Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская смеховая культура и соц-арт




Н.В.Тыщук

Студентка 2 курса ФБФиЖ БашГУ, г. Уфа

Научный руководитель: Л.А. Пермякова

К. филол. наук, доц. Кафедры русской филологии БашГУ.

 

 

Смех позволяет нам переосмыслить прошлое, понять настоящее и найти возможные пути выхода из культурного кризиса современности. Это многоаспектное явление, оно основано на разнообразных представлениях о человеке и его отношении к миру. Русская смеховая культура - одно из средств общественной борьбы, которое также выполняет функцию социальной критики. Как культура народная "смеховая культура" сохраняет единство общества. Как форма профессионализации фольклора она связана с развлечением. Если\ брать в широком смысле, то само понятие «культура» неоднозначно. Существует официальная культура, для которой основными функциями могут послужить образовательно-воспитательная, познавательная, ценностная. Наряду с ней можно обозначить культурный пласт, в котором есть выход инстинктам, разумеется, в дозволенной мере, так называемое «священное кощунство». Это и есть неофициальная, народная, а по выражению М.М. Бахтина, смеховая культура, которая выделяется как специфический феномен в литературе и истории.

Особенно актуально говорить о перспективе смеховой культуры сегодня, ведь современная российская ситуация довольно печальна - происходит обесценивание общепринятых ценностных ориентиров. А ведь именно смех выступает неким хранителем человечности, вечных идеалов. Как говорил Франсуа Рабле, «смех - это спасательный круг на волнах жизни». Сущность смешного везде и всегда одинакова, однако преобладание того или иного элемента в самой смеховой культуре помогает выделить национальные черты или черты эпохи. Направленность на «чувствительные стороны» человеческой жизни - вот что характеризует средневековый смех. Он чаще всего обращен против самой личности смеющегося и против всего того, что считается святым, благочестивым, почетным. Древнерусский смех можно отнести по своему типу к средневековому. Для древнерусского юмора характерной чертой является балагурство – одна из национальных форм смеха. Среди излюбленных приемов народного юмора можно выделить оксюморон. Смех в Древней Руси был сопряжен с особым самовозрастанием темы, с театрализацией, приводил к созданию грандиозных смеховых действ — не к простому карнавалу, а к тематическому действу. Он был направлен сам на себя, на ситуацию в конкретном произведении. В древнерусском периоде развития смеховой культуры есть одно загадочное явление, а именно, широкое распространение пародий на молитвы и псалмы, хотя по своей природе русские люди очень религиозны. Если говорить о представителях данного периода, то можно выделить несколько имен, чье творческое наследие дошло до наших дней. Один из них - Парфений Уродивый. На самом деле, его настоящее имя - Иван Грозный. Он написал «Послание неизвестному против люторов» и «Канон Ангелу Грозному воеводе». Многословность - это прием, при помощи которого автор заинтересовывает читателя, ведь если даже очень захотеть, то нельзя найти ничего похожего во всей древнерусской литературе. Грозный мог притвориться изгнанным, обиженным и оскорбленным, частенько отрекался от царства, плясал под церковные напевы и даже одевался в бедные одежды. Языческая смеховая культура Древней Руси основана на откровенно телесном смехе. В архаических обрядах он выступает как символ жизни.

Даниил Заточник смешит людей собой, своим жалким положением. Главные черты самонасмешек - это изгнанность отовсюду, нищета, неустроенность. Герой находится, точнее, пребывает в «перевернутом» положении: чего хочет — того нет, чего добивается — не получает, чего просит — не дают, стремится возбудить уважение к своему уму — тщетно. Среди всех произведений Даниила Заточника можно выделить наиболее яркие - это “Моление” и “Слово”. Древнерусская смеховая стихия пережила Древнюю Русь и проникла в литературу сегодняшнего времени. Авторы средневековых произведений очень часто смешат народ собой, они прикидываются дурачками, совершают нелепые поступки. На самом же деле это ловкий прием, при помощи которого они же сами всех дурят. Что такое древнерусский дурак? Как правило, зачастую это довольно умный человек, который просто юродствует. Он делает то, что не нужно, нарушает общепринятые нормы поведения, переходит рамки приличия, обнажает себя и освобождает мир от всех церемониальных форм, показывает свою наготу и наготу мира, одновременно является и разоблачителем и разоблачающим. Вот почему в древнерусском смехе такую большую роль играет нагота. Этот смех по своей природе раскрывает правду, раздевает ее. В древнерусской архаике смех воплощает собой наличие жизненных сил, плодородие, в христианстве он представлен неким негативным явлением. Смеховая культура была лишена индивидуального начала.

В 17 веке русская смеховая культура претерпевает ряд значительных изменений, самое главное здесь то, что она начинает переходить от библейской сферы к светской. Появление драматического театра говорит, в первую очередь, о дифференциации актерского творчества от драматургического. Здесь уже можно говорить об индивидуализации авторского начала, в отличие от Древней Руси, где оно все еще было коллективным. Появление письменности в демократической среде способствовало резкому расслоению в обществе и литературе, что, в конечном счете, дало возможность писателям говорить о богатых не в лучшем свете. Не случайно это время провозглашено расцветом демократической сатиры, которая к тому же становится вскоре самостоятельным жанром. В сочетании с бытовым весельем сатира представляет то, во что трансформировалась древняя смеховая культура. Обнищание масс, их бесправие, злоупотребление властью, произвол богатых и бездействие государства - основные темы сатиры XVII века. В этих условиях древнерусская концепция высмеивания претерпела огромные изменения: сатира перестала быть смешной. Именно в эту эпоху прежние каноны начинают разрушаться, и постепенно ощущается переход от чистого «осмеяния» к «обличению». Формирование новых ценностных ориентиров становится доминирующим в определении дальнейших путей развития древней традиции. Появляется «Повесть о Горе Злочастии», где все описано настолько близко действительности, что перестает казаться смешным, а, напротив, становится грустным. Автор уже во вступлении говорит о том, что судьба героя - судьба всего человечества от Адама и Евы. “Повесть о Горе Злочастии” — произведение отнюдь не смешное. Оно противопоставлено всему, что может вызвать этот самый смех, даже можно назвать его трагичным. Смеховые мотивы, которые все же остались, перестали выполнять свои основные функции. Настоящий мир теперь — это мир голода, босоты, мир кабацкий, мир бродяжничества и горя.

Среди всех произведений особняком можно выделить, как уже упоминалось выше, демократическую сатиру: “Праздник кабацких ярыжек”, “Сказание о бражнике”, “Служба кабаку”. Последнее «покушалось» на сакральное, т.к. здесь пародировалась сама церковная служба. В XVII в. резко своеобразным, индивидуальным юмором обладал протопоп Аввакум. Для него юмор был существенной частью его жизненной позиции, кроме того, он был и его мировоззрением, утверждавшим призрачность всего существующего в этом мире. В произведениях Аввакума одной из главных проблем выступает проблема гордыни - гордыни своей праведностью, своим мученичеством. Смех выступает здесь не только щитом против гордыни, но и против всякого страха. Он очень прост, не выходит за рамки дозволенного. Интересный выход из ситуации предлагает автор в произведении «Ответ о причастии», когда от «старолюбца» потребовали исповедь в церкви: “А исповедатца пошто итти к никониянину? Аще нужда и привлечет тя, и ты с ним в церкви той сказки сказывай: как лисица у крестьянина куры крала,— прости-де, батюшко, я-де не отгнал; и как собаки на волков лают,— прости-де, батюшка, я-де в конуру собаки той не запер. Да он сидя исповедывает, а ты ляг перед ним, да и ноги вверх подыми, да слюны испусти, так он и сам от тебя побежит: черная-де немоч ударила. Простите-су, бога ради, согрешил я пред вами. А што?” Итак, мы видим, что смеховой мир Аввакума построен очень своеобразно. Он очень тесно связан с религиозными представлениями самого автора. «Злой» смех Аввакума – это предшественник желчного «щедринского смеха», социальной педагогики М.Зощенко с его задачей перестроить читателя при помощи смеха.

Древнерусская смеховая стихия пережила Древнюю Русь, отчасти проникла в XVIII и продолжила бытование в XIX веке. Катализаторы, которые искусственно убыстряют процессы, всегда влекут за собой последствия, которые так или иначе влияют на дальнейшее развитие-здесь речь идет об ускорении культурного развития в эпоху Петра I. В конечном счете, это привело к тому, что большинство характерных черт Древней Руси сохранили свое значение для последующих веков - и смех относится к их числу. Эти «остаточные явления» древнерусского смеха не обладали той социальной направленностью, заостренностью, которой обладал древнерусский смех. Балагурство балаганных дедов — шутовство, которое лишено сатирического начала, это смех ради смеха. В XVIII веке формируется общеевропейская культура. Сатира получает доминантное место в развитии тенденций всей последующей смеховой культуры. Таким образом, возникает русская смеховая культура Нового времени, в то же время ставшая дополнением к традиционной народной смеховой культуре.

Соц-арт – это направление постмодернистского искусства, сложившееся в культуре поздней советской и постсоветской эпох. Он противостоял государственной идеологии. Этот стиль воплотился в графике, живописи, рекламе, скульптуре, коллажах и различных акциях. Соц-арт - продукт советский, поскольку получил широкое распространение на территории СССР. Возник он в 70-ых годах прошлого века в кругу молодых художников. Соц-арт отвергает веру во все, чего бы это не касалось. Для борьбы с культами соц-арт использует смех, лицедейство, мистификацию. Для него также характерно ёрничанье по поводу идеалов тоталитарного режима, ирония, гротеск, свободное цитирование, острая подмена и пародийно-разоблачительное отношение к образам массовой культуры в целом. Представители соц-арта изображают в гротескных и смешных ситуациях фигуры «начальников», политических вождей, духовных лидеров, выдающихся деятелей культуры и т.п. Этот стиль объединил вокруг себя большое количество авторов, которые боролись с засильем советского режима. Наиболее яркие представители соц-арта - Виталий Комар и Александр Меламид, Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов. Соц-арт стал стилем эпохи, но к концу 90-х годов он практически перестал существовать, т.к. изменился политический строй в нашей стране, и содержательная основа этого искусства потеряла былую актуальность.

Таким образом, смеховая культура, обличая зло, раскрывая и освещая различные типы личности, не только описывает современное общество, но и дает ему довольно справедливую нравственную оценку, важную для понимания сущности культуры в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // Бахтин как философ. М., 1992.

2. Русская демократическая сатира XVII века. - М., 1977.

3. КарасеваСоц-арт начинает и выигрывает // Культура. — 2007.

4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья. М., Художественная литература, 1965.

5. Столяр М. СОВЕТСКАЯ СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА. — Киев: Стилос, 2011. — 304 с.

6. Панченко А.М. Роль скоморохов в культуре Древней Руси / А.М. Панченко - М., 1983. - С. 135.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.