Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. М. Горький




62. Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне".

 

Пьеса А.М.Горького "На дне" была написана в 1902 году, в пере-

ломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового

героя - люмпена, босяка. Но рассказывает о нем по-новому. Тема людей

дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский

обращались к этой теме.

 

Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его почти

20-летних наблюдений над миром "бывших людей".

 

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как вопло-

щение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и "сирых":

"Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закоп-

ченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз,

- из квадратного окна с правой стороны".

 

Под сводами костылевского подземелья оказались люди самого

различного характера и социального положения. Каждый из них наделен

своими, индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеж-

дой на возвращение к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни,

Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно

рвущаяся к настоящей, большой любви. Все эти люди, конечно, достойны

лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.

 

Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них че-

ловеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе с тем со всей

решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность

для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но

сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу

трагического стечения обстоятельств. И остаются одни только декларации

о том, что "человек... звучит гордо". Но вот появляется в пьесе новый,

неведомо откуда взявшийся персонаж -Лука. Вместе с ним появляется но-

вый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения.

 

Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы:

"Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина

или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того,

чтобы пользоваться ложью, как Лука?" Эта фраза Горького была вынесена

в заголовок сочинения. За этой фразой автора стоит глубокая философс-

кая мысль. Точнее вопрос: что лучше - истина или сострадание, правда

или ложь во спасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама

жизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее попы-

таемся найти ответ на поставленный вопрос.

 

Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Анну он успо-

каивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазня-

ет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Несчастному пьянице

Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алко-

голиков. Так он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль, только,

что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной жизни в Сибири, нет

спасения Актеру от его тяжелого недуга. Умрет несчастная Анна, так и

не повидавшая настоящей жизни, мучимая мыслью, "как бы больше другого

не съесть". Намерения Луки помочь другим людям кажутся понятными. Он

рассказывает притчу о человеке, который верил в существование правед-

ной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с

горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спа-

сительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает

правда.

 

Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает.

Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вмес-

то того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет

угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мне-

нию автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так ду-

мает автор. А как думаем мы?

 

Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает фи-

лософию Луки. Последуем же вслед за автором и его замыслом. В начале

пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллю-

зией. Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет

обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум.

Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые дра-

матические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийс-

тва старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жиз-

ни опровергает утешительную ложь Луки. В свете происходящего на сцене

благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький

прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в

третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонько

исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется.

 

Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. "Ложь

- религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!" - говорит

он. Из этого вовсе не следует, что Сатин - положительный герой. Глав-

ное достоинство Сатина в том, что он умен и дальше всех видит неправ-

ду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден.

 

Фактического ответа на вопрос автора: "Что лучше: истина или

сострадание?" - в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение необхо-

дима. Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду. Он

утешает их, успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчение обита-

телям "дна". Все же остальные клянут жизнь... и грешат, грешат, гре-

шат. А человек живет надеждой!..

 

Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех

рамок, которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ,

как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука - человек хит-

рый, себе на уме, ловко пользующийся расположением к себе людей. Но

артист Москвин, игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновенно

и убедительно, что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Луки

оказался более гуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сати-

на.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.