КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы прогнозирования 3 страница
Метод хорошо себя зарекомендовал в управленческой практике разработки и принятия решений: он обладает высокой практической полезностью в сфере построения организационных структур управления, в том числе при анализе функций исполнителей (выявление лишних функций, нейтральных, негативных и др.) и выборе оптимального соответствия качества выполнения функций с затратами на их реализацию. Основные этапы проведения функционально-стоимостного анализа: 1) подготовительный: • выбор объекта анализа; • подбор членов исследовательской рабочей группы для решения поставленных задач; • определение сроков, конкретных результатов, которых должна достигнуть группа, порядка взаимодействия с соответствующими службами; 2) информационный: • подготовка, сбор, систематизация информации об объекте и его аналогах; • изучение потребностей и функций, которые нужно удовлетворить; • прогнозирование конкурентоспособности объектов; • изучение объекта и его аналогов; • изучение условий эксплуатации объекта; • изучение технологии создания объекта; • построение структурно-экономической модели объекта; • анализ стоимостной информации — определение затрат на изготовление и функционирование объекта и его составных частей, затрат на техническое обслуживание и ремонт объекта; • дополнение структурно-элементной модели объекта и его составных частей стоимостной информацией; • выявление зон наибольшего сосредоточения затрат в исследуемом объекте; • анализ патентной информации в данной области, в том числе отклоненных предложений; 3) аналитический: • определение всех возможных функций объекта и его элементов; • классификация функций;
• построение функциональной модели объекта; • оценка значимости функций экспертным методом; • определение материальных носителей соответствующих функций; • оценка связанных с осуществлением функций затрат в увязке с соответствующими материальными носителями; • построение функционально-стоимостной диаграммы, модели объекта с применением принципа иерархичности системного подхода (модель содержит элементы объекта, шифры элементов, абсолютные и удельные затраты по элементам, а также доли функций, выполняемых этими элементами); • определение противоречий между значимостью функций и их стоимостной оценкой; • формулирование задач совершенствования объекта для последующих задач функционально-стоимостного анализа; 4) творческий: • выработка предложений по совершенствованию объекта; • анализ и предварительный отбор предложений для реализации; • систематизация предложений по функциям; • формирование вариантов выполнения функций; 5) исследовательский: • разработка эскизного проекта по отобранным вариантам; • экспертиза подготовленных решений; • отбор наиболее рациональных вариантов решений; • создание при необходимости макетов или опытных образцов для проведения испытаний; • проведение испытаний; • окончательный выбор реализуемых решений; • технико-экономическое обоснование решений; 6) рекомендательный: • рассмотрение представленных технических решений на научно-техническом совете; • принятие решения о возможности их реализации; • согласование мероприятий по реализации принятых решений; 7) внедренческий: • включение мероприятий по обеспечению внедрения принятых предложений функционально-стоимостного анализа в соответствующие планы; • контроль выполнения планов; • оценка эффективности реализации планов; • поощрение работников за внедрение методов функционально-
Метод цепных подстановок. Метод используется для разработки и принятия решений в том случае, если проблема имеет строго выраженный функциональный характер. При этом функция должна быть выражена в виде либо произведения, либо частного от деления одних показателей на другие, либо суммы. Суть метода заключается в последовательной замене плановых величин одного из факторов при условии, что остальные факторы остаются неизменными. Степень влияния на функцию того или иного фактора определяется последовательным вычитанием i -го расчета из (i + 1)-го. Причем в первом расчете все величины плановые, а в последнем — фактические. Анализируя влияние факторов на функцию, выясняют, за счет влияния каких факторов и как («+» или «-») произошли отклонения фактического значения функции от планового. Например, S — себестоимость товара — рассчитывается как сумма затрат на его производство: Смат — затраты на материалы, L — оплата труда рабочих, С орг — организационные расходы и С упр— расходы на управление. Причем все затраты берутся в процентном отношении к затратам на материалы: L — 20 %; Сорг — 10 %; Супр — 15 %. По плану затраты на материалы должны были составить 50 руб. Соответственно L = 10 руб., Сорг = 5 руб., Супр = 7,5 руб. Следовательно, S — плановая себестоимость — составляет: SПЛ = 50 + 10 + 5 + 7,5 = 72,5 руб. Однако на практике удалось уменьшить затраты на материалы, и они составили 48 руб. Какова фактическая себестоимость и каким образом на функцию S влияют различные факторы? Решение: S = Смат + L + Сорг + Супр. Составим таблицу плановых и фактических значений выбранных факторов (табл. 6): Таблица 6 Плановые и фактические значения выбранных факторов
Проведем анализ влияния факторов на себестоимость продукции. Отклонение фактической себестоимости товара от плановой произошло за счет влияния следующих факторов: • снижения затрат на материалы: 72,5 — 70,5 = 2 руб. («+»); • снижения затрат на оплату труда рабочим: 70,5 – 70,1 = 0,4 руб. («+»); • уменьшения организационных расходов: 70,1 – 69,9 = 0,2 руб. («+»); • уменьшения управленческих расходов: 69,9 — 69,6 = 0,3 руб. («+»). Метод причинно-следственного анализа. Менеджер в своей работе постоянно сталкивается с проявлениями причин и следствий как неотъемлемых элементов процесса возникновения и развития проблемных ситуаций. В разрешении таких ситуаций может быть полезен метод причинно-следственного анализа. При обнаружении нежелательных последствий менеджер может выбрать одно из трех действий:
• устранить эти последствия; • выиграть время и устранить последствия позже; • приспособиться к новой ситуации. Если менеджер считает, что нужно исправить положение, то он в зависимости от ситуации может реагировать так: • причина понятна, поэтому вопрос состоит только в том, чтобы выбрать соответствующее действие; • причина не понятна, поэтому надо проанализировать проблему, прежде чем решать ее; • причина, по-видимому, понятна, поэтому надо начинать действовать (вариант проб и ошибок). Главная сложность в работе с причинно-следственными цепями — определение момента, где и когда следует остановиться. Рано или поздно можно достичь такого пункта анализа, начиная с которого дальнейший поиск причины может оказаться пустой тратой времени и сил. Пример причинно-следственной цепочки представлен на рис. 5.: Рис. 5.Пример построения причинно-следственной цепочки При проведении причинно-следственного анализа используются следующие понятия: • симптомы — очевидные аспекты проблемы, которые привлекают к ней внимание; • причины — стимулы, провоцирующие возникновение проблемной ситуации (события); • следствия — то, в чем проявляется проблема в будущем; • установить причинно-следственную цепь — значит определить иерархию причин и следствий, которая ведет назад (от следствия к причине) до той точки, в которой можно предпринять действие, устраняющее проблему. Последовательность шагов при проведении анализа следующая: 1) формулировка проблемы; 2) выявление причины возникновения проблемы; 3) выяснение обстоятельств, обусловливающих причину проблемы. Можно отметить, что рассмотренные выше методы могут применяться и на подготовительных этапах разработки управленческих решений, поскольку процесс принятия решений в значительной степени цикличен. Он начинается с анализа ситуации и заканчивается анализом результатов и разработкой рекомендаций, которые поступают на вход следующего цикла.
Таким образом, мы рассмотрели основные группы методов, которые могут использоваться на различных этапах разработки и принятия управленческих решений. Отметим еще раз, что многие из них имеют универсальный характер и могут применяться на нескольких этапах процесса принятия решений в зависимости от особенностей каждой конкретной ситуации.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |