Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казахстан в тюркский период. Социально-экономическое и политическое устройство Западно-Тюркского каганата




Гунны - ранние кочевники Центральной Азии и Казахстана (этнополитическая история).

Гос-во хунну распол. на тер-ии совр.К-на между III в. до н э и III в. н э. Гунны под предв-ом шаньюя Модэ подчинили множество кочевых племен каз.степей. Кит.историография считает гуннов, как они их называли хунну или сунну, предшественниками тюрков. Император гуннов Модэ, жив. в 230-174 г до н.э оказ.первым тюрк.правителем, чья диплом.переписка была исп.в др.Китае. Во гл.с Атиллой производили опустошительные набеги на европ.страны. В 55 г. до н.э. произошло разделение Гунн.гос-ва на Юж.и Сев.части. 2 волна переселения хунну нач. в 93 г. н. э. Они двинулись на запад, увлекая за собой другие народы. В IV веке до н.э. хунну дошли до южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гунну.Гл.роль в жизни хунну играло скот-во, особенно коневодство. У них существовала оседлость и земледелие. О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева.
В хун.общ-ве были сильны черты патриархально-род.отн. По сведениям источников, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и нар.собр.Однако в недрах родового строя уже зрели черты новых общест. отн. В основе этого процесса лежало развитие произ­-ва и произв-ных отн. Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие инозем­ные товары, найденные при раскопках, свид. о возро­сших потребностях верхушки общества. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю. У хунну имелись рабы, которые формировались из числа военнопленных. Они исп. в качестве дом.прислуги, в качестве пастухов. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным властелином, за ним темники. они являлись сыновьями, братьями или близкими род­ственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой участок земли для кочевий. В источниках есть упомина­ние о налогах, как средстве эксплуатации низов.
Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократ.аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распростр.письм., знаменовали собой их переход к новому этапу — классовому обществу и государству.
Империя Хунну, основанная Модэ просуществовало свыше пяти веков. С первой пол.I тыс. н. э. меняется антропол. тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.

Тюркский каганат (552г – 603г)

С 6в земли К под властью Тюркского каганата (династия Ашина). В 552 году Тюркский каганат основал Бумын – каган (разгромив с теле аваров). При Мукан – кагане (553г – 572г) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. После завоевания Средней Азии стали контролировать Шелковый Путь. Вместе с Ираном (Персия – то же самое) в 561-563г воевали с эфталитами. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками под Бухарой в 587г. Тюрки (и согдийцы - их подчиненные) желали прямых торговых связей с Византией (но мешал Иран). Иран выплатил 40 тысяч золотых тюркам за отвод войск (граница – река Амударья). Термины «култегин-лабан», «яланшах» - титулы правителей городов. В 603г завершился процесс разделения тюркского каганата на запад-восток (из-за междоусобиц). Хозяйство – кочевое скотоводство. Аристократия внедряла буддизм (семиреченские храмы).

Западно-Тюркский каганат (603г - 704г)

Центр – в Семиречье. Столица – Суяб (на р. Чу, около г. Токмак). Летняя резиденция каганов – Минг-Булак (около г. Туркестана). Занимали древние усунские земли от гор Каратау до Манчжурии (Джунгарии). Племена: усун, канглы, тюргеши. Племена были аристократическими и вассальными. Называют «он ок будун» - «государством 10 племен» (5 племен дулу к востоку от р.Чу, 5 нушиби к западу). Высшие титулы ябгу, шад, эльтебер носили те, кто из рода кагана. Кара будун – сословие свободных скотоводов (основная часть населения). Сбор податей контролировал наместник кагана - тудун. Высшая судебная власть у тархана. Судебные функции выполняли буюруки. Тардуш (Дато) – первый каган. Высшее могущество – Джегуй-каган (Шегу) (610г - 618г) и его брат Ток-джабгу-каган (Тон) (618г – 639г), границы дошли до Индии. Главный союзник – Византия. 640г – 657г – межплеменная война ослабила каганат, и он был захвачен Китаем (династия Тан). В войне с Китаем возвысились тюргеши – в 704г они стали главными в Семиречье.

10.Государственные образования тюргешей, карлуков: территория, хозяйство, политическая история.

Тюргешский каганат (704—756 гг.). Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии находились под властью Западнотюркского каганата. Первостепен­ное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетысу тюргеши, родоначальником династии которых был Ушлик-каган (699—706). Он изгнал из Жетысу (Семиречья) Бори-шада и установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка. Главную ставку он учредил в городе Суябе на реке Чу. Вторая ставка находилась в городе Кунгите на р. Или. Ушлик разделил страну на 20 уделов, по семь тысяч воинов в каждом. В Тюргешском каганате преемником Ушлика стал его сын Сакал-каган (706—711 гг.) Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было слож­ным. Тюргешский каганат в течение нескольких лет находился в политической нестабильности, но с восшествием на престол Сулук-кагана (715—738 гг.), окреп. Военно-административная власть перешла к племенам «черных» тюргешей, чья ставка была перенесена в Талас (Тараз). В каганате развивались феодальные отношения, росли города и торговля. Искусному дипломату и блистательному полководцу Сулу пришлось вести борьбу на два фронта: на западе против арабов, на востоке против Китая. В 723 г. тюргеши совместно с карлуками Ферганы и жителями Шаша нанесли крупное поражение арабам. Каган тюргешей Сулук дей­ствовал против арабов смело и решительно, за что получил у арабов прозвище Абу Музахим (Бодливый). В 737 г. Сулук предпринял поход против арабов и дошел до Тохаристана, но вслед за тем потерпел поражение. По возвращении в Суяб он был убит одним из своих полководцев.В 751г. в грандиозной битве у Атлаха кит.армия разбита арабами и тюргешами.После кит.покинули Жетысу. Гибель Сулука положила начало длительной борьбе за власть между «желтыми»«черными» тюргешами. междоусобицы окончательно подорвали Тюргешское государство и оно пало в 756 г. под натиском тюркоязычных племен карлуков.

В 742 году политическая власть в степях Монголии перешла союзу трех племен карлуков, уйгуров и басмылов. Басмылы на короткое время возвысились, и их вождь стал каганом, но в 744 году уйгуры и карлуки разбили басмылов. В результате этих событий в Центральной Азии возникло новое государство - Уйгурский каганат (744-840 гг.). Глава уйгурских племен стал верховным каганом.Стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они откололись от Уйгурского каганата. В середине VIII века между огузами и карлуками развернулось борьба за тюргешское наследство. В 766 году в руки карлукского ягбу перешло все Жетысу с двумя ставками тюргешских каганов - Таразом и Суябом, так возникло Карлукское государство. Огузы, побежденные карлуками покинули пределы Семиречья и ушли на берега Сырдарьи. Карлукские племена начали политику завоевания новых земель, так в 766-775 годах карлуки захватили Кашгарию, а в конце VIII века распространила свое влияние на Фергану. В VIII-X вв. карлукские племена расселились на обширной территории Казахстана - от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах рек Или, Чу, Талас, в опредгорьях Тянь-Шаня вплоть до города Отрар. В государстве карлуков насчитывалось 25 городов и поселений. В связи с постоянными войнами с арабами, кочевыми племенами, усобицами и борьбой за власть Карлукское государство в 940 году пало под натиском Кашгара.

11.Кыпчакское Ханство: этнополитическая история, хозяйство,внешние связи.

Государство: С конца VIII до начала 1XI в. кыпчаки были в составе Кимакского каганата. В начале XI в. после падения Кимакского каганата, территория кимаков полностью вошла в состав Кыпчакского ханства.

Территория: От р.Иртыш на востоке до р.Днестр на западе. Территория расселения кыпчаков в исторических источниках называется Дешт-и-Кыпчак. Земли между Волгой и Алтаем назывались в арабских источниках Восточный Дешт-и- Кыпчак(степь кыпчаков). Кыпчаки господствовали на основной территории К-на с XI по начало XIIIв., кроме Жетысу.

Столица: Правое крыло– на месте г. Сарай (на берегу р. Урал), Левое крыло (Восточнокыпчакское объединение) – Сыгнак (на б. Сырдарьи).

Племена: Этнический состав начал формироваться в VII - VIII вв. он состоял из двух групп племен: 1) западное объед.кыпч. из 11 племен – ельборели, токсоба, йетиоба, дурут и др. 2) восточное об. Из 16 племен: 8 крупных, 8 – мелких. Ведущим из племен были ельборели(«народ волков»). Кыпчакское племя ельборели в арабских источниках называли племенем ханской династии.

Общественный строй: Социально-экон. Основой Кыпч.ханства был классовый с трой:
- верх.прав – избираемый хан из рода ельборели.

- ставка хана называлась Орда. В Орде жили правители и знать.
- система управления войском осуществлялась по традиции правого и левого крыльев.
- к представителям господстующего сословия относились ханы, их родственнкики, тарханы, баскаки, беки, баи и вожди родов и племен. А к низшему сословию относились простой народ и бедняки, не имевшие скота, жатаки, заним.земледелием. - были и рабы (продажа пленников на невольничьих рынках была источником обогащения). Махмуд Кашгари, называет рабов «яланкугами».
Племена, входившие в состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности, шел процесс сближения и слияния племен. Процесс образования кыпчакской народности был остановлен нашествием монголов.

Военно-политическая история: - с XI в. кыпчаки властвовали на всей территории Каз-на, кроме Жетысу и Южного Казахстана. В начале XI в. на пути продвижения кыпчаков в южные районы Руси и южный Казахстан преградой являлось государство Огузов. Но вначале XI в. Огузское государство переживало упадок, чем воспользовались кыпчаки и окончательно вытеснили Огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Во второй половине XI в. Перейдя через Волгу, в 1054г. Заняли русские степи дошли до берегов Дуная (в русских источниках кыпчаков называли «половцами», а на берегах Дуная венгры – «кунами» (гуннами) или «команами». Кыпчакские ханы вели борьбу также и со среднеазиатским государством Хорезм. Для усиления своего влияния на кыпчаков, хорезмийцы распространяли среди них ислам. В XII в. регион Аральского моря, города Отрар и Сыгнак долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Их противоборство прекратилось после завоевания их монголами.
- 1133г. – кыпчаки потерпели крупное поражение от Хорезмшаха. Это привело к распаду кыпчак. Объединения на две группировки, и ослаблению. В начале 13в. между шахом Хорезма Мухаммедом и кыпчакским ханством произошло несколько сражений за овладение присырдарьинскими городами.
- в результате монг. Нашествия с 1219г. Кыпч.х-во вошло в состав мог.улусов. часть кыпчаков была продана в рабство в Египет и Сирию. Те из них кто вошел в ряды армий этих государств стали называться мамлюками – белыми рабами.

Хозяйство: 1) кочевое и полукочевое скотоводстко: 4 вида скота. Европейские путеш-ки Карпини и Рубрук упоминали о колесных повозках, запряженных быками. В кыпчакском обществе показателем обеспеченности людей считалось количество лошадей. О том, что кыпчаки готовят айран писал Рубрук.

Духовная и материальная культура: Переработка животноводческого сырья. Из шкур и шерсти изготавливали изделия, шили одежду. Были искусными мастерами по дереву, кузнецами и ювелирами. До нас дошло произведение о кыпчаках «Кодекс куманикус». Причины упадка: Борьба с Хорезмшахами и с монголами

12.Государство Караханидов: этнополитическая история, хозяйство, внешняя политика.

Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история государства Караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Сред­ней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза.

На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов прости­рались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке. Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем.

Политическая жизнь характе­ризовалась распрями и междоусобной борьбой. В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так про­изошло юридическое закрепление уже фактического распада госу­дарства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью верховного хана. В начале второй четверти XII в. многочисленный народ каракитаи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухам­мед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могу­щественного государства Караханидов на этом завершилась.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар. Главным занятием населения было кочевое и полукочевое скотоводство. Дальней­шее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, проникновение мусульманской рели­гии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. Рост самосознания тюркских этносов при Караханвдах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известены Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари. В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс развития.

 

13.Государство кереев и найманов: этнополитическая история.

Государство Государство кереитов. Этноним «кереи» происходит от названия реки Керлин (Керулен), где жили данные племена. X –XIII вв. Государства найманов и жалаиров. О существовании племени жалаиров как самостоятельного государства нет никаких сведений, кроме скупых упоминаний в монгольских летописях. X – XIII вв. Термин «найман» с монгольского языка означает по числу племен «восемь».
Территория Восточная Монголия, берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун. Основным местом расселения племен найман, кереитов и жалаиров до Xв. были центральные и западные районы Монголии. По письменным источникам 8в., союз восьми найманских племен населял земли между р.Орхон и Алтайскими горами. Основным местом расселения жалаиров в Казахстане являлось Жетысу.
Столица Битобе – на восточном склоне от горы Хан-Тенгри, на месте Улан-Батора, современной столицы Монголии; позжеКаракорум – на берегу р. Орхон. Столица найманов г.Балыкты располагался на берегу р.Орхон.
Племена Кереи, жиркиы, конкай, сакай, тутау, албат. Жалаиры
Общественный строй Кереиты и найманы находились на одном уровне развития. Они оформились в самостоятельные улусы. Система правления – ханская власть. Власть осуществлялась по улусной системе. Улус – союз нескольких племен или народности, имеющий самое многочисленное население и самую обширную территорию. Улусы управлялись ханами. В улусах функционировал государственный аппарат, в который входили органы управления ханской ставкой, войсками и дружиной. Ханская ставка ведала ханским имуществом и армией хана. Высшим органом власти считалась ханская ставка. У них было делопроизводство. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носящие титул шерби. Схема управления: ХАН –УЛУСЫ (союз нескольких племен) ШЕРБИ (назначался) – избирались ханский правитель, военачальник, нукеры (воины хана), командующие тысячами и туменами (войско делилось на десятки, сотни, тысячи и тумены). Такая система была прообразом феодального государства.
Политическое положение - X - XII вв. – период расцвета государства, время правления Маркус-хана - в период правления хана Торы (Тогурыла, Тогрула) у кереев будущие правители и вожди степных племен обучались ведению политических и дипломатических дел (Чингисхан). - по свидетельству из исторического памятника «Тайная история монголов» (13в.) в конце 11 и начале 12вв. между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения; - в период правления Сарык-хана (12в.) соседние племена подчинились кереям; - 1203г. – падение государства кереитов в результате монгольского нашествия. Кереиты разделились на несколько ветвей: 1) одна ветвь вошла в состав Монгольского государства; 2) другая пересилилась в Северный Казахстан и Семиречье; 3) третья, продвинувшись в западную Сибирь, образовала государственный союз в районе р. Иртыш, Есиль, Тобол. - после монгольского нашествия кереиты вошли в состав улуса Джучи, став частью Среднего жуза казахов. -в монгольских летописях упоминается, что из племени жалаиров самым близким Чингисхану человеком был знаменитый акын, оратор и батыр Мукали (Мукылай). - В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жалаирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Жалаир Мукылай упоминается как крупный военачальник монголов. -жалаиры входили в состав всех тюркоязычных народов Средней Азии. - 1201г. – главы племен киргизов, меркитов и найманов созвали курултай, направленный против роста могущества Чингизхана. 1204 – найманы, потерпев поражение от Чингизхана, во главе с Кучлуком переселились в Жетысу. Гонения мусульман, запрет найманским ханом Кучлуком исполнения мусульманских обрядов вызвало в Жетысу межрелигиозное противостояние. Государство найманов достигло расцвета при хане Наркеш-Даяне.
Хозяйство   Полукочевое скотоводство, кереи в основном коневодство.
Духовная и материе культура Пользовались древнетюркской письменностью. Когда образовалось Монгольское государство, пи арями в нем являлись кереи.В 1007г. кереиты вместе с найманами приняли христианство. О христианизации кереев писал Рашид ад Дин в книге «История монгол».Персидский историк Рашид-ад Дин писал о кереях: «Кереи – сильно развитый народ. У них была очень высокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью».
Причины упадка. Междоусобицы, отсутствие единства, монгольское нашествие.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.