Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.4.Семья как фактор воспитания




Семья - малая группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост (Клюева)

 

Рис. 34. Основные функции семьи

 

Таблица 35

Стили семейного воспитания

 

№п/п Название стиля Основные характеристики стиля семейного воспитания
1. Гиперопека Жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором. Ребенок постоянно слышит строгие приказания, многочисленные запреты, в результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах. У подростков это может вызвать протест, бунт против родительского «насилия», что приводит к нарушению запретов и нередко уходу из дома
2. Демократический Высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включенность детей в обсуждение семейных проблем, учет их мнения, готовность родителей прийти на помощь, если это требуется. Одновременно присутствует вера в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в видении ребенка
3. Авторитетный Высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой
4. Воспитание по типу «кумира» семьи Ребенок в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, кроме себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний на протяжении дальнейшей жизни
5. Воспитание по типу «золушки» Воспитание осуществляется в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности к ребенку, который чувствует, что его не любят родители, тяготятся им. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам, озлобленности детей
6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности Ребенку постоянно внушают, что он обязан оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей. В результате у детей появляются постоянная тревога, страхи за благополучие свое и близких, нередки невротические срывы, трудные взаимоотношения с окружающими
7. Жесткое воспитание За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе, что приводит нередко к жесткости, озлобленности, приспособленчеству, угодничеству
8. Авторитарный Характеризуется высоким контролем, родители ждут от ребенка неукоснительного выполнения своих требований; отношения между родителями и детьми холодные, отстраненные. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики - не управляемы и агрессивны
9. Либеральный Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям, детям представлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Результат - - дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях они становятся активными, решительными творческими людьми
10. Индифферентный Низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

 

Рис. 35. Формы детско-родительских отношений

 

Рис. 35. Формы детско-родительских отношений

 

Рис.36.Типы неправильного семейного воспитания ребенка

Вопросы и задания для самопроверки

1. Раскройте содержание основных функций семьи.

2. Назовите и охарактеризуйте стили семейного воспитания

3. Какие формы детско-родительских отношений Вы знаете, какие из них являются более эффективными и почему?

4. Почему отвергающий, гиперсоциализирующий и эгоцентрический типы воспитания ребенка в семье считаются неправильными?

Основная литература

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.

Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? -М., 1985.

Левкович А.К. Психология семейного воспитания // Психологический

журнал. - 1981. - №2. - С. 37-45.

Помощь родителям в воспитании детей /Под общей ред. В.Я. Пилиповско

го. - М., 1992.

Хометаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989

Дополнительная литература

Крайг Г. Психология развития. - М., 2000.

Клюева Н.В. Психолог и семья. - Ярославль, 2001.

Фромм А. Азбука для родителей. - Л., 1991.

Хямяляйне Ю Воспитание родителей. - М., 1993.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.