Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая психология -наука, предметным полем которой является развитие личности в процессе обучения и воспитания




Тема 1.1. Предмет и задачи педагогической психологии

Учебное пособие

 

 

Омск, 2004

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Педагогическая психология является практико-ориентированной наукой, выступающей фактором развития каждого из субъектов образования - детей, педагогов, родителей.

Педагогическая психология -отрасль психологической науки, изучающая факты, механизмы, закономерности усвоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим процессом усвоения изменения в интеллектуальном и личностном развитии человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательной системы.

 

Рис.1. Структура педагогической психологии (по И.А. Зимней)

 

Новые социально-экономические условия в жизни нашей страны предъявляют соответствующие этим условиям требования к подготовке новых поколений. Отсюда каждая наука ставит и решает задачи по реализации этих требований.

Таблица 1

Основные задачи педагогической психологии

 

№п/п Задачи педагогической психологии
1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучающегося.
2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях.
3. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитательного воздействия (сотрудничество, активные формы обучения).
4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное и личностное развитие и учебно-познавательную деятельность.
5. Изучение психологических основ деятельности педагога.
6. Определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения (развитие теоретического мышления).
7. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на основе процесса решения разнообразных задач.
8. Определение психологических основ уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами
9. Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что изучает педагогическая психология?

2. Какие задачи решает педагогическая психология, и как они связаны с социально-экономическим развитием общества?

3. Какова структура педагогической психологии?

Основная литература

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1998.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001.

Якунин В.Я. Педагогическая психология. - М., 1998.

Дополнительная литература

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.

Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. - М., 19997.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.