Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национально-освободительное движение казахов под руководством К. Касымова (1837-1847 гг.)




Материальная и духовная культура казахов ХV - ХIХ в.в. (хозяйство, ремесло, литература, религия, обычаи).

Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов - скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз. Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. У казахов сохранила свое значение охоты. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие. Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. Практиковалось и багорное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки - жатаки (жат-лежать). Осевшие бедняки занимались земледелием около зимовок, они выращивали в основном просо (тары). Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья, Надо подчеркнуть, что в жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью, например, если ни собрание (курултай) мужчина является без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич - уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов составляло в среднем от 30 до 50 тысяч всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300-400 тысяч человек. Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Казахи применяли различные приемы боя, могли быстро спешиваться, при неожиданном нападении на них, они сражались, кружась, круг в круге; при нападении на врага использовали прием тулгама - оборот, нападение во фланг или в тыл противника. За личную храбрость воинам присваивался почетный титул батыр. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей. Войдока и мехов. Особо ценностью пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы-тон.Особой популярность пользовались легкий плащ без рукавов-кебенек и халат из тонокого белого войлока каттау. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат-шапан из шерстяных и шелковых тканей. Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской-из туникообразного платья-койлек и безрукавки-женсиз камзол. Свадебный убор-саукеле, с рождением первого ребенка женщина носила кимешек. 15 – начало 19 веков - эпоха жирау (поэты-импровизаторы); почитали Казтугана Суюншиулы (ногайский военоначальник) -воспевал подвиги, выступал за объединение племён под властью казахских ханов. В 18 веке популярен Бухар Калкаманулы (1668-1781) - бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов. Письменная литература: основные жанры - исторические и религиозные труды. "Тарихи Рашиди" (Мухаммед Хайдар) на персидском языке посвящена истории Казахского ханства и Могулистана. Устное народное творчество: песни – обрядовые (рождение, свадьба (жар-жар, той бастар, кыз танысу), смерть (коштасу). Распространились «терме» (речитатив). Песни выразительны, напевны. Основные жанры песен: трудовые, на тему эпоса, истории, борьбы, лирические, обрядовые. Сопровождались домброй, кобызом. Сказки и эпос: Сказки дают понимание общественной жизни, быта, стремлений народа. Жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. "Ер-Тостик", "Асан-Кайгы" (о подвигах батыров); об Алдаре косе, Коже Насыре (о мудрых выходцах из народа). Казахский эпос восходит к древности: "Карабек", "Канбар" относятся к 13-14 векам. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей ("Козы Корпеш и Баян-сулу", "Кыз жибек"). Влияние на казахскую поэму оказала классическая поэзия Востока. Развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендiк создер), песни, словесные состязания. Музыкальное творчество: Развитию вокального и инструментального искусства способствовало то, что традиции поэтических состязаний распространились на исполнение вокал. И инструментальных произведений. Носитель народной музыкальной культуры - аккомпанирующий себе певец-солист. Распространенным музыкальным инструментом – домбра (щипковый) и кобыз (смычковый). Для струн и смычка использовался конский волос и бараньи кишки. Музыканты создавали кюи на различные темы. Перед исполнением кюя музыкант передавал его краткое содержание, затем говорил: "А теперь послушаем домбру". Акыны-исполнители произведений устного народного творчества подразделялись на жирши (сказатели) и оленши (песенники).

Первая четверть XIX века ознаменовалась новым витком колониальной политики в Казахстане, что не могло не вызвать усиления национально-освободительного движения. Оно охватило также Средний жуз, а возглавили восстание потомки Абылай-хана Касым и его сыновья Саржан и Кенесары. Началось оно как разрозненное выступление казахов против политики захвата их земель. Постепенно национально-освободительное движение приобрело организованный характер. Целеустремленности, последовательности, консолидации оно достигло под предводительством султана, а затем хана Кенесары (1802-1847 годы). Восстание под руководством Кенесары Касымова отличало от других то, что оно охватило почти всю территорию Казахстана, все жузы, численность восставших доходила до 20 тысяч человек, была восстановлена ханская власть, воссоздано ханство. Требования Кенесары, предъявленные царскому правительству: возвращение отнятых казахских земель, уничтожение построенных укреплений. Первые столкновения казахов с казаками произошли в ноябре 1837 года в районе Актауского укрепления. В мае 1838 года восставшие осадили и сожгли Акмолинское укрепление. Затем Кенесары Касымов со своими отрядами откочевал на территорию Младшего жуза в район реки Тургай, он рассчитывал на поддержку, поскольку там прошло восстание под руководством Исатая Тайманова. И действительно, освободительное движение охватило Младший жуз, к восставшим присоединились отряды под предводительством батыра Жоламана Тленшиева. Ряды ополченцев Кенесары расширились и укрепились. В 1839-1840 годах они провели ряд успешных стычек с карателями. Кенесары Касымову приходилось вести действия на два фронта. На севере с карательными отрядами царизма, на юге с правителями Кокандского ханства, притеснявшими казахов в низовьях Сырдарьи, к тому же вероломно, убившими в 1836 году старшего брата Кенесары Саржана, а в 1840 году - его отца Касыма и других родственников. В августе 1841 года Кенесары осадил крепости Созак, Яныкурган, Акмсчеть, Жулск, находившиеся под властью кокандцев..В сентябре 1841 года на курултае представителей всех казахских жузов Кенесары был провозглашен ханом, казахское ханство было восстановлено. Кепесары-хан был сторонником централизованной власти, строгой дисциплины. В ханстве была упорядочена налоговая система, военный совет, был восстановлен суд биев, создано хорошо организованное, приспособленное к затяжной войне ополчение. Исключительное значение Кенесары-хан придавал дипломатической службе, он вел активную дипломатию с должностными лицами России, Средне Азиатских ханств. Была также налажена служба разведки. Надо заметить, что часть казахской знати, сотрудничавшей с колониальной администрацией и преследовавшей свои личные цели, выступила против Кенесары. Напуганное размахом национально-освободительного движения, не признавая правомерности требований восставших, а также избрания Кенесары ханом, правительство Николая I предприняло летом 1843 года крупномасштабные военные экспедиции с целью подавления восстания. Это походы отрядов войскового старшины Лебедева, численностью до 1900 человек, султанов А. Жанторина, Б, Айшуакова. подполковника Бизанова. Но они не дали результатов. Повстанцы хорошо знали местность, имели разветвленную сеть агентов. В июле 1844 года они разбили отряд султана Жанторина, а 14 августа атаковали Екатерининскую станицу, сожгли предместье, захватили пленных. Для подавления восстания было создано два отряда: Оренбургский во главе с полковником Дуниковским и Сибирский во главе с генералом Жемчужниковым, но Кенесары удалось уйти от преследования карательных отрядов. После семи лет безуспешной борьбы с повстанцами в 1845 году из Оренбурга к ним прибыло посольство Долгова и Герна. Переговоры не дали результатов, так как повстанцы требовали возврата захваченных земель, а царское правительство не собиралось отказываться от дальнейшей колонизации края.Стремясь вытеснить хана Кенесары из пределов Младшего и Среднего жузов, колониальные власти возвели укрепления Иргиз и Тургай. Это вынудило восставших откочевать в 1846 году в Семиречье, в пределы Старшего жуза. Под давлением превосходящих сил Кенесары перешел на правый берег Или, перекочевал в предгорья Алатау и приблизился к землям кыргызов. Кенесары хан потребовал подчинения себе кыргызов, но они отказались выполнить эти требования. В апреле 1847 году Кенесары, имея 10 тысячное войско, вторгся в пределы Кыргызстана, этим он преследовал основную цель - борьбу с Кокандским ханством, притеснявшим казахов, но кыргызские манапы были верными союзниками кокандских правителей. Последнее сражение Кенесары с кыргызами произошло в верховьях Чу, близ Токмака, и долине Алмалы, он попал в плен и вместе с 32 казахскими султанами погиб. В восстании Кенесары Касымова немало противоречий: война с Кокандским ханством (имевшая цель освобождение казахов), с одной стороны, и братоубийственная война с киргизами — с другой, жестокость по отношению к казахским родам, отказавших ему в поддержке. Крупнейшее народно-освободительное восстание казахского на­рода в XIX в., имевшее целью восстановление феодальной государ­ственности хана, и на этот раз закончилось поражением оставив неизгладимый след в памяти народов Средней Азии и Казахстана. Борьба Кенесары, его беспредельная преданность интересам наро­да, полководческое искусство, незаурядные качества тонкого поли­тика еще в XIX в. снискали признание в народе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.