Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восстание Сырыма Датова 9 страница




Взаимодействие по вопросу реформирования ОБСЕ

1-3 июня 2005 г. – завершил свою работу Совет видных политических деятелей по реформированию ОБСЕ, в котором принимал участие представитель Казахстана, член Сената Парламента РК К.Султанов. Участие представителя РК сыграло значительную роль в повышении имиджа страны как лидера ЦА, мнение которой учитывается при принятии важных решений по повышению эффективности ОБСЕ.

12-13 сентября 2005 г. – делегация РК во главе с Первым заместителем Министра иностранных дел, Специальным Представителем по вопросам сотрудничества с ОБСЕ Р.Алиевым приняла участие в консультациях ОБСЕ высокого уровня по вопросам реформирования ОБСЕ. Р.Алиев провел переговоры с руководством ОБСЕ, в которых разъяснил инициативы Президента РК Н.Назарбаева, направленных на дальнейшую социально-экономическую и политическую модернизацию казахстанского общества; обсудил концепцию реформы ОБСЕ.

19-30 сентября 2005 г. – делегация РК во главе с Первым заместителем Министра иностранных дел, Специальным Представителем по вопросам сотрудничества с ОБСЕ Р.Алиевым приняла участие в работе Ежегодного совещания БДИПЧ/ОБСЕ по оценке выполнения обязательств в области гуманитарного измерения (Варшава).

5-6 декабря 2005 г. Министр иностранных дел РК К.Токаев принял участие в СМИД ОБСЕ в Любляне, в ходе которого он выступил с докладом о позиции РК по реформированию Организации, итогах президентских выборов и стремлении Казахстана председательствовать в ОБСЕ в 2009 году.

ОИККазахстан вступил в ОИК в 1995 г. Взаимодействие с Исламским миром является одним из приоритетов внешней политики РК. Со своей стороны Исламский мир рассматривает Казахстан как неотъемлемую часть мусульманского сообщества.С момента вступления ОИК, Казахстан поступательно развивает взаимодействие с Генеральным секретариатом, субсидиарными органами и институтами Организации.Казахстанские делегации приняли участие во всех наиболее крупных мероприятиях ОИК, таких как Саммиты (8-ой Саммит ОИК в декабре 1997 г. в г. Тегеране; 9-ой Саммит ОИК в ноябре 2000 г. в г. Доха; 10-ый Саммит ОИК в октябре 2003 г. в г. Путраджайя), Совещания министров иностранных дел (с 24-ого СМИД в декабре 1996 г. в г. Джакарта по 33-ий СМИД в июне 2006 г. в г. Баку), а также Ежегодные координационные совещания министров иностранных дел ОИК в ходе Генеральных ассамблей ООН.Активизация отношений Казахстана с мусульманскими странами отвечает долгосрочным интересам нашей страны и соответствует положениям Послания Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 г., в котором Глава государства отметил развитие сотрудничества с исламскими странами в качестве одного из приоритетов внешней политики РК.Казахстан, являющийся полиэтническим и многоконфессиональным государством, полностью поддерживает глобальный процесс, направленный на развитие диалога между цивилизациями и религиями. Активное участие нашей страны в деятельности ОИК, наряду с другими крупными региональными и глобальными организациями, приобретает на современном этапе все большее значение.

В условиях возросшей актуальности вопроса сближения культур и развития диалога цивилизаций в рамках ОИК был проработан вопрос принятия резолюции 32-ого СМИД ОИК, прошедший в июне 2005 г. в г. Сана (Йемен) в поддержку инициативы РК по проведению межконфессионального диалога путем созыва Съезда мировых и традиционных религий.

Особое место в таком сотрудничестве отводится взаимодействию с Исламским Банком Развития, иными финансовыми, консалтинговыми и работающими в различных отраслях компаниями и фирмами.Продолжается работа по осуществлению ранее подписанных с ИБР соглашений. В настоящее время реализованы или находятся на стадии завершения ряд проектов по линии ИБР. Была разработана программа ИБР на 2003-2006 гг., в которую вошли различные проекты народнохозяйственного значения, большая часть которых относилась к инфраструктурным:

- Институт имени Сызганова – 10 млн. долл. США;

- Автодорога Гульшат – Караганда – 10 млн. долл. США;

- Строительство отрезка автомобильной дороги Осакаровка

– Вишневка – 20 млн. долл. США;

- Поддержка малого и среднего бизнеса – 15 млн. долл. США.

Важным является наращивание сотрудничества с ОИК в сфере образования, культуры, науки и технологий. Налаживание тесного взаимодействия с Исламской организацией сотрудничества в области образования, науки и культуры (ИСЕСКО) дает возможность Казахстану более успешно реализовать такие национальные проекты, как сохранение и восстановление памятников культурного наследия, обмен опытом в области изучения и преподавания языков, истории и культуры стран исламского мира.9-11 сентября 2005 г. в Мекке (Саудовская Аравия) состоялась Конференция ученых и мыслителей стран-членов ОИК, в которой принял участие Председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности Сената Парламента РК Ж.Абдильдин. Основной целью мероприятия явилась выработка рекомендаций и подготовка документов к Чрезвычайному саммиту ОИК, прошедшего 7-8 декабря 2005 г. в г. Мекке (КСА) по инициативе Короля Саудовской Аравии Абдаллы бен Абдель Азиза, в котором приняли участие представители всех 57 стран-членов ОИК.

В ходе Саммита был принят 10-летний План действий ОИК. По предложению РК в План были включены положения о необходимости оказания политической, экономической и финансовой помощи странам в области экологии, а также поощрения и активизации межрелигиозного диалога в рамках диалога цивилизаций. Данные вопросы в практическом плане дают возможность более активной проработки инициативы Президента РК по проведению межрелигиозного диалога и оказания помощи регионам Казахстана, подверженным экологическим проблемам (регионы, прилегающие к Аральскому морю и Семипалатинскому ядерному полигону).

19-21 июня 2006 г. в Баку (Азербайджан) в ходе работы 33-й сессии Совещания министров иностранных дел Организации Исламская Конференция, в котором приняла участие делегация РК во главе с Заместителем министра иностранных дел РК К.Абдрахмановым, участники единогласно утвердили резолюцию об оказании помощи региону Семипалатинского полигона и Аральского региона, а также поддержали инициативу Президента РК о созыве Второго съезда мировых и традиционных религий.Во время данного мероприятия были рассмотрены и приняты резолюции по актуальным вопросам и проблемам Исламского мира, в частности, о ситуации в Ираке, Афганистане, Сомали, на Кипре и др. В том числе, рассматривался вопрос дальнейшего реформирования ОИК, направленного на проведение позитивных преобразований в Организации, в частности, по рационализации повестки дня, структурной реформе Генерального секретариата. Республика Казахстан заинтересована в усилении эффективности структуры ОИК и, в этой связи, поддерживает курс Генерального секретаря в данном направлении.Казахстан активно работает в области налаживания межпарламентских связей в рамках Организации, регулярно принимая участие в различных мероприятиях Парламентского союза ОИК, таких как Конференции и Заседания совета Парламентского союза ОИК.

В целях расширения и углубления таких связей проявляется большая инициатива в деятельности Парламентского союза ОИК, что является свидетельством стремления Казахстана развивать добрые, взаимовыгодные отношения с государствами исламского мира. 12-13 апреля 2006 г. в Турции казахстанские парламентарии приняли участие в 6-ой Конференции Парламентского союза ОИК.

ТЮРКСОЙСоздание Международной Организации по Совместному Развитию Тюркской Культуры и Искусства (ТЮРКСОЙ) основано на идее объединения и уважительного паритета родственных культур тюркоязычных народов, сложения нового культурного пространства в рамках Тюркского мира.Основы ТЮРКСОЙ были заложены весной 1992 года во время Первой Встречи Министров культуры тюркоязычных стран в Стамбуле (Турция). 12 июля 1993 года в г.Алматы шестью странами учредителями и постоянными членами Организации – Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Туркменистаном, Турецкой Республикой и Республикой Узбекистан - был подписан «Договор о создании и принципах функционирования ТЮРКСОЙ».

Основными целями и задачами ТЮРКСОЙ являются:

• развитие сотрудничества в области культуры и искусства между тюркоязычными странами, народами и общинами;

• изучение, исследование, сохранение и приумножение культурных ценностей тюркского народа, их популяризации в мировом масштабе;• создание единого культурного пространства, устранение отчужденности, связанной с историческими, политическими и географическими условиями;

• определение и систематизация общих культурных ценностей, памятников истории, культуры и архитектуры тюркского мира, принятие мер по их сохранению;• придание динамизма процессу развития национальных культур тюркских народов, сохранение, возрождение и качественное обновление их художественной уникальности и самобытности;• создание условий для сближения алфавитов и языков тюркской языковой группы, перехода на латинскую графику и общую языковую среду;• приобщение подрастающего поколения к самобытной национальной культуре и языку с учетом мировых интеграционных процессов в гуманитарной области;• создание Международного информационного центра и архива по культуре и искусству тюркоязычных стран.ТЮРКСОЙ осуществляет региональное руководство развитием культурных связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства, обеспечивает всем членам Содружества равные права в области культурного сотрудничества независимо от политической ориентации их государственных структур. По роду деятельности, целям и задачам, принципам работы ТЮРКСОЙ близок к структуре ЮНЕСКО. Призван играть объединяющую роль в рамках тюркоязычных регионов, а также способствовать ускорению интеграции общетюркской культуры в мировое культурное пространство.В рамках ТЮРКСОЙ проводятся крупные международные мероприятия, в которых принимают участие деятели культуры и искусства тюркоязычных государств. Это – музыкальные и театральные фестивали, выставки изобразительного и прикладного искусства, конкурсы, юбилейные торжества, посвященные знаменательным датам, издание книг и календарей.

С момента создания в рамках организации были проведены 7 встреч на уровне руководителей тюркоязычных стран, 22 заседания Постоянного Совета министров культуры, в ходе которых были рассмотрены вопросы укрепления политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных отношений между тюркоязычными странами

82.Политические партии

В настоящее время в Казахстане действует одиннадцать политических партий, еще пять партий находится в процессе создания.

Провластные партии.Республиканская политическая партия “Отан”. Партия создана на основе Общественного штаба в поддержку кандидата в Президенты Нурсултана Назарбаева. Создание партии произошло в феврале 1999 года на учредительном съезде в г. Алматы путем слияния Демократической партии Казахстана, Партии Народного единства Казахстана, Либерального движения Казахстана и общественного движения “За Казахстан-2030”. Социальную базу составляют работники бюджетных организаций, государственные служащие, студенты, научная и творческая интеллигенция, представители малого и среднего бизнеса. Самая многочисленная партия стоит на ярко выраженных центристских позициях. Исполняющим обязанности Председателя партии является Б.Жумагулов. “Отан” как партия президента обладает весьма солидным потенциалом. Значительные финансовые, интеллектуальные, человеческие и другие ресурсы могли бы позволить партии стать реальной политической силой. Однако, тот факт, что партия является президентской, создает для партийцев дилемму – по определению партия президента не может выступать с критикой государственного курса и любые инициативы по корректировке такового должны озвучиваться в первую очередь самим президентом, а это неизбежно означает, что партии отведена роль только исполнителя идей действующего президента. Перспективы “Отана” мало оптимистичны для партийцев – будущее партии в постназарбаевскую эпоху весьма неопределенно. Партия сможет сохраниться только при условии – если преемник действующего президента будет являться членом партии “Отан”. В противном случае – если новый глава государства будет обладать собственной партийной структурой, то вероятней всего значительная часть “отановских” партийных функционеров посчитает более перспективным для себя вступить в партию преемника. Печальный опыт этого уже имеется, достаточно вспомнить метания “отановцев” в период создания партии “Асар”. В данном случае “Отан” сможет оставаться серьезной политической силой лишь до тех пор, пока Н.Назарбаев будет ее возглавлять, так как согласно закону “О первом президенте” он будет иметь значительное влияние на политические процессы и после завершения очередного срока президентства. Однако с его уходом из политической жизни партия “Отан” скорее всего также прекратит свое существование.Республиканская народная партия “Асар”. Партия была создана осенью 2003г. за год до парламентских выборов. Партия определяет свою идеологию как политический центризм, в основе которого лежат: стремление к диалогу, толерантность и политическая умеренность, реализм и прагматизм. Председатель партии – Дарига Назарбаева.Создание старшей дочерью и зятем собственной партии накануне парламентских выборов было не случайно. Вероятно группа Д.Назарбаевой – Р.Алиева боялась усиления партии “Ак жол”, которая в тот период очень динамично развивалась. Проведя в Мажилис парламента РК своих представителей “акжоловцы” сильно укрепили бы свои позиции, вполне вероятно, что в данном случае к ним бы примкнули сочувствующие представители различных уровней властей. Укрепление “Ак жола” сильно бы ударило по позициям Д.Назарбаевой – Р.Алиева. Так как именно конфликт с последним стал причиной ухода из власти в оппозицию ряда высокопоставленных чиновников и бизнесменов. Первыми шагами “акжоловцев” вероятней всего была бы попытка ослабить позиции Д.Назарбаевой – Р.Алиева. С тем, что бы не допустить данного развития ситуации и была создана партия “Асар”. Перспективы партии весьма неплохи – значительные финансовые, а самое главное медийные ресурсы, позволяют ей стать едва ли не самой влиятельной силой в казахстанском политическом процессе. Если не возникнут какие-либо форс-мажорные обстоятельства, вроде “цветных” революций, “дворцовых” переворотов и т.д., “Асар” может просуществовать достаточно долго. Однако не в силу ее популярности среди народа или идеологической обоснованности, а постольку, поскольку партия необходима своим создателям для защиты собственных интересов.Гражданская партия Казахстана и Аграрная партия Казахстана.

Гражданская партия (ГПК) создана на учредительном съезде в ноябре 1998 года в Актюбинске. Имеет филиалы практически во всех областях Казахстана, в городах Астана и Алматы. Социальная база: представители промышленных предприятий республики, рабочие, инженерно-технический персонал. Председатель партии - А. Перуашев. Аграрная партия (АПК) зарегистрирована 16 марта 1999 года. В своих программных документах партия заявляет о центристских позициях и защите интересов сельских тружеников. Социальной базой партии являются сельские товаропроизводители, фермеры, мелкие собственники, сельские кооперативы и товарищества. Председатель партии - Р. Мадинов. Данные партии являются своего рода близнецами, с той лишь разницей, что ориентируются на различные слои населения Казахстана. В свое время они являлись предвыборными проектами, направленными на отвлечение голосов избирателей от оппозиционных партий.

Самое интересное в ГПК, так это то, что ее создание, выстраивание партийной структуры проходило по классическим канонам западноевропейских политических партий социалистического толка. Видимо для ее создания были приглашены соответствующие специалисты, возможно даже из западных стран. К сожалению, эта выстроенная структура так и не была задействована в полную силу. Вероятно после отбытия специалистов, доморощенные партийные функционеры так и не смогли запустить партийную машину в полную силу. О низкой эффективности менеджмента этой партии говорит и то, что, обладая значительными финансовыми и человеческими ресурсами, ГПК не играет мало-мальски заметной роли в политической жизни Казахстана. В связи с тем, что среди трудящихся как сельских, так и индустриальных высок уровень негативного восприятия АПК и ГПК вряд ли представляется возможным дальнейшее самостоятельное существование данных партий. Кроме того, учитывая, низкие показатели избирательной кампании на прошедших парламентских выборах можно предположить, что уже в следующем электоральном цикле эти партии будут реорганизованы. Вероятней всего на их базе будет создана одна партия, с другой стороны вполне возможно участие данных партий в парламентских выборах под эгидой партии “Отан”, с последующим слиянием.

Оппозиционные партииДемократическая партия Казахстана “Ак жол”. Партия “Ак жол” была создана весной 2002г. бывшими государственными служащими и общественно-политическими деятелями, выделившимися из радикализирующегося ДВК. “Акжоловцы” выбрали путь конструктивного оппозиционирования власти, путем разработок различных программ, законопроектов, предложений и т.д. В короткое время партия смогла стать весьма влиятельной политической силой. Однако, после парламентских выборов 2004г. в руководстве “Ак жола” произошел раскол, по причине различного видения дальнейшей работы партии. В итоге во главе партии встал А.Байменов, другие уже бывшие сопредседатели Б.Абилов, О.Жандосов и А.Сарсенбайулы создали партию “Настоящий Ак жол”, однако им было отказано в регистрации. В результате раскола партия оказалась на обочине политического процесса. Оппозиционные силы в лице движения “За справедливый Казахстан” отказывают “акжоловцам” в сотрудничестве, доступ на страницы оппозиционных СМИ им также закрыт. В связи, с чем будущее “Ак жола” весьма неопределенно, возможно само руководство осознает, что оказалось в своеобразном политическом тупике и инициировало общепартийную дискуссию с целью найти выход из сложившейся ситуации. Однако истинная цель данной дискуссии, скорее всего, заключается в другом, а именно – придать легитимность некоторым действиям, которые намерен предпринять А.Байменов в ближайшее время. Одно из них уже было озвучено на днях в СМИ, это решение принять участие в Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Следующим шагом, скорее всего, будет принятие депутатского мандата. Возможно, в парламент пойдет не сам А.Байменов, а другие партийцы, следующие по списку. Трудно предположить, как долго “Ак жол” сможет оставаться самостоятельной политической силой. После раскола А.Байменов приобрел довольно сильных врагов, что в условиях казахстанских реалий вряд ли позволит ему в будущем претендовать на лидирующие позиции в политической элите. Кроме того, метания между оппозицией и властью тоже ему популярности не прибавляет. Скорее всего, А.Байменов повторит судьбу Г.Касымова, с его парией патриотов.Коммунистическая партия. КПК являющаяся правопреемницей Коммунистической партии Казахстана советской эпохи, образована в октябре 1991 года. Компартия является наиболее известной оппозиционной партией Казахстана. Имеет свои отделения во всех областях республики. Членами КПК, главным образом, являются ветераны войны и труда, рабочие, пенсионеры. Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана - депутат Мажилиса Парламента РК С. Абдильдин. Компартия С.Абдильдина является наиболее старейшей партией Казахстана, что в принципе объяснимо ностальгическими настроениями старшего поколения по временам Советского союза. Однако в последние годы руководство КПК самостоятельно ведет партию если не к ликвидации, то к забвению точно. Сначала допустив раскол партии, затем отказавшись от самостоятельного участия в парламентских выборах, а затем вовсе растворившись первоначально в Координационном совете демократических сил Казахстана, а после в Блоке демократических сил “За справедливый Казахстан”. Таким образом, можно констатировать, что партия коммунистов перестает быть самостоятельной политической силой и в ближайшее время займет место среди так называемых статистов партийного пространства.

 

 

83.Ассамблея народа Казахстана

Ассамблея народов Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

В 2004 году Ассамблеей народа Казахстана была выдвинута доктрина «Национального единства» («Казахстанская нация») её озвучил президент Казахстана Назарбаев.26 ноября 2009 года известные деятели культуры, литературы, а также главные редакторы газет и журналов, издающихся в республике, представители интеллигенции, руководители общественных организаций — за подписью 124-человек, при поддержке более 5 тысяч граждан опубликовали открытое письмо Президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву, казахскому народу и представителям других национальностей, живущих в их республике, в котором выразили своё негодование против доктрины «Казахстанская нация», выдвинутой Ассамблеей народа Казахстана. Объединение молодёжных организаций Казахстана[8] восприняла идею «Казахстанской нации» как угрозу существования казахской нации.Проект Доктрины национального единства предложен. на всенародное обсуждение. Этот документ является основой для разработки программ, законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятных условий для дальнейшей консолидации общества.Так как межэтническое согласие является главным фактором успешности развития казахстанской государственности. А для этого необходимо сохранение баланса интересов населяющих страну этнических групп, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других.Реализация доктрины направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального потенциала страны в целях ускоренного развития Казахстана, достижения достойного уровня жизни каждого казахстанца, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией республики прав и свобод граждан. Для решения этой задачи у Казахстана как независимого, суверенного и признанного во всем мире государства имеются все необходимые экономические, социальные и политические ресурсы – считают разработчики доктрины. Обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства является важным условием развития Казахстана, реализации стратегических задач социально-экономической и политической модернизации страны. Доктрина национального единства (далее – Доктрина) разработана в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан, данного на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 23 октября 2008 года.Доктрина основана на положениях Конституции, Закона «Об Ассамблее народа Казахстана» и других нормативно-правовых актов Республики Казахстан, а также нормах международного права в данной области.В Доктрине изложены цели, задачи, принципы национальной политики, а также основные направления ее реализации.Доктрина является основой для разработки программ, законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятных условий для дальнейшей консолидации общества. Доктрина выступает основой для создания целостной системы юридических, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа.

Реализация Доктрины направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального потенциала страны в целях ускоренного развития Казахстана, достижения достойного уровня жизни каждого казахстанца, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Республики прав и свобод граждан.

 

84.Развитие культуры РК: проблемы и перспективы.

Одним из главных достижений периода независимости является возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан. 1990-2000-е годы стали, бесспорно, новым этапом в истории казахской культуры. Были возрождены древний праздник Наурыз и искусство музыкально-поэтической импровизации — айтыс.Для Казахстана в целом этот период также ознаменован формированием нового качества его многообразной культуры. В репертуаре музыкальных коллективов и на сценах театров казахстанская тематика стала главной. Прошли фестивали, посвященные юбилеям деятелей культуры, науки: Абая Кунанбаева, Курмангазы Сагырбайулы, Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Жамбыла Жабаева, Магжана Жумабаева и других. Политика государства в сфере культуры нашла отражение в таких трудах Президента Нурсултана Назарбаева, как «В потоке истории», «Стратегия создания и развития Казахстана как суверенного государства», «Будущее Казахстана – в идейном единстве общества» и других, в решениях Национального совета по государственной политике при Президенте Республики Казахстан (1993 г.) Развитие казахской культуры благоприятствует социально-культурному и нравственному возрождению общества в целом, а также развитию культур этносов, населяющих Казахстан, укреплению международных связей. В годы независимости были созданы десятки этнокультурных центров, творческих коллективов. Поступательный рост экономики позволил проводить реформы в социально-культурной сфере. Была разработана Государственная программа поддержки культуры, рассчитанная на 1998-2000 годы. 2000-й год был объявлен в стране Годом культуры. Увеличилось число театров — на тот момент в стране действовало два театра оперы и балета, 33 драмтеатра, четыре театра музыкальной комедии, столько же ТЮЗов, пять кукольных, 73 постоянных и 266 передвижных кинотеатров. В конце 2000-х в Казахстане насчитывалось 48 театров, 62 концертных организации, 3539 библиотек,154 государственных музея, 2259 учреждений клубного типа, восемь культурно-исторических заповедников-музеев, 42 парка отдыха и луна-парка, четыре зоопарка. В укреплении национального самосознания и в осмыслении современных процессов значительную роль сыграло посвящение отдельных лет важнейшим событиям и темам.Так, 1997 год был объявлен Годом памяти жертв репрессий,1998-й — Годом национального согласия и истории,1999-й — Годом преемственности поколений, 2000-й — Годом культуры, 2001-й — Годом независимости, 2002-й — Годом здоровья, 2003-2005 годы — Годами подъема села. В 2000-х годах в сфере культуры были достигнуты определенные результаты. Число действующих с 2001 года музеев в среднем за год увеличилось на 17 процентов. Вместе с растущим уровнем образования наблюдался спрос на библиографическую информацию.Это привело к росту пользователей библиотек в среднем на 2,3 процента с 2002 года, что, в свою очередь,породило необходимость технического обеспечения библиотек (46 процентов компьютеризированы). После кризиса и деградации в 1990-х годах многих библиотек постепенно началось возрождение библиотечного дела. При этом большая часть библиотек — 2900 (81 процент) — находилась в сельской местности. Каждый год на 20 процентов увеличивалось и количество клубных учреждений, в 2004 году их насчитывалось 2200, большая часть также располагалась в селах. В феврале 2001 года состоялось одно из значимых событий в культурной жизни страны — презентация проекта музыкального наследия Казахстана «Асыл мура». Цель проекта — систематизация, обработка и запись на цифровые носители национального музыкального наследия. Вторую жизнь обрели образцы народной, классической и современной музыки. Основной темой в произведениях писателей и поэтов стала история развития и расцвета казахского народа в конце ХХ и начале ХХI века. В 2000-х годах увидели свет ряд произведений Оразакына Аскара, Несипбека Айтулы, Алибека Аскарова и других мастеров пера. Значительным событием в культурной жизни страны стало появление романов Мухтара Магауина, Шерхана Муртазы, Жаксыбая Самрата. «Звезды» казахстанского классического искусства — скрипачка Айман Мусаходжаева, тенор Алибек Днишев, великолепные сопрано, оперные певицы Майра Мухамедкызы, Нуржамал Усенбаева и другие — стали широко известны не только отечественным, но и зарубежным ценителям классического искусства, регулярно выступая на крупнейших театральных подмостках мира. На отечественной сцене, наряду с признанными мэтрами, такими, как Бибигуль Тулегенова, Роза Багланова, Ермек Серкебаев, Роза Рымбаева, Майра Ильясова, Алтынбек Коразбаев, Макпал Жунусова и другие, удачно выступают молодые певцы Рамазан Стамгазиев, Мадина Садвакасова, Тохтар Сериков, Досымжан Танатаров… Заслуженную славу в стране и за ее пределами снискали творческие коллективы «Улытау», «МузАрт», ансамбль «Гульдер», дуэт «Нур-Мукасан» и другие. Организаторы международного фестиваля «Азия даусы» в 2003 году провели первый международный конкурс казахской песни «Астана –2003». В Казахстане ежегодно проводятся конкурсы, фестивали, посвященные творчеству молодых исполнителей, — «Шабыт», «Алтын Алма» и другие. Правительство Казахстана большое внимание уделяло пропаганде казахстанской культуры за рубежом. Например, воспитанники Алматинского хореографического училища продемонстрировали свой талант в США, Швейцарии, республиканский корейский музыкально-драматический театр принял участие в международном этническом фестивале в Республике Корея, в ряде стран прошли мероприятия, посвященные творчеству Абая… Казахстан подписал соглашения о сотрудничестве в сфере культуры с 49 странами ближнего и дальнего зарубежья. Значительными событиями в жизни страны стали встреча министров культуры стран-участниц ШОС, заседание Постоянного совета ТЮРКСОЙ. Все это свидетельствует о том, что за период независимости произошло реальное возрождение и дальнейшее развитие казахской национальной культуры и культуры народа Казахстана в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.