Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин)




А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов.

 

Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя, две эпохи, две судьбы.

Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах

свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как

личность в 10-е -20-е годы XIX века. Другой - типичный представитель

молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием,

наступившим после восстания на Сенатской площади; отсутствием идеалов

вообще.

 

Оба героя открывают многочисленную галерею "лишних людей". Да

их, по меткому выражению Герцена А.И., можно считать братьями: "Онегин

- это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его

встречают на каждом шагу... "Герой нашего времени" Лермонтова - его

младший брат". У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются

представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы,

оба владеют наукой "страсти нежной", умны, стоят на голову выше окру-

жающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положитель-

ного применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они

ее равнодушно листают, позевывая в кулак.

 

Еще в поэме "Кавказский пленник" Пушкин ставил своей задачей

показать в герое "преждевременную старость души, которая стала основ-

ной чертой молодого поколения". Эта цель была достигнута только в ро-

мане "Евгений Онегин".

 

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удов-

летворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский ука-

зывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по

некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам",

то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий

эгоист", "эгоист поневоле", - все же незаурядная личность. Поэт отме-

чает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая

странность и резкий охлажденный ум".

 

Печорин - другой пример "до времени созревшего", состарившего-

ся, молодого человека. Как ни парадоксально это сравнение, тем не ме-

нее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоми-

наются строки из "Думы" Лермонтова:

 

"Так ранний плод,

 

До времени созрелый,

 

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз

 

Висит среди цветов - пришлец осиротелый.

 

И час их красоты - его паденья час".

 

По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных лю-

дей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит от того, что у

него не было общественно-полезного дела.

 

Печорин - герой 30-х годов 19 века. Эта натура более активная,

чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него - осознание своей силы

и желание применить эту силу в жизни. В своем дневнике он записывает:

"Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и,

верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей

силы необъятные". Возможностей применить свои богатые силы у молодых

людей того времени было очень мало.

 

В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века богатые

силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на

мелкие похождения. "Но не угадал я своего назначения, увлекся приман-

ками страстей..." Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям

несчастье: покидают свой дом контрабандисты ("Тамань"), убит Грушниц-

кий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Ве-

ра ("Княжна Мери"), умирает Бэла ("Бэла"), зарублен пьяным казаком Ву-

лич ("Фаталист"), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем

Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: "Сколько раз уже я

играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на головы

обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь

никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех,

кого любил".

 

По словам Белинского, "Герой нашего времени" - это "грустная

дума о нашем времени...", а Печорин - "это Онегин нашего времени, ге-

рой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстоя-

ния между Онегою и Печорою".

 

В предисловии ко второму изданию "Героя нашего времени" Лер-

монтов не высказал прямо своего отношения к герою. Прежде всего автор

ставил перед собой задачу правдиво показать типичного героя своего

времени.

 

И все же Лермонтов верит в своего героя, верит в то, что

"сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной", в то, что Печорин не

стопроцентный эгоист, потому что "эгоизм не страдает, не обвиняет се-

бя, но доволен собою, рад себе..." Лермонтов, по словам Белинского,

верит в духовное возрождение своего героя: "Душа Печорина не каменис-

тая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит

ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя

пышные, роскошные цветы небесной любви".

 

Мы восхищаемся гением Пушкина и Лермонтова, сумевших отразить

в своих героях веяние времени. Их произведения мы по праву можем наз-

вать документами своей эпохи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.