Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завоевание монголами территории Казахстана и Средней Азии. Образование улусов Джучи, Чагатая, Угэдея




Взаимодействие религий

В X в. исторически сложились политические условия тесного взаимодействия религиозных моделей тенгрианства и ислама. Обе они по своей природе были органичны с точки зрения всеобъемлющего духовного влияния, социального регулирования и контроля жизнедеятельности общества и личности. Восприятие Тенгри по своим сущностным характеристикам в целом не противоречило восприятию Аллаха. В функционировании общин тенгриан и мусульман также были важные пересекающиеся сходства. Например, свод древних обычаев тюрков и монголов - Яса и предписания Корана и сунны:

1. в защиту семьи предоставляли мужчине право жениться на нескольких женщинах, при этом первая жена считалась старшей;

2. обязывали мужчин уважать жен и верить им; накладывали запрет на спиртное;

3. предписывали пожилым воспитывать молодежь в любви к своей семье, народу (для тенгриан - к братству «небесных людей» Степи, вне зависимости от рода и племени; для мусульман, вне зависимости от национальности, - ко всем, поклоняющимся Аллаху);

4. обязывали богатых людей служить общине, помогать бедным;

5. провозглашали собственником земли государство (правитель от имени государства закреплял за определенные повинности (при преобладании военной, с учетом выслуги лет, причем с правом разжалования за проступки) права на владение землей); понятие продажи земли в культурах отсутствовало вообще.

 

Покорение монголами отрицательно сказалось на состоянии оседлого и кочевого хозяйства. Это способствовало торможению экономического, политического, культурного, этнического развития многих народов. Вследствие завоевания разрушались города, растаптывались посевы, сады, уничтожались производственные силы. Огромный ущерб был нанесен материальной и духовной культуре. Вместе с городами, селами уничтожались очаги культуры, книги, библиотеки. Монгольское нашествие внесло изменения в расстановку различных этнических общностей и антропологический тип населения Казахстана. Оно способствовало значительной передвижке и дальнейшей метисации различных кочевых племен. Монгольское завоевание, наряду с катастрофическими последствиями, имело и положительные стороны. Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей, повсеместно ввели систему почтовой и ямской службы. По территории улусов двигались торговые караваны, дипломатические миссии, путешественники отправлялись в дальние края и привозили в Европу сведения о далеких странах и народах ранее неведомой Азии. Монголы привнесли в степь идею централизованной власти, объединили прежде неорганизованные племена. Казахское общество рассматриваемого периода представляло собой иерархически организованную структуру сословных групп и прослоек. Высшие слои в этом обществе представляли султаны, т.е. потомки Чингисхана по мужской линии – чингизиды. Ступенью ниже стояли баи, они не принадлежали к роду чингизидов. К группе привилегированных особ казахского общества можно отнести и батыров. Самую нижнюю ступень общественной лестницы составляли кочевники-скотоводы, объединенные в родовые общины. Особую группу составляли рабы, которые были подчинены системе домашнего рабства. Как правило, это люди, попавшие в плен и лишенные свободы. Следующий социальный слой – туленгиты. Это люди, набранные из представителей калмыков, башкир, ногай и т.д. в дружинники и военные. Также была категория консов, т.е. соседи – люди, приехавшие к своим родным, превратившим их в своих помощников, домработников. В результате нашествия монголов 1219-1224 гг. Казахстан вошел в состав Монгольской империи. Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов (владений). Большая (степная) часть была отдана Чингисханом старшему сыну Джучи, который умер еще при жизни Чингсхана, поэтому здесь стал править его сын Бату. Он занимал огромную территорию от Иртыша, Северное Семиречье, весь восточный Дешт-и-Кыпчак до Нижнего Поволжья. Южный и Юго-Восточный Казахстан, Восточный Туркестан и Мавераннахр – территории, входившие в улус Чагатая. Ставка располагалась в долине реки Или. В улус Угэдэя вошли северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия, район Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Улус Угэдэя, являвшегося великим ханом в 1228-1241 годах, был ликвидирован в 1251 году, а его земли розданы сторонникам великого хана Мункэ – сына Тулуя, который был великим ханом в 1252-1259 годах, до него таковым являлся старший сын угэдэя Гуюк (1246-1248). В послемонгольское время улусы Чингизидов раздроблялись на обособленные государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.