Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние внешней среды на реализацию альтернатив




 

Во второй половине 50-х – начале 60-х годов среде предпринимателей и ученых-экономистов произошло осознание необходимости обеспечения длительного выживания предприятий и фирм в условиях быстро и непредсказуемо меняющейся и внешней среды. С этого периода связь фирмы с внешней средой стала рассматриваться как одна из главнейших ее характеристик. Данный подход к учету влияния внешней среды основывается на том, что организации полностью зависимы от внешней среды. Анализ деятельности фирм, предприятий и организаций показывает, что все они получают из внешней среды необходимый для их деятельности комплекс ресурсов, поставляют производимую ими продукцию (работы, услуги) потребителям, функционируют с учетом правил, принятых во внешнем окружении, тенденций и событий, имеющих место в обществе и на рынке. Следовательно, что любая организация представляет собой открытую систему. Исходя из сказанного сформулируем понятие внешней среды.

 

Внешняя среда фирмы, предприятия или организации – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за их пределами, не поддающихся контролю со стороны фирмы, предприятия или организации и влияющих на возможности фирмы, предприятия или организации устанавливать и поддерживать отношения с субъектами внешнего окружения для достижения своих стратегических целей.

Среда прямого и косвенного действия. Внешняя среда фирмы достаточно разнородна. В то же время, все множество субъектов и сил ее составляющих, принято подразделять на две группы: среду прямого и косвенного действия.

К числу субъектов среды прямого действия, или микросреды функционирования фирмы, относят ее контактные аудитории:

- поставщиков;

- конкурентов;

- маркетинговых посредников;

- клиентуру.

Поставщики – это юридические и физические лица, обеспечивающие фирму и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров, выполнения работ и оказания услуг.

События в «среде поставщиков» оказывают серьезное влияние на деятельность фирмы. Изменение цен на материальные ресурсы, нехватка тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки готовой продукции заказчикам. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, в долгосрочной перспективе – подорвано благорасположение к фирме со стороны ее клиентуры.

Конкуренты – это фирмы или организации, вступающие в борьбу с рассматриваемой фирмой за удовлетворение потребностей потребителей на том или ином рынке.

Выявление конкурентов целесообразно проводить посредством выяснения того, как потребители принимают решение о покупке производимой фирмой продукции.

В производственно-коммерческой деятельности принято рассматривать четыре основных типа конкурентов: желания-конкуренты, товарно-родовые конкуренты, товарно-видовые конкуренты и марки конкуренты.

Желания-конкуренты – это фирмы вступающие в противоборство за приоритетное удовлетворение разных потребностей. Например, конкурентная борьба между фирмой-производителем автомобилей и фирмой-производителем компьютеров.

Товарно-родовые конкуренты – это фирмы, вступающие в борьбу за удовлетворение определенной потребности, но с помощью различных способов. Например, потребность в улучшении транспортных возможностей покупатель может удовлетворить с помощью автомобиля, мотоцикла или велосипеда.

Товарно-видовые конкуренты – это фирмы, вступающие в противоборство за удовлетворение потребности покупателя конкретным способом или типом товара.

Марки-конкуренты – это фирмы, вступающие в противоборство за реализацию одного и того же типа товаров, но различных торговых марок.

Маркетинговые посредники – это, как правило, юридические лица, помогающие фирме в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди покупателей (клиентов). К ним относят торговых посредников, фирм-специалистов по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. Удачный подбор маркетинговых посредников позволяет компании сократить издержки обращения и улучшить свой имидж.

К торговым посредникам относятся фирмы, помогающие компании найти клиентов или продавать производимую продукцию. Основными функциями торговых посредников является обеспечение удобства места, времени и процедуры приобретения товара покупателями с наименьшими издержками.

Фирмы-специалисты по организации товародвижения оказывают фирме помощь в создании запасов готовой продукции и ее продвижения от места производства до места продажи. В их число входят склады, транспортные фирмы, занимающиеся железнодорожными, автомобильными, водными и авиационными перевозками.

Агентства по оказанию маркетинговых услуг – это фирмы, помогающие предприятию точнее нацеливать и эффективнее продвигать его готовую продукцию на подходящие для нее рынки. К ним относятся фирмы маркетинговых исследований, консалтинговые фирмы, рекламные агентства и компании и т.п.

Кредитно-финансовые учреждения – это банки, финансовые и страховые компании, прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки или страховать себя от риска в связи с производственно-коммерческой деятельностью.

Клиентура – это совокупность потребителей готовой продукции предприятия и промежуточных продавцов на внутреннем и международном рынках.

Фирма может выступать на пяти типах клиентурных рынков.

Потребительский рынок – представлен отдельными лицами и домохозяйствами, приобретающими конечную продукцию и услуги фирмы для личного потребления.

Рынок производителей – объединяет организации, которые приобретают конечную продукцию и услуги фирмы для их использования в процессе производства.

Рынок промежуточных продавцов – состоит из организаций, приобретающих продукцию и услуги предприятия для последующей их перепродажи с целью извлечения прибыли.

Рынок государственных учреждений – представлен государственными организациями, приобретающими товары и услуги для последующего их использования в коммунальной сфере или передачи их тем, кто в них нуждается (социально незащищенные слои населения).

Международный рынок – покупатели, находящиеся за пределами страны фирмы-производителя, включая потребителей, производителей, промежуточных продавцов и иностранные государственные учреждения.

В целом, контактная аудитория представляет собой любую группу, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к фирме или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.

По характеру отношения к фирме контактные аудитории подразделяют на благотворные, искомые и нежелательные.

По сфере взаимодействия фирмы и контактной аудитории принято выделять семь типов контактных аудиторий.

1. Финансовые круги. Основными контактными аудиториями финансовой сферы являются банки, инвестиционные и страховые компании, брокерские фирмы фондовых бирж, акционеры и т.п. Указанные субъекты финансовых отношений могут оказывать существенное влияние на способность фирмы обеспечивать себя капиталом. Их благоприятное отношение к фирме достигается посредством публикации годовых отчетов, обеспечения определенной открытости всей финансовой деятельности и предоставления финансовому сообществу доказательств своей финансовой устойчивости.

2. Контактные аудитории средств массовой информации. К ним относятся организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии: газеты, журналы, радиостанции, телекомпании и т.п. Следует помнить, что мнение о компании складывается не столько по непосредственно рекламной информации, сколько по сообщениям о полезности для общества и граждан той деятельности, в которой используется продукция фирмы.

3. Контактные аудитории государственных учреждений. Их воздействие на деятельность фирмы и ее результативность опосредуется принятием законодательных актов, установлением определенных норм деятельности предприятий и организаций. В некоторых случаях возможно объединение с другими фирмами отрасли в интересах обеспечения принятия более благожелательных законов и постановлений регламентирующих деятельность в данной отрасли экономики, промышленности и т.д.

4. Гражданские группы действий. К ним относятся, например, организации потребителей, группы защитников окружающей среды, представители национальных меньшинств и различных групп населения. Постоянное поддержание контакта с указанными группами и формирование у них благожелательного отношения, как к самой фирме, так и к ее продукции должно стать одной из важнейших задач службы фирмы по связям с общественностью или непосредственно руководства фирмы.

5. Местные контактные аудитории. Немаловажное значение для успешного функционирования фирмы имеют ее отношения с окрестными жителями и местными общественными организациями. Участие представителя фирмы в собраниях местного сообщества граждан, в разрешении его насущных проблем, информирование местной общественности о деятельности фирмы позволяет своевременно предупреждать возникновение конфликтов между фирмой и местным сообществом.

6. Широкая публика. Особое значение имеет отношение широкого сообщества к продукции фирмы и ее деятельности в целом, так как образ фирмы в глазах публики непосредственно сказывается на результатах ее коммерческой деятельности. В индустриально развитых странах для создания образа «гражданственности» многие фирмы активно участвуют в кампаниях по сбору средств на благотворительные цели, оказание гуманитарной помощи пострадавшим от тех или иных чрезвычайных ситуаций, разрабатывают порядок рассмотрения претензий и пожеланий потребителей своей продукции.

7. Внутренние контактные аудитории. В эту контактную группу входят собственные сотрудники фирмы, ее добровольные помощники, управляющие и члены совета директоров. Основной целью воздействия на данную группу является формирование позитивного отношения указанных категорий к собственной фирме. Это достигается созданием системы информирования и мотивирования коллектива фирмы. Позитивное отношение сотрудников к собственной фирме впоследствии распространяется на другие контактные группы.

Среда косвенного воздействия, или макросреда функционирования фирмы, представляет собой совокупность демографических, экономических, природных, научно-технических политических и социо-культурных факторов. В ее рамках функционирует не только сама фирма, но и все субъекты ее среды непосредственного воздействия.

Рассмотрим более подробно элементы среды косвенного воздействия.

Демографическая среда – это население, окружающее фирму с определенными характеристиками: численностью, структурой, плотностью расселения и т.п.

Основными демографическими тенденциями, которые непременно следует учитывать при стратегическом планировании являются демографические взрывы, снижение рождаемости, старение населения, перемены в семейно-брачных отношениях, миграция населения, изменения образовательного уровня, изменения профессиональной структуры занятого населения и другие.

Воздействие демографических факторов проявляется в нарастании дефицита ресурсов, росте или сужении рынков, изменении структуры спроса, изменении численности занятых по отраслям, изменение уровня продаж и доходов.

Экономическая среда – это совокупность уровня текущих доходов и характера их распределения, цен, сбережений и доступности кредита. Изменения по указанным показателям существенно сказываются на покупательной способности населения и, как следствие, на изменении спроса покупателей.

Природная среда – это совокупность природно-климатических условий проживания людей и хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений. Основными тенденциями изменений природной среды на современном этапе развития человеческой цивилизации являются формирование дефицита на некоторые виды сырья, удорожание энергии, рост загрязнения среды, нарастание вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства сырьевых ресурсов. Изменения в окружающей природной среде сказываются и на товарах, производимых и предлагаемых фирмой рынку.

Научно-техническая среда. Ее определяющим фактором является симбиоз технической и прикладной наук. Любое новшество в научно-технической сфере вызывает серьезные долговременные тенденции, последствия которых не всегда удается предвидеть. Никто не мог ожидать, например, увеличения затрат на путешествия и туризм, приобретение товаров длительного пользования вследствие создания безопасных и эффективных противозачаточных средств.

На современном этапе ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса являются: ускорение научно-технического прогресса, появление практически бесконечных возможностей, рост ассигнований на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), повышение внимания к внедрению небольших усовершенствований в уже существующие товары, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью продукции.

Предприниматель должен активно изыскивать информацию о последних научно-технических достижениях и быстро внедрять их в свой бизнес, ставить на службу удовлетворения человеческих нужд прогрессивную технику и технологии. В то же время необходимо предвидеть возможные негативные аспекты любой новой идеи, которые могут обернуться ущербом для потребителей и пользователей, вызвать их недоверие и противодействие по отношению к фирме.

Политическая среда – представляет собой совокупность правовых уложений, государственных учреждений, влиятельных политических деятелей и групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества. Основными тенденциями развития политической среды выступают: рост числа законодательных актов по регулированию предпринимательской деятельности, повышение требований по соблюдению законности в предпринимательской деятельности со стороны государственных учреждений, увеличение числа и активности групп по защите интересов общественности и потребителей.

Культурная среда может быть рассмотрена как система основных взглядов, ценностей и норм поведения, сформировавшаяся под воздействием конкретного общества. К особенностям культурного уклада относятся: стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям, наличие субкультур в рамках единой культуры, временные изменения вторичных культурных ценностей (отношения людей к себе, к общественным институтам, к обществу, к природе и мирозданию, взаимоотношениям людей друг к другу и т.п.). Для культурной среды последних десятилетий характерными стали тенденции к обеспечению самоудовлетворения, немедленному удовлетворению желаний, легкой жизни, неформальным отношениям.

 

 

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

 

В хозяйственных организациях руководителям различного уровня часто приходится разрабатывать УР в условиях недостаточной или ненадежной информации, а результаты реализации УР не всегда совпадают с запла­нированными. В таких случаях ссылаются на непредви­денные неопределенности или риски, которые становят­ся постоянными спутниками руководителей и специали­стов большинства компаний.

Неопределенность (по С.И. Ожего­ву) – не вполне отчетливый, неточный, неясный или уклончивый ответ. Риск – возможность опасности, не­удачи. Хотя риск может привести и к удаче, мы будем рас­сматривать его в контексте данного определения. Любая управленческая деятельность в той или степени имеет рисковый характер.

Риск в экономическом аспекте предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопре­деленности, а также выгоду и прибыль, получить которые возможно лишь при эффективной разработке и реализа­ции управленческих решений. В управлении риск связан с характером и сложностью проблем, условиями ПРУР, прогнозированием результатов. Характеристики неопреде­ленности и риска:

- размер вероятного ущерба (потерь) и величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли) как результат деятельности в риск-ситуации;

- вероятность риска – сте­пень свершения источника риска (события), измеряемая от 0 до 1;

- уровень риска – отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию риск-ре­шения, изменяющихся от 0 до 1, выше которого риск не оправдан;

- степень риска – качественная характеристика величины риска и его вероятности; различают высокую, среднюю, низкую и нулевую степени;

- приемлемость рис­ка – вероятность потерь и вероятность того, что эти по­тери не превысят определенный уровень (рубеж);

- право­мерность риска – вероятность риска находится в преде­лах нормативного уровня (стандарта) для данной сферы деятельности, который нельзя превысить без нарушений.

Внешние факторы источников риска:

- кризис социально-экономического развития стра­ны и отдельных регионов;

- нарушение надежности или трудности формирова­ния новых связей с потребителями, поставщиками;

- проблемы обеспеченности финансовыми, трудовы­ми, материальными и другими видами ресурсов.

Внутренние признаки выделения риска – функцио­нальные особенности рисковой деятельности: производ­ственной, финансовой, маркетинговой и др. Важным признаком выделения рисков является и содержание рис­ка как результата рисковой деятельности.

По источникам возникновения, выделяются следующие виды риска:

- риск, связанный с про­изводственно-хозяйственной деятельностью;

- риск, свя­занный с человеческим фактором;

- риск, связанный с информацией.

По возникновению выделяются: внешние и внутренние риски.

По уровню принятия решений: макроэкономический (глобальный риск) и микроэкономический (локальный) риск.

По продолжительности во времени: кратковременные и постоянные риски.

По возможности страхования: страхуемые и нестрахуемые риски. Они подразделяются на риски, связанные с проявлением стихийных сил природы и целенаправлен­ным действием человека.

По степени правомерности: оправданный (правомер­ный) и неоправданный (неправомерный) риски.

Различаются также: допустимый (угроза), критический (опас­ность потери) и катастрофические (полная потеря) риски.

Существуют простые (статические) и спекулятивные (ди­намические) риски. Спекулятивные риски несут в себе либо удачу, либо потерю.

Классификация статистических рисков в соответствии с причиной потерь:

- вероятные потери в результате негативного дей­ствия стихийных бедствий (огонь, вода, землетрясения, ураганы и т.п.);

- вероятные потери в результате преступных дей­ствий;

- вероятные потери вследствие принятия неблаго­приятного законодательства (потери связаны с прямым изъятием собственности либо с невозможностью взыскать возмещение с виновника из-за несовершенства законо­дательства);

- вероятные потери в результате угрозы собственно­сти третьих лиц, что приводит к вынужденному прекра­щению деятельности основного поставщика или потре­бителя;

- потери вследствие смерти или недееспособности ключевых работников фирмы либо основного собствен­ника предпринимательской фирмы (что связано с труд­ностью подбора квалифицированных кадров, а также с проблемами передачи прав собственности).

Политический риск – это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющих­ся следствием государственной политики. 4 группы поли­тических рисков: риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации; риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование мест­ной валюты; риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент; риск военных действий и гражданских беспорядков.

Технический риск определяется степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий и относится к группе внутренних рисков. К ним относит­ся вероятность потерь: вследствие отрицательных результатов научно-исследовательских работ; в результате недо­стижения запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок; в результате низких технологических возможностей произ­водства, что не позволяет освоить результаты новых раз­работок; в результате возникновения при использовании новых технологий и продуктов, побочных или отсрочен­ных во времени проявления проблем; в результате сбоев и поломки оборудования.

Производственный риск связан с производством про­дукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой про­изводители сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства. Производственные риски: снижение наме­ченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени и т.д.; снижение цен, по которым планировалось реализовать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, небла­гоприятным изменением рыночной конъюнктуры, паде­нием спроса; увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энер­гии, а также за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расхо­дов; рост фонда оплаты труда за счет превышения наме­ченной численности либо за счет выплат более высоко­го, чем запланировано, уровня заработной платы отдель­ным сотрудникам, увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки нало­гов; низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией; физический и моральный износ обору­дования.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных. Причи­ны коммерческого риска: снижение объемов реализации, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объемов закупок по сравнению с намеченными, потери товара, потери каче­ства товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), повышение издержек обращения. Коммерчес­кий риск включает: риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке, риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный), риск, связанный с приемкой то­вара (услуг) покупателем, риск, связанный с платежеспо­собностью покупателя, риск форс-мажорных обстоя­тельств.

Финансовый риск возникает при осуществлении фи­нансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают валюта, ценные бумаги либо денежные средства. К финансовому риску относятся: ва­лютный, кредитный, инвестиционный риски.

Валютный риск – это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может про­изойти в период между заключением контракта и факти­ческим производством расчетов по нему. Валютный курс, устанавливаемый с учетом покупательной способности валют, весьма подвижен. Он включает экономический риск, риск перевода и риск сделок, а также валютный риск для импортера и экспортера.

Кредитный риск связан с возможностью невыполнения организацией своих финансовых обязательств перед ин­вестором в результате использования для финансирова­ния своей деятельности внешнего займа. Следовательно, кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с кредиторами.

Инвестиционный риск – это вероятность возникнове­ния непредвиденных потерь в форме снижения или полной потери доходов, капитала и т.п. при осуществлении инвестиционной деятельности.

Виды инвестиционного риска: капитальный, селективный, процентный, страновой, операционный, временной, риск законодательных изменений, риск ликвидности, инфляционный.

Отраслевой риск – вероятность потерь в результате из­менений экономического состояния отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. Необходимо и учитывать отрасле­вой риск при любых видах деятельности.

Инновационный риск – вероятность потерь, возника­ющих при вложении средств в производство новых това­ров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.

Одно из главных правил управленческой деятель­ности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стре­мясь снизить до возможно более низкого уровня. Это тре­бует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопреде­ленностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации УР по их уменьшению.

Для анализа риска нужна, прежде всего, быстрая и до­стоверная информация. В условиях более жесткой кон­куренции, вызванной глобализацией рынков, победу бу­дут одерживать не крупные предприятия нал малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки. Второй этап управления риском – выявле­ние риска.

Для того чтобы выявить, оценить риск и принять со­ответствующее решение по его снижению, необходимо собрать исходную информацию об объекте – носителе риска. Эта стадия включает два этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инци­дентов.

Основные методы получения исходной информации об исследуемых объектах:

- стандартизированный опросный лист;

- рассмотрение и анализ первичных документов от­четности;

- анализ данных ежеквартальных и годовых финан­совых отчетов;

- составление и анализ диаграммы организационной структуры;

- составление и анализ карт технологических процессов;

- инспекционные посещения;

- консультации специалистов;

- экспертиза документации внешними аудиторами.

Риски от УР составляют часть общих рисков ком­пании. Управленческие риски – это вероятность желатель­ных или нежелательных ситуаций, которые могут возник­нуть либо при реализации управленческих решений, либо спустя некоторое время и могут быть вызваны этими ре­шениями. Управленческие риски включают: организаци­онные, экономические, технологические, социальные и правовые риски.

Организационные риски связаны с решениями по вы­бору формы и места расположения организации при ее регистрации, построению структуры организации, рас­пределению прав, обязанностей и ответственности сре­ди персонала.

Экономические риски связаны с выбором методик рас­чета и обоснования бизнес-плана и отчетности.

Технологические риски связаны с выбором и реализа­цией технологий управления (управление по целям, по результатам, путем постоянных проверок и указаний, в исключительных случаях и др.), а также организационно-информационной техники.

Социальные риски связаны с выбором и реализацией методик воздействия на персонал при индивидуальном и коллективном подходе.

Правовые риски связаны с выбором и реализацией ба­зовых для фирмы законодательных актов и положений, форм контрактов и сотрудничества, зарубежных партнеров.

Управленческие риски приводят к оперативным и стратегическим приобретениям или потерям в деятельно­сти организации. Позитивное действие управленческих рисков всеми работниками воспринимается как само со­бой разумеющееся, а негативное вызывает раздражение у руководителей и желание не допустить эти риски в даль­нейшем. Негативное действие управленческих рисков проявляется в утрате единства СУ или СП и отражается на объеме выпуска, качестве продукции, затратах на про­изводство, инновационном заделе и имидже.

Страхование компенсирует возможные ошибки и стабилизирует деятельность компании. Страхование УР базируется на двух подходах:

- стоимость или цена подготовленного УР;

- стоимость возможных убытков при реализации УР.

Расчет стоимости (С) конкретной формы УР в зави­симости от процедуры его выполнения оценивается сле­дующим образом:

- стоимость процедуры разработки, согласования, ут­верждения и принятия:

 

С = Кф ∙ Зур;

 

- стоимость процедуры практической реализации:

 

С =Кф ∙ Кп ∙ Зпр,

 

где Кф – коэффициент, учитывающий форму представления УР;

Зур – фактические затраты на УР при выполнении соответствующих процедур;

Кп – коэффициент, учитывающий долю затрат на частичную или полную реализацию УР (Зпр).

Риски образуются от следующих процедур реализации управленческих решений: паблик-рилейшнз; выбор формы реализации УР; организация выполнения; контроль; информирование; архивация данных об УР.

Причины появления незапланированных результатов по представленным процедурам:

- недостаточный профессионализм как самого разра­ботчика УР, так и исполнителей;

- недостаточная ответственность исполнителя;

- организационные неурядицы;

- искажения, утеря информации в базе данных и базе знаний (интеллектуальной собственности).

Кроме того, риск может возникнуть сам по себе.

Страхование профессионализма персонала – это защи­та экономических интересов организации от потенциаль­ных причинителей вреда (специалистов). В условиях ры­ночной экономики все составляющие авансируемого в организацию капитала, вложенные в имущественный комплекс, технологию, персонал и т.д., должны давать прибыль.

Страхование профессионализма персонала предусмат­ривает возмещение возможных убытков организации вследствие ухода из организации специалиста, а вместе с ним и потери необходимых связей, лобби и др. Объектом страхования выступает конкретный специалист органи­зации.

Страхование профессионализма включает две состав­ляющие:

- страхование интеллектуальной собственности, со­зданной специалистом как части нематериальных акти­вов;

- страхование пребывания специалиста в должности.

Методика страхования профессионализма:

- составление перечня элементов, составляющих про­фессионализм какого-либо работника;

- определение списка заинтересованных лиц в дан­ном профессионализме;

- опенка стоимости профессионализма (либо базы для расчетов);

- определение страховщиков и страхователей;

- составление схемы страхования профессионализма (страховщика и страхователя).

Страхование организационных рисков может прово­диться вместо или в дополнение к страхованию коммер­ческих рисков, а также к страхованию от убытков вслед­ствие перерывов в производстве. Страхование от убытков вследствие срыва организационных мероприятий преду­сматривает установление временной границы (обычно 5 суток), после которой страхователь получает право на по­лучение страхового возмещения. Подлежащий возмеще­нию ущерб включает в себя:

- расходы, произведенные за время остановки реали­зации УР;

- неполученную (упущенную) прибыль;

- дополнительные затраты по сокращению ущерба.

 

Как показывает международный опыт, ставка по стра­хованию от перерывов в реализации равна 1,5 х тариф по страхованию имущества предприятий.

Организационные риски (далее – ОР) приводят к оперативным и стратегическим потерям в деятельности организации. Утрата единства системы производства и управления отражается на объе­ме выпуска, качестве продукции, затратах на производ­стве, инновационном заделе и имидже. ОР являются ос­новной причиной коммерческих рисков.

Страхователями являются организации всех организа­ционных форм и форм собственности, в том числе акци­онерные общества, кооперативы, унитарные предприя­тия. Обобщенными объектами страхования СУ являются: методология, процесс, структура и техника управления. Методология управления включает: цели, законы и прин­ципы, функции, методы, технологии управления и прак­тику управленческой деятельности.

Страхование профессиональной ответственности отно­сится к двум группам рисков:

- риски, связанные с возможностью нанесения тре­тьим лицам телесных повреждений и причинения вреда здоровью (врачи, хирурги, дантисты, фармацевты, владель­цы транспортных средств, работающие по найму, и т.п.),

- риски, связанные с возможностью причинения ма­териального (экономического) ущерба, в том числе утрата права предъявления претензий (архитекторы, строители, консультанты и др.).

Ставка премии (платежа) по этому страхованию зави­сит от профессии, возраста, стажа работы, даты получе­ния квалификации, общего количества служащих и рассчитывается следующим образом:

 

,

 

где СП – ставка премии;

НС – начальная ставка (2–5% страховой суммы);

Кп – коэффициент на профессию (аудитор, оцен­щик, нотариус, страховщик
и др.);

Кв – коэффициент на возраст (параболическая за­висимость);

Кд – коэффициент на период, прошедший со вре­мени получения диплома, свидетельства или ли­цензии на данную деятельность (параболическая зависимость);

Кс – коэффициент, учитывающий общее количест­во служащих, которые вместе со страхователем занимаются заявленным видом деятельности (функ­циональная недогрузка или перегрузка);

Кпс – коэффициент, отражающий средний профес­сиональный уровень вовлеченных сотрудников;

Кпр – коэффициент, отражающий продолжитель­ность страхования;

 

Кр – коэффициент, отражающий уровень риска на­ступления страховых случаев;

Кпв – коэффициент, отражающий выплаты стра­хового возмещения за предыдущие периоды стра­хования поименованного страхователя;

Ки – коэффициент, учитывающий имидж органи­зации – страховщика.

 

Для руководителя на практике наиболее сложной является задача преодоления неопределенности условий принятия управленческого решения. Для ее решения могут использоваться такие методы как проверка устойчивости, корректировка параметров проекта и экономических нормативов, формализованное описание ситуации неопределенности. Рассмотрим эти методы в порядке повышения их точности.

Метод проверки устойчивости предполагает заблаговременную разработку сценариев для различных вариантов развития управленческой ситуации. По каждому сценарию выполняется оценка показателей доходности, потерь (убытков) и эффективности.

Проект относится к устойчивым и эффективным в том случае, когда соблюдаются интересы всех участников, а неблагоприятные последствия компенсируются за счет имеющихся запасов или покрываются страховыми выплатами. Предельным значением проекта считается то значение, при котором чистая прибыль приобретает нулевое значение. Одним из методов расчета предельного значения проекта является определение точки безубыточности, которая может определяться как графически, так и по формуле.

 

,

 

где Тб – точка безубыточности;

Зс – постоянные затраты;

Зv – переменные затраты;

Ц – цена единицы продукции.

 

Чем меньше значение точки безубыточности по сравнению с номинальными, тем выше устойчивость проекта.

Метод корректировки параметров проекта и экономических нормативов основан на замене их проектных значений и экономических нормативов на ожидаемые. Данный метод реализуется посредством выполнения следующих операций:

- увеличивается продолжительность всех работ по реализации проекта на среднюю величину возможных временных задержек;

- стоимость проекта увеличивается на величину, обусловленную возможными ошибками разработчиков проекта, пересмотром управленческих и технических решений в процессе реализации проекта, а так же другими непредвиденными расходами.

- учитываются такие неблагоприятные факторы реализации проекта
как непредвиденные отказы оборудования, нарушения технологии при выполнении работ, срыв графиков поставки сырья и материалов, штрафы и иные санкции за нарушение договорных обязательств и т.п.;

- в состав затрат включаются возможные потери от незастрахованных видов риска;

- на случай ухудшения финансовой ситуации увеличиваются норма дисконта и требуемая внутренняя норма доходности.

Метод формализованного описания ситуации неопределенности является наиболее точным из рассматриваемых методов. Он включает следующие этапы:

- формализованное представление условий реализации проекта, затрат, результатов и показателей эффективности его реализации;

- преобразование описанных на первом этапе показателей проекта в информацию о вероятностях отдельных условий или показателях эффективности или интервалах их возможных изменений;

- расчет показателей ожидаемой эффективности проекта в целом.

Реализация рассмотренных нами методов позволяет менеджеру преодолеть условия неопределенности ситуации при разработке и принятии управленческого решения, перевести ее в разряд ситуаций риска с известной вероятностью наступления тех или иных событий в процессе разработки и реализации управленческого решения.

Вероятностный подход, вариация, дисперсия и стандартное отклонение.

Как показывает анализ практики управленческой деятельности наиболее эффективными оказываются те управленческие решения, которые разрабатывались на основе вероятностного подхода к определению риска и выбору решения.

Вероятностный подход может быть реализован в рамках статистического и экспертного методов оценки рисков. В первом случае вероятностный подход основывается на наличии информации о повторяющихся ситуациях принятия решений и наличии статистических данных об их развитии и результатах. Во втором случае аналогичной обработке подвергаются экспертные оценки возможного развития ситуации, полученные в результате опроса экспертной группы.

Суть вероятностного подхода к управлению риском заключается в изучении статистики результатов, имевших место в аналогичных ситуациях, или предположений группы экспертов о возможных результатах оцениваемой управленческой ситуации.

Основными инструментами вероятностного подхода являются вариация, дисперсия и среднее квадратическое отклонение.

Вариация – это изменение (колеблемость) количественных значений показателей одного объекта при рассмотрении различных вариантов реализации проекта. Одной из характеристик вариации признака является дисперсия, т.е. мера отклонения фактического значения признака от его среднего значения. При этом среднее значение следует рассчитывать как сумму произведений фактических значений исследуемого признака на вероятность их появления.

В свою очередь, дисперсия определяется как сумма произведений квадратов отклонений фактических значений признака от его среднего значения на вероятности появления фактических значений признака. Естественно, что чем выше мера отклонения фактических значений признака от его среднего значения, тем выше уровень риска.

В качестве количественной характеристики уровня риска принято использовать среднее квадратическое отклонение, которое математически представляет корень квадратный из дисперсии. Значение среднее квадратического отклонения интерпретируется как наиболее вероятное отклонение ожидаемого значения исследуемого признака от его среднего значения.

Рассмотренный выше материал позволяет сформулировать некоторые принципы выбора управленческих решений в ситуациях риска. К ним следует отнести:

- отказ от спонтанного принятия решений;

- соответствие допустимому уровню риска;

- достаточность информационного обеспечения управленческого решения;

- обеспечение сопоставимости показателей оцениваемых управленческих решений;

- выделение приоритетных критериев оценки различных проектов;

- обеспечение сбалансированности реализуемых предприятием (организацией) проектов по жизненным циклам и доходности;

- обеспечение взаимосвязи принимаемого решения с реализуемыми на предприятии проектами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.