Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.1. Общая характеристика учебной деятельности




Учебная деятельность - активность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий. Обобщенных по форме теоретических знаний.

 

 

Рис. 12. Виды деятельности, включенные в учебный процесс

 

 

 

Рис. 13. Компонентный состав структурной организации учебной

деятельности

 

Учебная ситуация - это единица целостного образовательного процесса, которая по своему содержанию может быть нейтральной или проблемной. Проблемная ситуация требует наличия проблемы (сложного вопроса, заключающего в себе противоречие) - соотношение известного и нового, а также учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности решать эту проблему. При решении проблемы включается в работу мышление, и проблемная ситуация перерастает в задачу, которая является следствием проблемной ситуации.

Учебная задача - это цель по овладению обобщенными способами действий, которая ставится учащимся в виде проблемы.

 

Рис. 13. Требования, предъявляемые к конструированию учебных задач

Рис. 14. Этапы решения учебной задачи

Учебные действия - это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач (Ильясов).

Таблица 18

Классификация учебных действий

 

№ п/п Классификационные основы учебных действий Виды учебных действий
1. С позиции субъекта деятельности Действия целеполагания, программирования, исполнительские, действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки)
2. С позиции предмета учебной деятельности Преобразующие и исследовательские действия
3. В соотнесенностью с психической деятельностью обучающихся Мыслительные, перцептивные, мнемические действия, т.е. интеллектуальные действия, составляющие внутреннюю психическую деятельность субъекта
4. По характеру воспроизведения Репродуктивные и продуктивные действия

 

 

 

Рис. 15. Виды учебных действий (по В.В. Давыдову)

 

Контроль - соотнесение учебных действий и их результатов с заданными образцами.

Таблица 18

 

Контроль в учебной деятельности, его виды и функции

 

№ п/п Виды учебного контроля Функции контроля
1. Предварительный Установить исходное состояние познавательной деятельности
2. Текущий Установить обратную связь, установить ход процесса усвоения знаний, умений, навыков
3. Итоговый Иметь представление о достигнутых результатах

 

Оценка - фиксация соответствия или несоответствия результатов усвоения требованиям учебной задачи

 

Таблица 20

Типология педагогической оценки

 

№ п/п Основание для выделения видов оценки Виды педагогической оценки
1. По характеру выполняемой функции Ориентирующая (индикатор определенных результатов и уровня достижений) и стимулирующая (побудительное воздействие на аффективно-волевую сферу личности, изменения в которой вызывают существенные сдвиги в самооценке человека, в уровне его притязаний, в системе отношений
2. По уровню обобщенности Парциальная (оцениваются частные знания, умения, навыки); фиксированная (отражает промежуточные успехи школьника, его прилежание и дисциплину на уроке, носит обобщенный и синтетический характер. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений от 1 до 5); интегративная (служит для педагогической характеристики в целом личности как успехов ее в учебе, так и поведении).
3. По способу предъявления Прямая (обращенная непосредственно к ученику) и опосредованная (оценка одного ученика через оценку другого).
4. По способу оценочной стимуляции Отсутствие оценки (садись, переходим к следующей задачи); неопределенная оценка (ладно, садись); прямая однозначная положительная (хорошо, молодец) и отрицательная (плохо, хуже некуда).

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое учебная деятельность, каковы ее основные характеристики?

2. Назовите и охарактеризуйте каждый из компонентов учебной деятельности.

3. Какова взаимосвязь учебной ситуации и учебной задачи?

Основная литература

Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М.,

1990.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.,

1996.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

Дополнительная литература

Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.

Калмыкова З.И. Продуктивнее мышление как основа обучаемости. - М.,

Формирование учебной деятельности школьника / Под ред. В.В. Давыдова,

И. Ломпшера, А.К. Марковой. - М., 1982.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.