.Городище Сарайчик находится в 50 километрах, к северу от города Атырау, на правом берегу реки Урал (Джаик). Представляет собой равнинный участок степи с невысокими пологими холмами, размером, приблизительно, 300 на 400 метров.

 

 

30.Казахско-джунгарские войны

С первых десятилетий XVIII века Казахское ханство переживало глубокие потрясения, вызванные обострением борьбы с Джунгарией. Эти потрясения поколебали то начало государственности, которое укреплялось политикой Касыма w Хак Назара, Есима й Тауке. После смерти Тауке хана началась целая полоса неудач казахов. Разгром казахского войска в 1717 - 1718 гг., смерть Каиып хана, заменившего Тауке, смерть Булат хана, в годы великого бедствия «1723 - 25 гг.», Только к концу 20-х годов XVII века, когда опасность примирила внутренние междоусобия и направила всех к одному предмету (А.И.Левшин), казахи начали давать отпор джунгарам.Джунгарами принято называть союз западно-монгольских племен в XVI-XVII веках в верховьях Иртыша, предгорьях Алтайских гор. Джунгар в переводе означает «левая рука» и первоначально относилось только к названию одного из главных племен в этом союзе - к чоросам и частично дербетам. В самом же деле в этот союз входили не менее многочисленные племена - торгоуыты и хошоуыты. Тюркские народы Центральной Азии называют эти племена термином «калмак» (отставший, оставшийся), - от этого русское название «калМык». В китайских источниках их называют «элют», от самоназвания западно-монгольских племен «ойрат» или (дурбен ойрат - союз четырех племен).Усиление джунгаров связано с приходом к власти чоросского правителя Батура, он первый из ойратских вождей принял титул «хун- тайджи». В 1640 году ему в местности Улан урга удалось собрать съезд вождей дурбен и ойратских племен, где было принято так называемое «Степное уложение» (Цааджин бичиг). Главная задача этого сьезда заключалась в том, чтобы дать отпор надвигающейся на Монголию маньчжурско-китайскои волне. Маньчжуры в это время вели завоевание китайских земель и фактически были готовы к созданию новой империи кочевников. Им впоследсвии удалось в Китае создать династию Цинь, которая в конце концов и уничтожила Джунгарское ханство в 1756-1757 гг. Однако, участие в работе съезда торгоуытов, к тому времени уже продвинувшихся к берегам pp. Жаиык и Едиль (Урал и Волга), говорит о том, что на повестке дня были и другие. политические вопросы. Одна из таких пробпем - стратегия взаимоотношения с соседями, в том числе и с казахами. Не зря сразу же после съезда калмыцкой знати в t640 году участились нападения на восточные пределы Казахского ханства. В 1643 году Жангир хану с трудом удалось остановить натиск джунгаров (Орбулакская Битва). Но все же общие итоги этой кампании были полезны для джунгаров, они овладели восточной частью Семиречья. Активно продвигались джунгары и по северным степям казахов, и уже в 30-40-х годах территория между рекой Иртыш и оз. Балхаш фактически контролировалась джунгарами. В верховьях Иртыша находилась ставка хунтайджи.Торгоуытские правители в это время осваивали низовья р.Волга, вытеснив оттуда ногайские племена В 30-40-х годах крупные контингента калмыцких войск на давали покоя не только казахам, но й русским (в Сибири, под Астраханью и т.д.), башкирам (в районе Уфы).В источниках отмечаются постоянные нападения капмыцких отрядов на Сибирские поселения русских в Тюменском и Тарском уездах. В это время в отдельных пунктах обитания калмыков (по Иртышу, в Каркаралинских горах и т.д.) появились ламаистские храмы. Все больше места в духовной жизни калмыков этого времени занимает ламаизм, отдаляя их от окружающих тюркских кочевников. Реформатором калмыцкой. письменности и активным проповедником религии был великий хошоуыт - Зая-Пандита.Новая волна.джунгарских нападений на Казахское ханство связана с именем Галдан-Бошохту хана. К 80-м годам XVII века казахи были вытеснены джунгарами из Семиречья, потеряв здесь как оседлые центры, так и богатые пастбища. «С тех пор власть ойратов в Семиречье никем не оспаривалась, и многочисленные войны их с казахами,монголами и китайцами не имели отношения к этой области» (Бартольд). В 1681-1684гг. Галдан совершает крупные походы на юг Казахстана, а в 1684 году былразрушен город Сайрам. Казахам во главе с Тауке ханом с большими трудностями удалось стабилизировать обстановку на восточных границах. 8 переговорах конца 80-х годов впервые мы встречаем, имя казахского бия и оратора Каз дауысты Казыбека.Почему юг Казахстана привлекал ойратов? Еще в ранний период истории Центральной Азии в этом регионе появилось большое количество городов, которые сделались центрами торговых связей кочевых и оседлых племен. Такие города какТараз, Сайрам, Отрар, Туркестан и другие города служили кочевым племенам Сары-Арки источником благополучия. Начиная с элементарных необходимостей, нужных в быту, до савана для покойников кочевники покупали в этих городах. Политическое господство в этих оазисах предоставляло им возможность сбора налогов!* дани, необходимых для нормального функционирования властных структур.В 90-х годах XVIi века война с Китаем отвлекла Галдана Бошохту от агрессивных действий в отношении казахских владений. Но в начале XVIII века Цеван Рабтан снова обратил свое оружие против казахов. В двух сражениях 1717 г. (на р. Аягуз) й 1718 г. (на pp. Боген, Шаян, Арыс) казахское ополчение потерпело сокрушительное поражение. Во главе казахского войска мы видим двух ханов - Кайыпа и Абулхаира, возвратившихся бесславно в свои улусы. Что стало причиной поражения, нам неизвестно. Возможно, сказалась дезорганизованность казахов по причине внезапности нападения, а может быть, и отсутствие сильной центральной власти, несогласованность в действиях ханов, зависть.Воспользовавшись междоусобицами среди ойратских князей, Цинская империя в 1757–1758 гг. буквально стерла с лица земли Джунгарское ханство и его население. Лишь несколько десятков тысяч ойратов и алтайцев спаслись под защитой русских крепостей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.