Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности прозы А.Платонова




А. Платонов.

 

Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное

творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в

занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писа-

тель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей "экономить

свою природу", "выключать сознание", переходить "изнутри вовне", не

оставляя в душе ни единого "личного чувства", "терять ощущение самого

себя".

 

Он понимал, почему "жизнь на время оставляет" того или иного человека,

подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему "неугасимая

жизнь" то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну.

 

А.Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто ус-

лышал в революции не только "музыку", но и отчаянный крик. Он увидел,

что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра

кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в

чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было

опубликовано из произведений Платонова до последнего лет, не могло

дать полного представления ни о его мощи как писателя, ни совершить

той работы по формированию духовности человека, которая оказалась под

силу таким произведениям, как "Котлован", "Чевенгур", "Ювенильное мо-

ре". Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его

книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз

готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказы-

вается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие чи-

тающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мас-

терства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоев-

ского, есть единственное дело, достойное того,чтобы посвятить ему

жизнь.

 

Герои Платонов говорят о "пролетарском веществе". Сам Платонов

говорил о "социалистическом веществе". В эти понятия он включает живых

людей. У Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает че-

ловека наглухо. В его произведениях мы видим именно "социалистическое

вещество", которое стремится из себя самого построить абсолютный иде-

ал.

 

Из кого же состоит живое "социалистическое вещество" у Плато-

нова? Из романтиков жизни в самом полном смысле слова. Они мыслят

масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни

было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это

люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких соци-

ально-административных ограничений. Они не притязательны, неудобства

быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди при-

ходят, каково их биографическое прошлое - не всегда можно установить,

поскольку для Платонова это не самое важное.

 

Все они - преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне

определенная социальная направленность их устремлений заключается в

поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо

ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фанта-

зию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен

инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами -

людьми раскрепощенной мысли.

 

Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимают-

ся. Потому что они рассматривают свершившуюся революцию как решенный

политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпел поражение и

сметены. И еще потому они не занимаются политикой, что в начале 20-х

годов новое советское государство еще не сложилось, сложилась власть и

аппарат власти.

 

Вторая группа персонажей - это романтики битвы, люди, сформи-

ровавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограничен-

ные натуры, какие в массовом порядке обычно порождает эпоха битв.

Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них

запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вер-

нувшись с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным

доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к де-

лу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обна-

руживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматичес-

ки руководят так, как командовали полками и эскадронами на войне. По-

лучив посты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непонимание

происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запута-

лись в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была

той почвой, на которой расцветало насилие. В романе "Чевенгур" Андрей

Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть

над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали

примерно так: труд - причина народных страданий, поскольку трудом соз-

даются материальные ценности, которые приводят к имущественному нера-

венству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства:

труд. Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своей

безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного

коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэ-

тому им все заменяла вера. С тридцатых годов окликает нас Платонов

своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая,

что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве

он ни пролегал, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова

важно, чтобы не был бы разрушен человек.

 

Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами -

правдоискателями: та же вера в существование некоего "плана общей жиз-

ни"; те же мечты о революционном переустройстве всей жизни, и не ме-

нее, как в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеоб-

щего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается

"новый человек " и "новый мир".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.