Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы поэтик




Поэтика словесного творчества

А.А.Кораблев

III Поэтика

Первые опыты системного описания поэтического искусства относятся к V-IV вв. до н.э. В античной Греции, затем в Индии и Китае появляются трактаты, знаменующие начало поэтического самосознания: поэзия начинает порождать потребность теоретического осмысления ее природы, строения, бытия.

Среди многочисленных поэтик, написанных за 2,5 тысячелетия, есть весьма влиятельные, «классические», на целые столетия предопределявшие понимание сущности поэзии («Поэтика» Аристотеля, «Наука поэзии» Горация, «Дхваньялока» Анандавардханы, «Поэтическое искусство» Н. Буало, «Эстетика» Гегеля и др.), но нет ни одной, чья система была бы признана полным и законченным выражением основ поэтического искусства.

Отсутствие единой универсальной поэтики предрасполагает к важным методологическим выводам:

- создание единой поэтики, по-видимому, невозможно;

- создание единой поэтики, вероятно, и не нужно.

Опыты исторического сознания позволяют, со своей стороны, предположить:

- всякая из создаваемых поэтик обладает своей относительной истиной и исторической правотой;

- создание новых поэтик вызывается, вероятно, изменением поэтического сознания.

Универсальной поэтики не существует, но совокупный опыт исследования поэтических произведений не лишен внутренней логики и системности. В том, какие проблемы привлекают исследовательское внимание, как они решаются, как меняется их актуальность и т.д., проступают контуры единого и неслучайного образования – никем окончательно не определенной, но, тем не менее, реально существующей и активно функционирующей теории литературы.

Выделяются три круга проблем, привлекающих внимание исследователей литературы:

общетеоретические, объединяющие все без исключения литературные произведения и определяющие их сущность;

историко-литературные, объединяющие литературные произведения в отдельные группы и определяющие их свойства (особенности);

литературно-критические, присущие отдельным произведениям и определяющие их отношения (их уникальность и неповторимость).

Проблематика предопределила соответствующую методологию исследований: с преобладанием формально-логического, диалектического или диалогического подходов.

Предметно-методологические различия литературно-теоретических исследований представляют три типа поэтик:

- теоретическая («общая», «дедуктивная») – исследование наиболее общих поэтических законов;

- историческая («индуктивная») – исследование закономерностей изменения и взаимного соотношения поэтических явлений;

- диалогическая («частная») – исследование отношений и зависимостей в актах поэтического высказывания.

Образцы поэтик:

теоретическая - «Поэтика» Аристотеля (IV в. до н.э.);

историческая - «Эстетика» («Лекции по эстетике») Г.В.Ф. Гегеля; работы А.Н.Веселовского (XIX в.);

диалогическая – работы М.М. Бахтина (XX в.).

Поэтологические сочинения Аристотеля, Гегеля и Бахтина мы называем классическими не потому, что они лучше других (полнее, глубже, продуманнее, завершеннее...), а потому, что в них классически соединились предмет исследования и методология его изучения.

Теоретическая («аристотелевская») поэтика строится как обобщение существующего поэтического опыта, отсюда присущее ей противоречие между стремлением к абсолютности своих положений и необходимостью реагировать на появление новых художественных произведений, вынуждающих корректировать или даже опровергать эти положения.

Историческая («гегелевская») поэтика призвана осмыслить закономерности изменений поэтических канонов и установок, описать общекультурные предпосылки в динамике их саморазвития.

Диалогическая («бахтинская») поэтика стремится сделать менее произвольными личные читательские впечатления, служащие фактическим основанием для теоретических и исторических построений.

Вопросы:

1. Что такое поэтика? Какое место занимает поэтика в теории литературы?

2. Что является предметом изучения поэтики?

3. Какие виды поэтик обычно различают? По каким критериям?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.