КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие научных идей и литературы тюркских племен (VI-XII в.в.)
Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо руническое. Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср аль-Фараби (870-950 годы). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки. Ему был присвоен титул < Второй учитель мира>, под первым имелся ввиду Аристотель. Фараби внес самостоятельный вклад в науку. В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднею и Ближнего Востока - Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске. Умер он в Дамаске.
В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана были язычниками. У них существовал: Культ Неба (Тенгри) — каганы правили по воле неба и именовались «Небоподобными и на небе рожденными». Также по воле неба тюрки одерживали победы и терпели поражения. Культ Земли-Воды (Иер-су); Культ огня; Умай — женское божество, покровительница очага и детей; Культ священных гор — Хантийские горы. Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу. Наряду с собственными верованиями среди населения Казахстана получили распространение такие мировые религиозные системы, как буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам. Эти религиозные идеи распространялись по Великому Шелковому пути. Буддизм — проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в. до н. э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцев и канглов (I-III вв. н. э.). С IV в. тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятниками буддизма в Южном Казахстане и Семиречье являются: два буддийских храма в городах Чуйской долины Ак-бешиме и Суябе (VII-VIII вв); подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.); бронзовые и серебряные статуэтки Будды. Христианство — в VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья широко распространилось христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был город Мерв. При патриархе Тимофее (780–819 гг.) христианство принято карлукским жабгу. В Таразе и Мерке действовали христианские церкви. В XII в. была утверждена митрополия Кашгара и Навакета. Путешественник Виллем Рубрук сообщает о христианской церкви в Коялыке. Манихейство — возникло в III в. н. э. в Иране, оно представляло собой синтез христианства (взяло идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминается «золотой город Аргу-Талас» (Тараз). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Манихейские обители найдены в городах Семиречья — Баласагуне и Шигил-балыке. В Таразе найден бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского божества.
Зороастризм — возник в VII-VI вв. до н. э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание четырех стихий: Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана в VI-VII вв. согдийцами. Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка. В домах Отрара обнаружены очаги-алтари. Ислам — в VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией. Христианские церкви в Таразе и Мерке превратились в мечети. К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне. Со второй половины IX-X вв. распространяется совершение мусульманских погребальных обрядов — умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг. Ранние мусульманские некрополи были открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.). 22.Основные этапы формирования казахского народа. О происхождении этнонима «казах». Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савроматов — в северных и западных. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казахстана и сопредельных стран. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев. Формирование новых раннефеодальных отношений и образование древнетюркской государственности в VI в.—Тюркского каганата, затем Западно-Тюркского каганата— содействовали интенсивному притоку тюркоязычных племен на заданные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголизации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях. В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), кроме собственно карлуков, входили племена, объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности. На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группы долины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена. Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйственной жизни, материальной культуры, утверждение тюркского языка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых выше государственных образований содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах. В начале XIII в добавился новый этнический компонент— монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты, барласы, байрины и др. Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе. В XV - XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV - XV веков на основе окончательного взаимодействия двух больших рас автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |