Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обозначение звуков на письме. Алфавит




Звуки русского языка. Ударение.

Тема №2

Вопросы:

1. Почему основным является деление звуков на гласные и согласные?

2. Тождественны ли понятия «звук» и «буква»? Как доказать, что между звуком и буквой в русском языке нет полного соответствия?

3. Что называется алфавитом?

4. Что такое графика?

5. В чём особенности ударения в русском языке?

6. Каковы преимущества свободного ударения?

Литература:

1. Ижакевич Г.П., Кононенко В.И. Русский язык. – Киев: Рад. школа, 1987. – С. 6-13.

2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1983.

3. Чешко Л.А. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1990.

Задание 1

Выпишите в один столбик слова, состоящие из двух, в другой – из трёх, в третий – из четырёх звуков. Как объяснить, что слова, состоящие из трёх букв, могут включать разное количество звуков?

 

Ель, ось, яма, ряд, йод, ямб, Обь, иго, лье, лён, явь, эра, юла, щит, мощь.

Задание 2

Определите, какие звуки слова л е с повторяются в предложении Хлеб – всему голова, слова д о м - в предложении Весенний день год кормит.

Задание 3

Докажите, что в парах слов ЛЕС и ЛОСЬ, МЕЛ и МОЛЬ, СОЛЬ и СЕЛ, ВОЗ – ВЕСЬ нет одинаковых звуков.

Задание 4

Составьте по 3 пары слов, различающихся

а) ударными гласными [о] – [а], [о] – [у];

б) согласными [с] – [т], [м] – [к], [д] – [п].

 

Задание 5

Прочитайте вслух слова. Какие звуки обозначены на письме буквой Я?

Ястреб, бязевый, грядка, доярка, рядовой, соя, рязанский, яхтсмен, заячий, ячмень, лягушка, якутяне.

Задание 6

Обозначьте буквами: [já]сно, [jэ]ст, [jó]лка, [jý]жный, мо[já], у[jэ]хать, при[jэ]зд, под[jó]м, тво[jó], по[jý], ль[jó]т, буль[jó]н. Сделайте вывод: как обозначается сочетание «[j] + гласный», если оно находится в начале слова, после Ь, Ъ или после гласного.

Задание 7

Выделите окончания в следующих грамматических формах.

пою поёшь поёт поём поёте поют пой мой моя моё мою в моём в моей край края краёв краям краями о краях

 

Задание 8

Одинаковы или различны окончания у данных существительных в каждом падеже?

Змея – труба, змеёй – трубой, змею – трубу.

 

Задание 9

Обозначьте буквами:

1. Су[д’já], И[л’já], о[бjá]влен, у ру[ч’já], без ру[жjá], черепa[шjá].

2. Со[л’jó]м, ш[jóт], ру[жjó]м, ру[ч’jó]м, пави[л’jó]н.

Задание 10

Докажите, что окончания прилагательных одинаковы в таких падежных формах (попарно):

летняя – умная, осеннюю – старую, синюю – добрую, верхних – золотых, дальними – тупыми.

Задание 11

Сверить по Орфоэпическому словарю русского языка произношение приведённых ниже слов, обратив внимание на звучание согласных перед Е.

Авиамоделизм, автосервис, агрессия, агрометеоролог, аденоиды, академик, аккордеон, анестезин, антрекот, бактериолог, бизнесмен, гангстер, гантель, гинея, гипотеза, гипотенуза, гофре, графема, дебаркадер, дебаты, дебют, девиз, дегенерат, дегенерация, деградация, дегустатор, зеро, каравелла, либретто, литера, москательный, неандерталец, нейлон, неореалист, падре, памфлет, пантера, ревю, регби, резус, реле, теплоэнергетика, терапевт, термин, территория, террор, фортепьяно, холестерин, хореография, чебурек, шпатель, экспрессия, экстерн, эссенция, эстетика, юриспруденция.

Задание 12

Прочитайте и определите, какие особенности произношения согласных можно изучить на материале следующих пословиц и поговорок.

1. Семь перемен, а всё редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком.

2. Худое долго помнится, а хорошее скоро забудется.

3. Худ приплод в високосный год.

4. Каковы дружки, таковы им и пирожки.

5. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

6. От бессонницы трудом лечатся.

7. Сердце матери лучше солнца греет.

8. Середа да пятница четвергу не указчица.

9. Счастье с бессчастьем — вёдро с ненастьем.

10. Сшито на одного, так на двоих не наденешь.

11. Сытого нечего потчевать.

12. Сядем рядком да потолкуем ладком.

13. Та овца не того отца.

14. На разливе и мёд пьют.

15. Какая жизнь, такие и песни.

 

Задание 13

Каким законом в области согласных вызваны рифмы в следующих отрывках? Подтвердите эту закономерность, подобрав три примера из стихотворений любимых авторов.

1. И красные грибы: иголки, слизь

на шляпках выгнутых дырявых;

они во мраке влажном вознеслись

под хвоей елочек, в канавах.

(В.Набоков)

 

2. Ты солнце в выси мнезастишь,

Все звезды в твоей горсти!

Ах, если бы — двери настежь —

Как ветер к тебе войти!

(М. Цветаева)

3. За тёмной далью городской

Терялся белый лёд.

Я подружился с темнотой,

Замедлил быстрый ход.

(А Блок)

 

 

Задание 14

Перепишите, располагая слова по алфавиту (при этом учитывайте не только первую, но также вторую и последующие буквы). Расставьте в словах ударение.

Гармония, бархат, облако, иждивенец, стипендия, капитуляция, стакан, обоняние, авантюрист, канонада, жакет, лаконичный, манифест, оккупант, аргумент, коллоквиум, ассимиляция, гарнизон, балкон, витрина, нигилизм, палисадник, увертюра, университет, феодализм, штемпель, шаблон, ювелир, эпизод, нотариус, энциклопедия, цилиндр.

 

Задание 15

Прочитайте. Как объяснить особенности русского ударения?

Особенности русского ударения складывались значительно позже периода славянской общности. Русское же литературное ударение на всём протяжении развития русского литературного языка было связано с особенностями взаимоотношений литературного языка с северными и южными народными говорами на различных исторических этапах, а также с влиянием церковно-книжного произношения, имевшего широкое распространение в эпоху русского средневековья.

Колебания в области ударения особенно увеличиваются в XVIII – XIX вв., в пределах единого национального языка, отражавшего в себе борьбу многообразных акцентных традиций. Произношение заимствованных из различных языков слов в отношении ударения не имело единой линии развития, что также увеличивало акцентологическую пестроту.

(С.И. Ожегов)

Задание 16

Составьте таблицу, поместив в первый столбик слова с ударением на первом слоге, во второй – на второй и т.д. За справками обращайтесь к словарю.

Агент, арест, диалог, заголовок, изобретение, индустрия, инструмент, искра, каталог, коклюш, кулинария, ломоть, обеспечение, петля, предмет, приданое, псевдоним, симметрия, столяр, таможня, туфля, фарфор, цемент, цыган, шофёр, щавель.

Задание 17

Подберите и запишите 7-8 слов, допускающих разное ударение. За справками обращайтесь к словарю.

Образец: творóг – твóрог.

Задание 18

Подберите и запишите 7 пар разных слов, отличающихся только ударением. Чем отличаются эти слова друг от друга по значению? Есть ли в их значениях что-либо общее?

Образец: áтлас – атлáс.

 

Задание 19

Справляясь по "Орфоэпическому словарю русского языка", поставьте ударения в приведенных ниже словах. Запомните ударения в этих словах.

Августовский, алкоголь, алфавит, апартаменты, арбуз, астроном, боязнь, вахмистр, вексель, ветла, ворожея, воспринять, вперить (взгляд), галера, галушки, гастроном, гашиш, геликоптер, гемофилия, генезис, гористый, гусеничный, документ, дуршлаг, евнух, жгутовый, жёлчный, жёрнов, загодя, избаловать, изваяние, кичиться, лекарка, лечо, мокрядь, надвое, накрениться, ненецкий, озлобить, отрок, отступник, палехский, пасквиль, плесневеть, пуловер, ракушечник, регент, розан, сажёнки, свёкла, таксометр, тартуский, травник, трубопровод, хлебец, экскурс, эпиграф, эскалатор, юркнуть.

Задание 20

Прочитайте. Определите, в каких словах изменилось ударение. Как определяется ударение в приведённых примерах?

1. Молчит музыка боевая. (А. Пушкин)

2. На холмах Грузии лежит ночная мгла;

шумит Арагва предо мною. (А. Пушкин)

3. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы, и ропщет бор. (А. Пушкин)

4. Погасло дневное светило; на море синее вечерний пал туман. (А. Пушкин)

5. Ягнёнка видит он, на добычу стремится. (И. Крылов)

6. Известно, что Слоны в диковинку у нас, -

так за Слоном толпы зевак ходили. (И. Крылов)

Задание 21

Прочитайте. Определите ударение в выделенных словах. Переведите их на украинский язык. В каких соотносительных словах украинского языка другое ударение? Объясните, почему особенности ударения выявляются в стихотворной речи.

1. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» (С. Есенин)

2. И только там, под ветром бурным, трубят ночные журавли. А с неба – дальний свет Сатурна, а с поля – запах конопли. (Н. Тряпкин)

3. Те кирзовые, трёхпудовые, слышу грубых подмёток стук, вижу блики пожаров багровые я в глазах фронтовых подруг. (Ю. Друнина)

4. Мне бы только песенку начать, чтоб на ней была моя печать! (А. Прокофьев)

5. Летели над ними разрывы, осколки великой войны. Но всё ж они, мальчики, живы, как живы отцы и сыны. (В. Соколов).

6. А если взять другой резец, по-новому заточенный, да отнести строку в конец, пред самым многоточием? (А. Прокофьев)

Задание 22

Подберите и запишите 8 – 9 пар разных форм одного существительного, отличающихся только ударением.

Образец: Нóги – ногú.

Задание 23

Подберите и запишите 6-7 пар глаголов неопределённой формы в совершенном и несовершенном виде, отличающихся только ударением.

Образец: Ссыпать – ссыпáть.

Задание 24

От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени. Запишите их, обозначив ударение.

Назвать, начать, отдать, перенять, подождать, приподнять, прожить.

Задание 25

Прочитайте. Определите, в каких случаях ударение переносится на предлог, а в каких – не переносится. Как вы это установили? На какие предлоги и в каких сочетаниях обычно переносится ударение в русском языке? Приведите примеры.

1. И сын её об руку крепко берёт, он все её мысли услышал.

(Л. Татьяничева)

2. Выйдешь на берег – Млечный поток – вдруг придавит тебя красотою.

(С. Куняев)

3. Я к ночи из лесу не вышел, проколобродив целый день. (В. Солоухин)

4. Так вспомним сегодня друзей боевых по фронту, по жизни, по службе.

(А. Фатьянов)

5. Уж за полночь, окно бело от снега, а он всё пишет, строчки торопя.

(С. Щипачев)

6. Сами шлют гонца другого вот с чем от слова до слова. (А. Пушкин)

7. Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. (А. Пушкин)

8. Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся. (А. Пушкин)

9. – Откуда дровишки? – Из лесу, вестимо. (Н. Некрасов)

Задание 26

Заполните таблицу. Укажите различия в ударении.

Украинский язык Русский язык Украинский язык Русский язык
верба дошка дрова колесо коромисло кропива   молодь олень подруга ремінь столяр тополя  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.