Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Великой Отечественной войны (на примере одного из произведений)




Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из

главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и

непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые

принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны

лишь в экстремальной ситуации (а события войны - это именно такие

события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано

всякое правдивое слово о современности - тема войны оставалась

порой единственным островком подлинности в потоке надуманной,

фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям "свыше",

должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о

войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие

характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовал страшный

1929 год "великого перелома", когда за ликвидацией "кулачества как

класса" не заметили, как ликвидировано было все лучшее в

крестьянстве, и 1937 год.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть

писателя В.Быкова "Знак беды". Повесть эта стала этапной в творчестве

белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне,

ставшие уже классикой литературы XX века: "Обелиск", "Сотников",

"Дожить до рассвета" и другие. После "Знака беды" творчество писателя

обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких

произведениях, как "В тумане", "Облава".

В центре повести "Знак беды" - человек на войне. Не всегда человек

идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с

двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком

Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу

являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.Быковым как

намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и

располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий,

кто не ариец, - не человек, в его доме можно учинить полный разор, а

самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому

так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им

беспрекословно. Не позволить себя унижать - вот исток сопротивления

этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанидаа

- сильный характер. Человеческое достоинство - вот главное, что

движет ее поступками. "За свою трудную жизнь она все-таки познала

правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто

однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом",

- так пишет В.Быков о своей героине. При этом писатель не просто

рисует нам этот характер, - он размышляет о его истоках. Необходимо

задуматься о смысле названия повести - "Знак беды". Это цитата из

стихотворения А.Твардовского, написанного в 1945 году: "Перед

войной, как будто в знак беды..." То, что творилось еще до войны в

деревне, стало тем "знаком беды", о котором пишет В.Быков.

Степанида Богатько, которая "шесть лет, не жалея себя, надрывалась в

батрачках", поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в

колхоз - недаром называют ее сельской активисткой. Но вскоре она

поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой

жизни. Когда требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в

потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные

слова незнакомому мужчине в черной кожанке: "А справедливость не

нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?" Не раз еще

пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного

по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к

самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде

натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку,

Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее

чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: "Делайте

что хотите. Но без меня". В предвоенных годах - источник характера

Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в

том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о

новой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным

чувством правды и сохранить в себе человеческое начало. И в годы

войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида

погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до

последнего. Один из критиков заметил иронически, что "был велик

урон, нанесенный Степанидой армии врага". Да, видимый

материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида

своей гибелью доказывает, что она - человек, а не рабочая скотина,

которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться. В

сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини,

которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много

может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной

ситуации.

Рядом со Степанвдой Петрок показан как характер если не

противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной, не активный,

а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс.

Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что

можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот

мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на

протест, открытый отпор. Насилие побудило его к непокорности. Такие

глубины души раскрывает необычная, экстремальная ситуация в этом

человеке. Народная трагедия, показанная в повести В.Быкова "Знак

беды", раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.

 

189. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ И СУДЬБЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 и 2 половина XIX века)

Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного

содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла

жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения.

Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты,

свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не

встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и

любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой.

Только в русской литературе обращается так много внимания на

изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.

Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской

женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и

готовностью на великие незабываемые подвиги.

Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ

древнерусской женщины Ярославны. Она - воплощение любви и

верности. Ее печаль в разлуке с Игорем совмещается с гражданской

скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и,

обращаясь к силам природы, просит помочь не только ее "ладе", но и

всем его воинам. Автор "Слова" сумел придать образу Ярославны

необыкновенную жизненность и правдивость, Он первый создал

прекрасный образ русской женщины.

А.С. Пушкин создал незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна

"русская душою", это автор подчеркивает на протяжении всего романа.

Ее любовь к русскому народу, к патриархальной старине, к русской

природе проходит через все произведение. Татьяна - "натура глубокая,

любящая, страстная". Цельная, искренняя и простая, она "любит без

искусства, послушная влеченью чувства". О своей любви к Онегину она

не говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к Онегину

Татьяна сочетает с чувством долга к мужу: Я вас люблю /к -чему

лукавить?/ Но я другому отдана, И буду век ему верна.

Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему

долгу, у нее глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти

черты воспитала в ней связь с русским народом и русской природой,

создавшими поистине русскую женщину, человека большой душевной

красоты.

Пушкин дал и другой, казалось бы, менее выдающийся образ скромной

русской девушки. Это образ Маши Мироновой в "Капитанской дочке".

Автор сумел показать и серьезное отношение к любви, глубину чувства,

которое она не умеет выразить красивыми словами, но верность

которому сохраняет на всю жизнь. Она готова пойти на все для

любимого человека. Она способна пожертвовать собой для спасения

родителей Гринева.

Нельзя забыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма,

образ Катерины в драме Островского "Гроза", в котором, по мнению

Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа,

душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к

борьбе и протесту. Катерина - "светлый луч в темном царстве",

исключительная женщина, натура поэтически-мечтательная. Попав в

атмосферу лицемерия и ханжества, выйдя замуж за нелюбимого

человека, она глубоко страдает. Но как ярко вспыхивает ее чувство,

когда она в этом "темном царстве" встречает человека, близкого ей по

своим настроениям. Любовь к нему становится для Катерины

единственным смыслом жизни: ради Бориса она готова переступить

свои понятия о грехе. Борьба между чувством и долгом приводит к

тому, что Катерина публично кается перед мужем и, доведенная до

отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством. В

гибели Катерины Добролюбов видит "страшный вызов самодурной

силе".

Большим мастером в создании женских образов, тонким знатоком

женской души и сердца был И.С. Тургенев. Он нарисовал целую

галерею изумительных русских женщин. Перед нами встает Лиза

Калитина - светлая, чистая, строгая. Чувство долга, ответственности за

свои поступки, глубокая религиозность сближают ее с женщинами

древней Руси /"Дворянское гнездо"/.

Но Тургенев дал образы и новых женщин! Елены Стаховой и

Марианны. Елена - "необыкновенная девушка", она ищет "деятельного

добра". Она стремится выйти из узких рамок семьи на простор

общественной деятельности. Но условия русской жизни того времени

не допускали для женщины возможности такой деятельности. И Елена

полюбила Писарева, который всю жизнь посвятил делу освобождения

своей родины. Он увлек ее красотой подвига в борьбе за "общее дело".

После его смерти Елена остается в Болгарии, посвящая свою жизнь

святому делу - освобождению болгарского народа от турецкого ига.

Подлинным певцом русской женщины был Н.А. Некрасов. Ни один

поэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько внимания

русской женщине. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской

крестьянки, о том, что "ключи от счастья женского утеряны давно". Но

никакая рабски-приниженная жизнь не сможет сломить гордость и

чувство собственного достоинства русской крестьянки. Такова Дарья в

поэме "Мороз, Красный нос". Как живой встает перед нами образ

русской крестьянки, чистый сердцем и светлый.

С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-

декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Трубецкая

и Волконская готовы делить с мужьями, пострадавших за счастье

народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни

лишения.

Наконец, великий революционный демократ Н.Г. Чернышевский

показал в романе "Что делать?" образ новой женщины Веры Павловны,

решительной, энергичной, самостоятельной. Как страстно рвется она

из "подвала" на "вольный воздух". Вера Павловна правдива и честна до

конца. Она стремится облегчить жизнь очень многих людей, сделать ее

прекрасной и необыкновенной. Вот почему многие женщины так

зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Вере

Павловне.

Л.Н. Толстой, выступая против идеологии демократов-разночинцев,

противопоставляет образу Веры Павловны свой идеал женщины -

Наташу Ростову /"Война и мир"/. Это одаренная, жизнерадостная и

решительная девушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу,

к его жизни, любит его песни, деревенскую природу. Толстой

подчеркивает в Наташе практичность и хозяйственность. При

эвакуации из Москвы в 1312 году она помогает взрослым укладывать

вещи, дает ценные советы. Патриотический подъем, который пережили

все слои русского общества при вступлении армии Наполеона в

Россию, охватил и Наташу. По ее настоянию подводы,

предназначенные для погрузки имущества, были освобождены для

раненых. Но жизненные идеалы Наташи Ростовой не сложны. Они

лежат в семейной сфере.

Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый

ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем

богатстве их душевные, нравственные и интеллектуальные качества,

чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе - вот

черты, характерные для образа русской женщины в русской

классической литературе.

 

190. РАССКАЖИТЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА".

"Серебряный век" русской поэзии стал в последние годы предметом

искреннего внимания читателей. Словно из небытия, к нам вернулся

целый пласт русской культуры. Но "серебряный век" - это не просто

набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное

во всех областях духовной жизни России. Само определение

"серебряный" основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой,

которую называли золотым веком русской поэзии. Этим определением

пользовались сами поэты. Так, в "Поэме без героя" Анны Ахматовой

есть такие строки:

"И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл".

Известный художественный критик С.Маковский называет свою книгу

о русской культуре конца XIX-начала XX века, изданную в эмиграции,

"На Парнасе серебряного века". Определение это закрепилось, оно

стало не только поэтическим, им пользуются и ученые. Прежде всего

обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков,

которая стала условием развития и подъема поэтического творчества.

Этой атмосфере присуща двойственность. С одной стороны, это был

необычайный расцвет, причем расцвет во всех областях культуры,

науки, искусства. В экономике Россия достигла такого уровня, что

многие предрекали: XX век будет "веком русских". В изобразительном

искусстве не только творили великие художники, но и возникали целые

художественные школы, направления, и среди них особенно важное-

"Мир искусства" во главе с живописцем А.Бенуа. Журнал, который

издавала эта группа, был сам по себе явлением книжной графики,

отличался такой высокой культурой художественного оформления, что

сохраняет свое значение и до наших дней. В области театрального

искусства глубочайший след был оставлен К.Станиславским и

Ф.Шаляпиным, А.Павловой и В.Мейерхольдом. Назвать можно еще

очень многих, но есть одно имя, которое не возможно не упомянуть.

Это имя Дягилева. Он не был ни художником, ни актером, ни поэтом.

Ему был присущ талант, пожалуй, еще более редкий для России -

талант организатора. Именно С.Дягилев устраивает знаменитые русские

сезоны в Париже, которые открыли заново всему миру Россию не

только как экзотическую страну, где лежат снега и по улицам бродят

медведи, но и как страну величайшей культуры, столь богатую

талантами, страну, обладающую высоким потенциалом в самых разных

областях искусства. Именем С.Дягилева названа одна из площадей в

Париже, именно балетные спектакли его труппы дали начало тому

явлению, о котором годы спустя шутливо заметил поэт: "А так же в

области балета мы впереди планеты всей". Вспомним также, что

зарубежные, в частности, американские балерины часто брали себе

русские псевдонимы. В этот же период необычайный подъем

переживает русская философская мысль - недаром его называют

ренессансом, возрождением. Однако в определении "серебряный век"

заложен и иной смысл, отражена вторая сторона духовной жизни

России рубежа веков. Серебряный век в отличие от пушкинского

золотого проходил под знаком луны (вспомним слова Ахматовой). Луна

в мировой мифологии - это символ ущерба, умирания, и вся культура

начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих

страшных лет России. Две эти особенности - бурный расцвет и

предощущение близкого краха предопределили развитие русской

поэзии серебряного века.

Хотелось бы сказать и о временных границах серебряного века русской

поэзии. Когда он начался - это в целом известно: 90-е годы XIX века,

выход из эпохи безвременья, преодоление кризиса поэзии. Бесспорно и

то, что расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов

серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества

А.Блока, А.Белого, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Брюсова, время, когда

продолжали писать стихи М.Волошин, Ф.Сологуб, и в те же годы на

русском Парнасе появляются новые литературные течения: после

безраздельного господства символизма его позиции оспаривают прямые

наследники - акмеисты и прямые оппоненты - футуристы. В эти годы в

поэзию активно входят имена Анны Ахматовой, Михаила Кузмина,

Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского,

Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Велимира Хлебникова, Сергея

Есенина, Николая Клюева, Бориса Пастернака. Этот список можно

было бы продолжить. Спорным является вопрос о том, когда же

закончился серебряный век русской поэзии. Некоторые прямо

называют дату: 1917 год. Однако с этим трудно согласиться. Этой датой

надо скорее назвать год 1921 - год трагической гибели двух величайших

русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой,

"человеком-эпохой", и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем

молодых поэтических сил в трудные годы революции и начала

гражданской войны. Их гибель, почти совпавшая по времени, у многих

уничтожила иллюзии, порожденные новой властью, ддя многих стала

толчком к отъезду в эмиграцию. Отголоски поэзии серебряного века

можно найти в русской поэзии и сегодня, ее продолжение было в

стихотворениях поздней Ахматовой, Пастернака, поэтов-эмигрантов,

однако как единое художественное явление серебряный век завершился

в 1921 году.

Одним из самых ярких поэтов рубежа веков был Николай Гумилев. О

его творчестве мне хотелось бы сказать подробнее. Н.Гумилев вошел в

русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста.

Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт -

Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле

слова - директором Царскосельской гимназии, в которой учился

Н.Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение "Памяти

Анненского", в котором сказано: "Был Иннокентий Анненский

последним из царскосельских лебедей". Основные сборники

Н.Гумилева - "Романтические цветы", "Жемчуга", "Чужое небо",

"Костер" и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта

- "Огненный столп". Если говорить о поэзии Н.Гумилева, сопоставляя

это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том числе и его

собственных, то главную его тему можно определить как тему

преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он

преодолевает свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде

путешествий в Африку - их он совершил три - или добровольного ухода

на войну и службы разведчиком. Эта тема отразилась и в его

стихотворениях - их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как,

например, герой стихотворения цикла "Капитаны":

"Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса -

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса".

С годами в поэзии Н.Гумилева становится меньше экзотики, но его

пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным.

Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей

чужды. К таким людям относит поэт и себя. Он много размышляет о

своей смерти, и представляет ее неизменно в героическом ореоле:

"И умру я не на постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще".

Много стихотворений Н.Гумилев посвятил теме любви. Главная

героиня его любовной лирики может принимать различные облики - и

сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и

легендарной возлюбленной Данте - Беатриче, и Маргариты из "Фауста"

Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения,

посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные,

неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета.

Образ Ахматовой звучит в стихотворениях: "Из логова змиева", "Она",

"Укротитель зверей" и многих других. Любовь в поэзии Н.Гумилева -

это прежде всего страстное чувство, в котором есть черты "поединка

рокового", как сказал другой поэт. Одно из самых известных

стихотворений Н.Гумилева о любви - стихотворение "Жираф", в

котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир

яркий, мир, в котором царят веселые сказки таинственных стран, про

черную деву, про страсть молодого вождя. Здесь возникает характерное

для романтической поэзии двоемерие.

Позднюю лирику Н.Гумилева, составившую его последний сборник

стихов, отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то

время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей

работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых

поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н.Гумилев

создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой

жизни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении. Стихи

эти сложны для понимания, но это не намеренная усложненность

поэтического эксперимента, в принципе чуждого Н.Гумилеву, а

сложность самой авторской мысли. Это такие стихотворения, как

"Память", "Лес", "Заблудившийся трамвай", "Пьяный дервиш". В целом

поэзии Н.Гумилева не свойственно стремление к дерзости поисков в

области формы стиха, скорее, он тяготеет к классическим традициям.

Поэзия его более зрительная, чем слуховая, образы чаще видимые, чем

звучащие, и поэзии его, например, не свойственна есенинская

напевность, но свойственна, например, необычайная яркость,

многоцветие, сила лирического напора, которая делает читателя как бы

соавтором поэта, соучастником его размышлений и чувств.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н.Гумилева

"Слово".

"В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города,

И орел не взмахивал крылами.

Звезды жались в ужасе к луне.

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа

Как домашний, подъяремный скот,

Потому, что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова".

Стихотворение это относится к поздней лирике Н.Гумилева. Оно было

впервые напечатано в 1921 году. В произведении звучат философские

размышления автора о природе слова. Противопоставлены друг другу

два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной

жизни, для практических целей - выражением его является "умное

слово" и высший, божественный путь, воплощенный в слове.

Стихотворение продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина,

Лермонтова - в стихотворении можно видеть переклички с пушкинским

"Пророком", лермонтовским стихотворением "Поэт". Именно поэт в

современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова,

напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н.Гумилев

обращается к самому высокому авторитету для человека христианской

культуры - к Евангелию. В соответствии с темой, стихотворение

отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы

(оный час, осиянно), что соответствует традициям русской поэзии. По

самой своей интонации, произведение звучит, как торжественное

заклинание. Оно написано пятистопным хореем, тем же размером,

которым написано стихотворение М.Лермонтова "Выхожу один я на

дорогу...". В произведении выражена глубокая философская мысль

поэта, особенно значительная в то время, когда нередко брал слово

маузер. Произведение Н.Гумилева продолжает классическую традицию

русской поэзии. Н.Гумилев стал одним из символов культуры

серебряного века. И в его гибели есть не только трагическая, но и

символическая сущность. Культурный ренессанс в России был

уничтожен, как был убит и его поэт.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.199 сек.