Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема любви в лирике Лермонтова




И ненавидим мы, И любим мы случайно. М.Ю. Лермонтов

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы.

Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого

много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в

творчестве Лермонтова - это не только его личная судьба, и как

человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности.

Тридцатые годы - это годы реакции в России, все лучшее сгноили,

разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова,

Белинский позднее скажет: "Без отрицания жизнь превратится в

стоячее и вонючее болото? Белинский верно заметил основное

противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым - это

противоречие между идеалом и действительностью, которое в

творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его

произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим

полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом

убеждении, что существует "жизнь иная", что человек создан для любви,

для счастья. Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова.

Позднее Тургенев скажет: "По тому, как может любить человек, мы

можем судить о его внутренней зрелости". Лермонтов как личность

сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие,

философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия.

Он пишет: "Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею

свершить чего-то". Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не

простого улучшения жизни, а "полного блаженства", изменения

несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех

противоречий бытия. Существовать вечно - на меньшее поэт не

согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический

отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к

другу юности - Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и

окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни.

Лермонтов грустит о потерянном счастье: Душа моя должна прожить в

земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой

милый взор, столь нежный для других.

Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: "Чего

б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом."

В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не

удовлетворяют "обычные", скоротечные страсти, и если он иногда

увлекается и отходит в сторону, то его строки - это не плод больной

фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног других не забывал я

взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовъю прежних дней.

Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к

высшим идеалам. В стихотворении "Я не унижусь пред тобою" он

говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые

способны кинуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике

Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: "Меня спасало

вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом

счастье нет." Бабушка Лермонтова говорила: "Странный Мишель, пока

одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела,

он все витает в облаках, грезит о неземной любви". В стихотворении

"Сонет" поэт пишет: "Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья

прежних лет толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в

час ночной, между бродящими блистает облаками." Поэт пытается

противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения.

В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики

Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и

светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические

стихи, у него любовь - всего лишь миг прекрасного, чарующего,

возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах,

хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В

стихотворениях Лермонтова любовь - чувство высокое, светлое,

поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении

"Валерик" любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает

горькое чувство утраты связи с возлюбленной. "Безумно ждать любви

заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню...", -

пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, Связанным с его

личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной

великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад

между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное

чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание:

Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над

вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет

успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который

отведен ему на земле. Ему "жизнь ненавистна, но и смерть страшна".

Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия

окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания

поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его

мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о

несовершенстве мира к отдельной человеческой личности. Страдания

человека - в противоречивости чувств: Никто не получал, чего хотел. А

что любил?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.