Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие научных идей и литературы тюркских племен (VI-XII в.в.)




Во второй половине VI века у тюрков было самостоятельное письмо руническое. Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср аль-Фараби (870-950 годы). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки. Ему был присвоен титул < Второй учитель мира>, под первым имелся ввиду Аристотель. Фараби внес самостоятельный вклад в науку. В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднею и Ближнего Востока - Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске. Умер он в Дамаске.
В VI-VII вв. среди тюркоязычных племен существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. В VIII-X вв. в долине Сырдарьи среди кыпчако-огузских племен был распространен эпос «Коркыт-ата». Коркыт-ата — знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кызылординской области. Впервые «Книгу Коркыт ата» исследовал немецкий ученый Диц. Эпос «Огуз-наме» рассказывает о жизни и борьбе хана Огуза. Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (XIII в.) и Абулгази (XVIII в.). В Казахстане с VII в. складывается письменная литература, а с IX в. появляется литература на арабском языке.
Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».
Известным представителем тюркоязычной литературы X-XII веков является Юсуф Баласагунский, который родился примерно в 1017 году. Ему принадлежит, написанная в 1069–1070 годах поэма «Кутадгу билик», переведенная на русский язык как «Благодатное знание». Эта книги является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с осмыслением проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе. Поэма «Кутадгу билик» была написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук-Богра-хана. Общий объем произведения — 85 глав из 13 тысяч двустиший. Основное идейное содержание заключается в том, что знание — единственный источник благополучия как правителей, так и народа. Основной принцип, на котором по мысли Юсуфа Баласагуни, должен основываться «счастливый» и «праведный государь», это твердое соблюдение закона в союзе с разумом, счастьем, праведной жизнью.
Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгари (1029 - 1101 годы), его книга «Диуани лугат ат-тюрк» - «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах. В ней собран и обобщен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - песни, эпосы, легенды, пословицы, поговорки и устные изречения.
В средневековье жил и творил мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясауи (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти - 1166 год). Сохранилось его произведение «Диуани-хикмет» «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Согласно различным версиям генеалогия Ахмета Ясауи возводится к потомкам пророка Мухаммеда. Его жизнь и деятельность связана с г. Яссы (Туркестан). Ахмету Ясауи удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских. Построенный на рубеже XIV - XV веков в честь Ахмета Ясауи по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман.

В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана были язычниками. У них существовал:

Культ Неба (Тенгри) — каганы правили по воле неба и именовались «Небоподобными и на небе рожденными». Также по воле неба тюрки одерживали победы и терпели поражения. Культ Земли-Воды (Иер-су); Культ огня; Умай — женское божество, покровительница очага и детей; Культ священных гор — Хантийские горы.

Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу.

Наряду с собственными верованиями среди населения Казахстана получили распространение такие мировые религиозные системы, как буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам. Эти религиозные идеи распространялись по Великому Шелковому пути.

Буддизм — проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в. до н. э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцев и канглов (I-III вв. н. э.). С IV в. тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятниками буддизма в Южном Казахстане и Семиречье являются:

два буддийских храма в городах Чуйской долины Ак-бешиме и Суябе (VII-VIII вв); подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.); бронзовые и серебряные статуэтки Будды.

Христианство — в VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья широко распространилось христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был город Мерв. При патриархе Тимофее (780–819 гг.) христианство принято карлукским жабгу. В Таразе и Мерке действовали христианские церкви. В XII в. была утверждена митрополия Кашгара и Навакета. Путешественник Виллем Рубрук сообщает о христианской церкви в Коялыке.

Манихейство — возникло в III в. н. э. в Иране, оно представляло собой синтез христианства (взяло идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминается «золотой город Аргу-Талас» (Тараз). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Манихейские обители найдены в городах Семиречья — Баласагуне и Шигил-балыке. В Таразе найден бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского божества.

Зороастризм — возник в VII-VI вв. до н. э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание четырех стихий: Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана в VI-VII вв. согдийцами. Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка. В домах Отрара обнаружены очаги-алтари.

Ислам — в VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией. Христианские церкви в Таразе и Мерке превратились в мечети. К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне. Со второй половины IX-X вв. распространяется совершение мусульманских погребальных обрядов — умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг. Ранние мусульманские некрополи были открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.).

22.Основные этапы формирования казахского народа. О происхождении этнонима «казах».

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяже­нии длительного времени европеоидный тип населения, подверг­шийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савроматов — в северных и западных. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казах­стана и сопредельных стран. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев. Формирование новых раннефеодальных отноше­ний и образование древнетюркской государственности в VI в.—Тюр­кского каганата, затем Западно-Тюркского каганата— содействова­ли интенсивному притоку тюркоязычных племен на заданные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголизации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях. В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), кроме собственно карлуков, входили племена, объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности. На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группы долины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена. Становление и укрепление раннефеодальных общественных от­ношений, общие формы хозяйственной жизни, материальной культу­ры, утверждение тюркского языка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых выше государственных образо­ваний содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах. В начале XIII в добавился новый этнический компонент— монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты, барласы, байрины и др. Монгольское завоевание территории Ка­захстана привело к усилению монголоидных черт в антропологичес­ком типе. В XV - XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV - XV веков на основе окончательного взаимодействия двух больших рас автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной.
О появлении слова "казах" в различных научных исследованиях приводятся разные версии. Этноним "казах" стал широко применяться по отношению одного народа в 15 веке. Кочевые племена под предводительством султанов Жанибека и Герея в конце 50-х годов 15 века восстав против гнета хана Узбекского государства Абулхайра перекочевали в западный Жетысу, в бассейн реки Чу. Впервые эти племена назвали казахами, со временем так назвали целый народ. Значения слова "казах" объяснялось по разному. В китайских летописях говорится, что слово "казах" произошло от названия племен "усунь" или по древнекитайски "асу". В китайских летописях 7-8 веков "казах" писалось как "каса", "хаса". Слово "казах" встречается в древних письменных источниках народов, которые поддерживали взаимоотношения с казахским народом. Этноним встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях. По правилам этих языков слово "казах" видоизменялось как аса, каса, хаса, хайсак, касак, косек, гасук, гасак, хасык, козак, казак и т.д. Систематизация всевозможных исследований происхождения и значения слова "казах" выявляет основные три направления:
1. Мифологическое. Среди самих казахов был широко распространен миф о том, слово "казах" произошло от слова гуси-лебеди (по казахский гусь-лебедь переводится как каз, казах - белый лебедь).
2. В переводе с древнетюркского слово "казах" переводится как "свободные", "отделившиеся люди", "храбрые, свободолюбивые люди", "удалые воины".
3. Название "казах" произошло от названии племен, населявших территорию нынешнего Казахстана. Название племен как саки, каспи, хазары, азы видоизменившись со временем превратилось в слово "казах".
Видный казахский ученый ХIX века Шокан Валиханов писал, что "казах" произошло от военного термина, обозначавшего "храбрый, бесстрашный воин". Известный русский ученый В. В. Радлов поддерживал мнение, что слово "казах" значило "свободный, независимый человек". Русский историк Н. Карамзин свидетельствует про название козаки, что "вероятно, оно в России древнее Батыева". Карамзин делит тюркских козаков на "Козаков Ордынских, Азовских, Ногайских и других: сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов". Слово имело хождение от Урала до Азова. Означало удалой народ. Чешский академик Б. Грозный пишет: "Касахи" гуннское племя, обитавшее на западе Каспийского моря. Корнем слова "касах" является "кас", "каз". Слова "Каспий", "Кавказ" происходят от одного корня". Казахский академик Алькей Маргулан связывает название "казах" с государством хазаров, обитавшими на берегу Каспийского моря и его мнение поддерживает известный ученый Рамстедт, говоря, что слова "казах" и "хазар" происходят от одного корня. Казахский историк М. Акинжанов говорит: "Слово "казах" происходит от двух слов "кас" (настоящий, истинный) и "сак" (название древнего племени). Казахи - древни народ, возникши из двух ветвей народностей (гуннов и саков) тюркского, монгольского происхождения".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.