КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Н. А. Некрасов
35. Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.
Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.
Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопро- са: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей зем- ли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить даль- ше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред- рассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пус- топорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесп- равная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью воскли-
цает поэт, -дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В от- личие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробуди- лась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского наро- да:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюби- вой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непо- корным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писа- рем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной
преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда на- род выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельству- ет о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных ка- честв крестьянства.
Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Прав- да, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещи- ками и управляющими их имений.
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бун- тари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье по- ведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеж- дой и верой:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся об- разная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей хо- лопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван кри- тиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном ма- териале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |