Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фитонимы во фразеологизмах русского, английского и башкирского языков




Наименования флоры – необходимая часть лексики в любом языке. Именно в ней отражается культура народа, его обычаи, приметы и устои, мифические и религиозные утверждения. Жизнь любого народа невообразима без тесной связи с миром растений. Называя растения, человек создает собственную картину мира.

Что же такое картина мира? В лингвистике существуют разные трактовки данного термина. Под «картиной мира» З.Д. Попова и И.А. Стернин понимают “упорядоченную совокупность знаний о действительности, сформировавшуюся в общественном (групповом, индивидуальном) сознании” [Попова, Стернин 2010]. В.И. Постовалова считает, что “наиболее адекватным пониманием картины мира представляется определение ее как исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека” [Постовалова 1982, 10]. М. Хайдеггер связывает картину мира с мировоззрением и подчеркивает, что “картина мира – это изображение «сущего», а мировоззрение – это отношение человека к «сущему»” [Хайдеггер 1993: 227-228]. Несмотря на различные определения понятия «картина мира» исследователи сходятся во мнении в том, что картина мира во многом обусловливает поведение людей и их взаимодействие с миром. С их точки зрения существует столько картин мира, сколько имеется наблюдателей, контактирующих с миром. Обобщая взгляды лингвистов на трактовку данного понятия, отметим, что в науке о языке помимо таких общепринятых разграничений, как «концептуальная картина мира», «национальная картина мира», «языковая картина мира», вводятся и более дискретные единицы, а именно, понятие «фразеологическая картина мира» (термин Р.Х.Хайруллиной)

Предметом фразеологии как раздела языкознания являются исследования категориальных признаков фразеологизмов, на основе которых выделяются основные признаки фразеологичности и решается вопрос о сущности фразеологизмов как особых единиц языка, а также выявление закономерностей функционирования фразеологизмов в речи и процессов их образования. Однако в условиях наличия единого предмета исследований и, несмотря на многочисленные подробные разработки многих вопросов фразеологии до настоящего времени существуют разные точки зрения на то, что такое фразеологизм.

Позиция, Н.М. Шанского, высказанная в ряде его работ, например, в книге “Фразеология современного русского языка”, представляется наиболее оправданной, тем более что её разделяют многие ученые, в частности, авторы энциклопедии “Русский язык”. Там, например, дается следующее определение фразеологизма: “Фразеологизм, фразеологическая единица, - общее название семантически несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи (как сходные с ними по форме синтаксические структуры – словосочетания или предложения), а воспроизводятся в ней в социально закрепленном за ними устойчивом соотношении смыслового содержания и определенного лексико-грамматического состава. Семантические сдвиги в значениях лексических компонентов, устойчивость и воспроизводимость – взаимосвязанные универсальные и отличительные признаки фразеологизма” [Шанский 1979, 2012].

В последнее время фразеологическое значение изучается в рамках широкого лингвистического контекста, а именно с позиций лингвокультурологического и когнитивного подходов, немало работ посвящено роли образного значения в расширении терминосистем.

Исследование терминов-фитонимов в лингвокультурологическом аспекте позволяет получить определенное представление о многообразных языковых явлениях того или иного народа, а также проследить, как внеязыковая действительность преломляется в языке. Особое внимание исследователей привлекают при этом мотивационно-номинативные поля, экспрессивно отражающие национально-культурные или универсальные особенности изучаемых языков: религиозно-мифологическое происхождение названий растений, сходство с бытовыми предметами или частями тела (человека, животного и т. д.).В Словаре современного русского литературного языка под растением понимается “развивающийся в неподвижном состоянии организм, представляющий одну из форм жизни на Земле и составляющий вместе с животными организмами живую природу” [ССРЛЯ 1965]. Фитонимы как один из видов семантической лексики, воплощая в себе определенные характеристики растений, отражают духовный мир людей. В терминологической трактовке фитоним (с греч. phyton – растение, onyma – имя, название) – название растения.

Фитонимы функционируют в лексико-семантической системе языка, где они выполняют не только номинативную, но и прагматическую, оценочную, экспрессивную и прочие функции, употребляются носителями языка наряду с любыми другими словами.

Любая номинация растений имеет в своей основе причину или основание, которое можно рассматривать как мотивы для наименования растений. Они могут быть разными, допустим, особенности самих растений и их частей, их функции и их применение. Так, в частности, обращает на себя внимание одно многолетнее травянистое растение, получившее в русском языке название подорожник. Данная номинация отражает одну особенность растения: оно растёт обычно вдоль дорог, вблизи жилья, на лугах, на полях. Отсюда и народное название «попутчик». В этих названиях травянистого растения отражается место произрастания. И в башкирском языке название этого растения отражает его место произрастания – юл япрағы.

Номинации растительного мира в русском языке употребляются в устойчивых сравнениях с союзом как. Например, сравнения, в которых актуализирован признак цвета: жёлтый как шафран, жёлтый как лимон, красный как перец, красный как помидор, коричневый как кофе, как маков цвет; признак вкуса: кислый как лимон, горький как перец; признак внешнего вида: стройный как кипарис, стройный как пальма, волосы как кактус, голова как тыква, глаза как маслины; признак внутреннего состояния: нежный как мимоза, как выжатый лимон.

Фитосемантические конструкции сравнительного характера (фитосемантические компаративные конструкции) отличаются высокой степенью распространённости и универсальности, поскольку они активно функционируют в речевой деятельности человека и обладают оценочным потенциалом. Этот потенциал выражен внутренней формой фитонимов, способствующей проявлению образности как основы оценочной функции сравнений. При выражении оценочной семантики именно внутренняя форма специфических для русского языкового сознания компонентов реализует механизм взаимодействия лексического и сравнительного уровней языка [Абрегов 2000:43]. Рассмотрим семантические особенности английских фразеологических единиц с компонентом фитонимов. Пословицы и поговорки с оценочным значением:

с положительной оценкой (The flower of nation - цвет нации. To live in clover - жить припеваючи);

сотрицательнойоценкой (To let the grass grow under one's feet - сидетьсложаруки);

с назидательным значением (An apple a day keeps the doctor away - кто по яблоку в день съедает, у того доктор не бывает. Every bean has its black - нет боба без пятнышка. Forbidden fruit is sweetest - запретныйплодсладок).

В данном случае рассматриваются английские пословицы и поговорки, в составе которых есть лексема-архаизм[10].

Значение пословиц и поговорок может быть как полностью, так и частично переосмысленным: с метафорическим значением одного компонента (A hard nut to crack - крепкий орешек); с компаративным (сравнит.) значением компонентов (Cool as a cucumber - и в ус не дует, и глазом не моргнет. To be like a carrot to a donkey - бытьсоблазнительнойприманкой).

Характерной чертой пословиц является однозначность. Это объясняется высокой степенью обобщенности и их не мобильностью в тексте.

С точки зрения синтаксиса, среди английских пословиц и поговорок наиболее распространены сложноподчиненные предложения. Выделяются следующие группы предложений: с ограничительным определительным придаточным. Например, придаточное предложение, в котором вводимое that стоит между подлежащим “he” (He that would eat the nut, must first crack the shell - букв. тот, кто хочет съесть ядро ореха, должен сперва расколоть орех); с условным придаточным предложением, вводимым “if” (Ifyoucallyourselfamushroominto the basket you go - назвался груздем полезай в кузов); с придаточными времени, вводимыми “when”, “while” (While the grass grows the horse starves - пока трава вырастет, лошадь околеет. Oaks may fall when reeds stand the storm - дуб от бури валится, а тростник стоит как стоял).

Среди пословиц, являющихся сложными предложениями, имеется небольшое число и сложносочиненных предложений с различной связью частей(As the tree, so the fruit - каково дерево, таков и плод. As the tree, so the fruit - яблочкоотяблонькинедалекопадает).

Дляанглийскихпословицхарактерныдватипазависимостикомпонента: константная (An apple a day keeps the doctor away - ктопояблокувденьсъедает, утогодокторнебывает) иконстантно-вариативная, имеющаялексические (Common [plentiful, plenty, thick] as blackberries - хотьпрудпруди. To measure [one's] corn by [one's] own bushel - меритьнасвойаршин) играмматические (The grapevine is [was] - молвадонесла, что…) варианты.

При сопоставлении с разноструктурными языками, в частности, с башкирским языком, относящимся к тюркской группе языков, отмечаем наличие огромного корпуса фразеологических единиц, связанных с названиями растений. Большая часть фразеологических единиц с отрицанием определяет ту или иную сторону человеческого характера и выражает различные модальные интенции: запрета, нереализации, нежелания, невозможности, невероятности, наслаивающиеся на значение оценки, которая в ряде случаев носит амбивалентный характер.

Фразеологизмы с отрицательным компонентом, характеризующие манеру речевого общения: Ауыҙ йомоу 'Язык не поворачивается сказать что-либо'.

Фразеологизмы с отрицательным компонентом, характеризующие отношение человека к работе, к делу: Ал белмәй, ял белмәй 'Работать без устали, не разгибая спины'.

Фразеологизмы с отрицательным компонентом, констатирующие черты характера человека (доброта – злость, простота, хитрость, ум – неразумность и т. д.): Аҡыл өләшкәндә урынында булмаған 'Винтиков не хватает, чердак не в порядке'; Алма ағасынан алыҫ төшмәй 'Яблоко от яблони далеко не падает';

Фразеологизмы с отрицательным компонентом, которые определяют внутреннее состояние человека: Асыу эскә һыймау 'Кипеть от злобы'.

Фразеологические единицы с показателем отрицания башкирского языка можно разделить на несколько микротем. В башкирском языке фразеологических единиц с отрицательной семантикой больше, чем с положительной. Очевидно, положительное как проявление нормы меньше интересует людей, меньше беспокоит, чем отрицательное как отступление от нормы. И следует отметить, что категория отрицания на фразеологическом уровне отнюдь не только показывает простое отрицание, констатацию отсутствия, а создаёт новую фразеологическую единицу с утвердительной семантикой.

Фразеологическая модель мира является частью целостной картины мира - особой формы выражения мировосприятия и миропонимания народа. Образное, оценочное наименование реалий окружающей действительности получает выражение во фразеологизмах и афористических жанрах народного творчества (пословицах и поговорках). Отражение картины мира во фразеологизмах получает двоякое выражение: во-первых, они сами часто выступают названиями реалий действительности; во-вторых, в компонентах фразеологизмов отражаются миропонимание народа об окружающей действительности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрегов А.Н. Названия растений в адыгейском языке: синхронно-диахронный анализ: Автороферат. - Майкоп: АГУ, 2000. - 134 с.

2. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и грамматика. – М., 1986. – Вып. 28. – С. 5-7.

3. Дьяченко Ю.А. Фитонимическая лексика в художественной прозе Е.И. Носова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Курск, 2010. – 18 с.

4. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. -М.: ACT: Восток-Запад, 2010. – 314с.

5. Постовалова В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. –М.:Наука, 1982. -224с.

6. Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. / Под ред. В.И.Чернышева — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1948—1965.

7. Шанский Н.М.Фразеология современного русского языка. Изд.6. –М, 2012. -272 с.

8. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер: статьи и выступления: пер. с нем. -М., 1993. -447 с.

9. http://www.dissercat.com


@Н.А. Кулдавлетова, 2014

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.