Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные темы и идеи лирики А. А. Фета. 2 страница




считается прегрешением в этом мирке. Но именно "пошлость всего в

целом", а не размеры преступных деяний, ужасают читателей.

"Потрясающая тина мелочей", как пишет Гоголь в поэме, поглотила

современного человека. Трагична развязка в "Ревизоре" и "Мертвых

душах", потому что призрачные цели, к которым стремятся герои,

растворяются как дым, как наваждение. Город Гоголя - это

символический, "сборный город всей темной стороны". И все же, здесь

есть светлое явление. Это смех. По моему мнению, смех должен

вылечить душу.

 

104. ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России. Гоголь

Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по

настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе

Гоголь обосновался в Риме,

где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он

рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как

осуществление писательского долга

перед Родиной. В 1841 поэма была закончена, но члены московского

цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в

негодование от содержания

произведения. Поэма была запрещена. Это были тяжелые для Гоголя

дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал в,се

возможное, чтобы, минуя

цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду

представители правящих сословий, но считал своим долгом перед

Россией и народом "показать"

хотя с одного боку, всю Русь". Он писал: "Бывает время, когда нельзя

устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не

покажешь всю глубину

его настоящей мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина

во время всей его работы над поэмой.

Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию. В "Мертвых душах"

дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов

прошлого века. Губернский

город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы,

помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках "мертвых

душ", крепостная деревня,

столица с ее министрами и генералами - таков социальный фон поэмы.

Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир

"мертвых душ" - жадных

стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в

зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-

бюрократического строя сего дикими

полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим

произволом.

Миру "м›ртвых душ" противостоит в поэме лирический образ народной

России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только

он переходит от

помещиков и чиновников, от болтунов.и оскотинившихся скопидомов

к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о

будущем России - резко

меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные

раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое

одушевление. В поэме "Мертвые

души" Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера

в будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей

и Чичиковых.

Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию

и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых

писатель срывает маски с

представителей паразитического дворянского класса. Трагическая

судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах

крепостных людей. Ими

Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство

человеку. В этом

свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не

умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру,

забитых до крайней

степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на

Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение

к чтению книг, но его

больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что

вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз

черт знает что значит".

За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую

душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его

удали, смелости, о любви к

свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют

вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых

крестьянах в седьмой главе поэмы.

Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное

право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт,

крепостное право не

увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в

прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки -

это символ могущества его

Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.

"Мертвые души" - это "энциклопедия жизни крепостной Руси".

Белинский писал: "Гоголь первый взглянул смело на русскую

действительность". Что же несут эти

дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у

нас не было таких людей - выдающихся мастеров слова, как Грибоедов,

Пушкин, Лермонтов,

Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их

гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не

побоялись показать "темные стороны"

русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в

его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и

самобытностью питали все

творчество Гоголя. Вслед за словами великого поэта, Гоголь смело

может сказать: "Я Родину люблю!" Сейчас в нашей стране идут большие

перемены, заново

переосмысливаются человеческие ценность, но идеи Гоголя-пророка

современны и сейчас. Чернышевский писал: "Давно уже в мире не было

писателя, который был

бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России". Высоко

поэму оценил Герцен. В произведении, видна прекрасная душа автора,

его бесконечная

тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни,

ощущение величия России.

 

105. "РЕВИЗОР" - САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ

В "Ревизоре" Гоголь задумал посмеяться на тем, что "действительно

достойно осмеяния всеобщего". Гоголь признавался, что в "Ревизоре"

он решил "собрать в одну кучу все дурное в России, все

несправедливости". В 1836 г. комедия была поставлена на

петербургской сцене и имела громадный успех. Комедия Гоголя,

затронувшая живые вопросы современности, вызвала самые

противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния

комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл.

Передовые, круги восприняли "Ревизора" как грозное обвинение

николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивую комедию,

проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему

крепостной России.

Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже

полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и

грабителей, воспринимаются как символ всей николаевской системы.

Эпиграф - "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" - обобщающий,

обличительный смысл "Ревизора". Весь строй пьесы давал понять, что

захолустный город, из которого, как сказал городничий, "хоть три года

скачи, ни до какого государства не доедешь", есть только часть

громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет

неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как

городничий, мог принять промотавшегося в дороге трактирного денди,

"сосульку", "тряпку" за ревизора. Но такие случаи были нередки.

Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Главная

причина, заставившая Хлестакова принять за ревизора, - это страх,

отуманивший глаза всех. Городничий, плут первого разряда, неглуп, но

он боится, что его разоблачат, отсюда его слепота по отношению к

Хлестакову. В комедии правдиво раскрыта психология и характеры

людей, которых в жизни можно было встретить нередко. Развитие

сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова

принимают за крупного чина только потому, что он "не платит и не

едет "Городничий дает Хлестакову деньги и радуется, что сумел сунуть

взятку, это значит, что Хлестаков "свой", т.е. такой взяточник. Картина

всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через

реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами

нет не только нижнего белья, но и даже рубах,

деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить,

что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники - порождение

вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего

гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами,

духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Тяпкин-

Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где

правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки - таков суд в

этом городе. Смотритель богоугодных заведений Земляника давно

махнул на все рукой, он знает о воровстве в больницах, но ему нет дела

до людей. Он заявляет: "Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так

выздоровеет". Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит

мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в

большом ходу. Смотритель училищ Хлопов - запуганное существо, он

считает, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что

безвредны и вольной мысли не допустят. Почтмейстер вскрывает чужие

письма (намек на шефа жандармов Бенкендорфа). Образ Хлестакова -

один из самых ярких типов, созданных Гоголем. Характер Хлестакова

совершенно новый в литературе. "Хлестаковщина" стала именем

нарицательным. Хлестаков - наивный баловень, пустейший дворянчик,

прожигающий средства своего отца-помещика. Он пустышка, "без царя

в голове", и он же воплощение нахальства. У него "легкость

необыкновенная в мыслях". "Он просто глуп, - писал Гоголь, - болтает,

потому что слушают, врет, потому что хорошо поел и выпил хорошего

вина". Он легко переходит от фанфаронства к трусости, от

заносчивости к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое

тщеславие, самое главное для него пыль в глаза пустить. Он может

совершить любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле.

Он и игрок, и подлый волокита, и взяточник, и крестник (слуга его

голодает, ему безразлично). Он врет, а все видят в этом вранье

исполнение своих заветных желаний, их не шокирует, когда он,

завравшись, хватает лишнего. На втором плане видны купцы,

мастеровые, полицейские - вся уездная Россия. Типичность персонажей

Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме.

В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и

Пушкина. "Ревизор" и сейчас не сходит со сцен наших театров.

 

106 ПОЧЕМУ ГЕРОИ Н.В. ГОГОЛЯ КАЖУТСЯ НАМ "ЗНАКОМЫМИ НЕЗНАКОМЦАМИ"?

Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин.

Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии

Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в

представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же

смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже

не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой

бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и

глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и

идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных

героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у

него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было

беспощадное обличение пошлости русской жизни. "Изобрази я

картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили.

Русского человека испугала его ничтожность..," _ писал Гоголь..

Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного

писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его

произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца

Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы. Но все же

их стало меньше.

Герои поэмы "Мертвые души", созданной под непосредственным

влиянием Пушкина, поистине кажутся нам "знакомыми незнакомцами".

Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по

натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные,

уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни

великих, ни малых дел от Мани-лова и ему подобных ждать нельзя.

Гоголь разоблачил явление маниловщины, характеризующее

чиновничество России. Слова "маниловщина" стало нарицательным.

Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и

мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться _ они

пьянствуют, разгильдяйничают. Долг помещика _ организовать жизнь

своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и

трудиться. "Маниловщина" больше самого Манилова. "Маниловщина",

если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как

явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей

степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю

России. Провинциальный помещик Манилов подражал "первому

помещику России" _ Николаю 1 и его окружению. Гоголь изобразил

"маниловщину" верхов через ее отражение в провинциальной среде.

"Маниловщина" Николая 1 и его окружения предстала перед читателем

окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной

жизнью", _ писал Лихачев. А как часто в нашей жизни мы встречаем

людей, подобных Манилову, именно поэтому, читая "Мертвые души",

этот герой кажется нам "знакомым незнакомцем".

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из "тех

матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и

убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки,

размещенные по ящикам комодов". Коробочка не имеет претензий на

высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям,

все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет

Коробочку "дубиноголовой". Это меткое определение вполне освещает

психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие

Коробочки очень распространены. Только в наше время эти люди

превратились в жестокосердных и жадных, стремящихся к

накопительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему.

Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул,

буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно

общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор

иронически называет Ноздрева- "историческим человеком". Болтовня,

хвастовство, вранье _ самые типичные черты Ноздрева. По оценке

Чичикова, Ноздрев _ "человек-дрянь". Он держит себя развязно, нагло

и имеет "страстишку нагадить ближнему".

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной

деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает

жадного накопителя, которого "омедведила" система крепостного права.

Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни _ это материальное

обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же

принципу, встречается в нашей действительности?

Другим героем "Мертвых душ" является Плюшкин, как бы венчающий

галерею губернских помещиков. "Прореха на человечестве", _ так

называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность

и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к

накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его

к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его

имущества. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не

приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как

мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и

в его доме чувствуется движение _ но это движение распада, тления.

Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной

действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие

перед нами в несколько другом обличий. Таким образом, Плюшкин

тоже кажется нам "знакомым незнакомцем".

"Мертвые души" потрясли всю Россию", _ отмечал Герцен.

Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового

произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и

поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это

насмешка над русским обществом. Гоголь знал, как отнесутся к его

труду представители правящих сословий, но он считал своим долгом

перед Россией и народом "показать, хотя с одного боку, всю Русь". Он

писал: "Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все

поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его

настоящей мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина во

время всей его работы над поэмой "Мертвые души".

Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков.

Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью,

активностью. Это фигура предпринимателя _ новая в русской

литературе. Гоголь показывает, как сложилось умение Чичикова

приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой

ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: "Все сделаешь и все

прошибешь на свете копейкой". Вся жизнь Чичикова стала цепью

мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет

громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на

любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку.

Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у

некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше

других кажется нам "знакомым незнакомцем", ведь и сейчас жизненной

философией многих наших "предпринимателей" стал лозунг: "Зацепил _

поволок, сорвалось _ не спрашивай". Многие считают, если "прямой

дорогой не возьмешь", то "косой дорогой больше напрямик". Да и

вообще, творчество Гоголя представляется нам как галерея "знакомых

незнакомцев". Вспомним Хлестакова из комедии "Ревизор". Разве мы не

можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или

иной степени? "Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то

же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-

нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на

минуту, если не на несколько минут, делался или делается

Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться", _

писал сам Гоголь.

Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам

"знакомыми незнакомцами". Это происходит потому, что в нашей

реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем

пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его

произведения живы, их любят, по ним воспитывают. Сейчас в нашей

стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются

человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас.

Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников,

изобразил нравственную сущность и моральные качества людей,

которые, бесспорно, присущи нам всем и посей день.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.