Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л. Н. Толстой




50. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

 

Роман Л.Н.Толстого "Война и мир" является, по мнению извест-

ных писателей и критиков, "величайшим романом в мире". "Война и мир" -

это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях

из истории страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды,

идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Основным художественным

приемом, который использует Л.Н.Толстой, является прием антитезы. Этот

прием является стержнем произведения, пронизывает весь роман снизу до-

верху. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, собы-

тия двух войн (войны 1805-07 гг. и войны 1812 года), сражения (Аустер-

лиц и Бородино), социумы (Москва и Петербург, светское общество и про-

винциальное дворянство), действующие лица. Характер противопоставления

носит и сопоставление двух полководцев - Кутузова и Наполеона.

 

Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова,

как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчер-

кивает, что Кутузов - подлинно народный герой, который руководствуется

в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как прос-

той русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый ис-

торический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого - его

кровная связь с народом, "то народное чувство, которое он носит в себе

во всей чистоте и силе его". Именно поэтому, подчеркивает Толстой, на-

род и выбрал его "против воли царя в производители народной войны". И

только это чувство поставило его на "высшую человеческую высоту".

Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно

понимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода

событий всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил зна-

чение Бородинского сражения, заявив, что это - победа. Как полководец,

он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для

ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения

войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий.

"Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он

умер".

 

В изображении Толстого Кутузов - живое лицо. Вспомним его вы-

разительную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то

ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в

восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, углуб-

ляясь в психологический анализ. Глубоко человечным и живым делают Ку-

тузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и

приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведе-

ние на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.

 

Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько иска-

жен, не лишен недостатков, причина которых - в неправильных позициях

Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толс-

той отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ "великих

личностей", созданный буржуазными историками. Он считал, что ход исто-

рии решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая,

что все исторические события предопределены свыше. Именно Кутузов вы-

ражает эти взгляды Толстого в романе. Он, по словам Толстого, "знал,

что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не мес-

то, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та

неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и

руководил ею, насколько это было в его власти". У Кутузова - толстовс-

кий фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход истори-

ческих событий заранее предрешен. Ошибка Толстого состояла в том, что,

отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только

мудрым наблюдателем исторических событий. И это привело к некоторой

противоречивости его образа: он выступает в романе как полководец, при

всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безоши-

бочно направляющий их. И в конечном результате Кутузов выступает как

активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое

напряжение.

 

Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. Толстой реши-

тельно выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон - аг-

рессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских

людей, грабил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взор-

вать Кремль. Наполеон - честолюбец, стремящийся к мировому господству.

В первых частях романа автор со злой иронией говорит о преклонении пе-

ред Наполеоном, которое воцарилось в высших светских кругах России

после Тильзитского мира. Толстой характеризует эти годы как "время,

когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две неде-

ли", и Наполеон "уже убедился, что не нужно ума постоянства и последо-

вательности для успеха". С самого начала романа Толстой ясно выражает

свое отношение к государственным деятелям этой эпохи. Он показывает,

что в поступках Наполеона кроме прихоти не было никакого смысла, но

"он верил в себя, и весь мир верил в него".

 

Если Пьер видит в Наполеоне "величие души", то для Ф.Шерер На-

полеон - воплощение французской революции и уже поэтому злодей. Юный

Пьер не понимает того, что став императором, Наполеон продал дело ре-

волюции. Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более

трезвый и опытный князь Андрей видит и жестокость Наполеона, и его

деспотизм, а отец Андрея старик Болконский сетует, что нет Суворова,

который показал бы французскому императору, что значит воевать.

 

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни

каждого героя полководец занимает определенное место. Надо сказать,

что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен,

утверждая: "Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки,

привязанные внутри кареты, воображает, что он правит". Но Наполеон в

войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего про-

тивника - "сильнейшего духом", по выражению Толстого.

 

Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося де-

ятеля как "маленького человека" с "неприятно-притворной улыбкой" на

лице, с "жирной грудью", "круглым животом" и "жирными ляжками коро-

теньких ног". Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самона-

деянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, счи-

тающий себя движущей силой исторического процесса. Его безумная гор-

дость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные

фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. На-

полеон Толстого - "сверхчеловек", для которого имеет интерес "только

то, что происходило в его душе". А "все, что было вне его, не имело

для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело

только от его воли". Не случайно слово "я" - любимое слово Наполеона.

Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в

своем эгоцентризме.

 

Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод:

"Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды".

Поэтому подлинно велик именно Кутузов - народный полководец, думающий

о славе и свободе Отечества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.