Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И хотя день и ночь сарафан голубой




Катерами прилежно утюжишь,

Все равно недосуг любоваться тобой -

Приближаются долгие стужи. (О. Фокина)

29. Потренируйтесь в произношении твердых и мягких р-р', л -л'.

Рис - рысь, рак - моряк, рок - изрек, рад - ряд, крыльцо - критика, ров - рев, гора-буря, гору - горю, букварь - самовар, круг - крюк, борьба - арба, зорька - зорко, горько - горка; лампа - лямка, ложка - легкий, лужа - люк, лен - лом, лето-лото, пуля - игла, лыжи - липа, волна - вольна, Ольга - Волга.

30. Во время педагогической практики произношение р - р' школьников может быть отработано на следующих поговорках. Научитесь правильно их произносить.

1. Человек без друзей - что дерево без корней.

2. Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

3. Друг не испытанный что орех не расколотый.

4. Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный не найдешь.

31. Прочитайте слова. Сопоставив их произношение в русском и украинском языках, сделайте выводы о различии в произношении в обоих языках.

Русск.: память, имя, пять, девять, статья, судья, подземелье.

Укр.: пам'ять, ім'я, п'ять, дев'ять, стаття, суддя, підземелля.

32. Прочитайте отрывки из стихотворений. Затранскрибируйте слова с сочетаниями типа бя, мя, вье, ме и т. д.

Еще горячкой боя сердце билось, Чтоб знали люди будущих времен,

А в мир уже вступила тишина, Что подвиг сей, свершенный всеми ими,

Как будто время здесь остановилось, Во имя человечества свершен.

Не веря вдруг, что кончилась война.

Открыто все свое писали имя,

(Н. Тихонов)

 

Походка у ветра И девушка с листьями,

Прорезалась рысья, Словно с цветами,

И камни шуршат, Спешит к самолету,

Как опавшие листья, простившись с друзьями...

(А. Беляев)

Пел хор имен, растущих, как прибой.

Он пел, взлетая над огнем и кровью,

Перед войной, поверженной лицом,

Как будто осеняя изголовье

Последних умирающих бойцов.

(Н. Тихонов)

33. Сравните произношение русских и украинских слов.

Русск.: лоб, дробь, степь, любовь, ров, семь, букварь, верфь.

Укр.: лоб, дріб, степ, любов, рів, сім, буквар, верф.

Сделайте выводы об особенностях произношения в конце слов звуков, обозначенных буквами б, п, в, м, ф, р в обоих языках.

34. Прочитайте несколько раз следующие пары слов. С каждым из слов придумайте предложение.

Состав - составь, топ - топь, прав - правь, хмур - хмурь, сом - семь, тем - темь, ослаб - ослабь, эконом - экономь, удар - ударь, хор - хорь, кров - кровь, устав -уставь.

35. Каким законом в области согласных вызваны рифмы в следующих отрывках? Подтвердите эту закономерность, подобрав три примера из своих любимых стихотворений.

В октябрьском золоте большак, Деревья обрывают путы,

Желтеет поредевший лес, по всей России листопад.

А озимь, как зеленый флаг, На разноцветных парашютах

В погожей синеве небес. березы медленно летят.

(Петрусь Бровка) (А. Козловский)

36. Выразительно прочитайте пословицы и поговорки, соблюдая орфоэпические нормы. Наблюдается ли оглушение конечных согласных в украинском языке?

1. Сколько голов, столько и умов. 2. Труд кормит, а лень портит. 3. Потерял быков - запирай хлев. 4. Ненадежен, как вешний лед. 5. Командирский приказ что отцовский наказ. 6. Мир что огород: в нем все растет. 7. В зимний холод - всякий молод.

37. Повторяйте за диктором.

Сбить, сделать, отзыв, просьба, отбежать, гвоздь, червь, бесшумный, летчик,

Отчизна, разжать, позже, дребезжать, песня, снять, степь, второй, подпись, поездка, блюдце, солдатский.

Какие явления в них наблюдаются? Затранскрибируйте слова, сгруппировав их в соответствии с этими явлениями.

38. Прочтите отрывки из стихотворений, придерживаясь литературных норм.

С полей дохнуло холодком, Уже и сумерки близки.

дымком прогорклым, сырью, тленом. Голубоватою волною

Опавший лист скользит по стенам, они, подобные прибою,

и тихо светится мой дом. все бьют в деревни и лески.

(А.Козловский)

Разлуки долги, встречи редки,

свет потаён.

Сидит на нижней, прочной ветке

гнездо твоё. (М. Борисова)

И дивно хороши поля,

Давно забывшие про скудность.

…Преображенная земля,

Как человек,

Постигший мудрость. (Л. Татьяничева)

Моя тревога - груз прошедших лет,

Моя тревога - грусть ушедших весен.

(В. Краснопольский)

Мох не приподнят, не взрыт Долго на листьях лежит

Грудой кудрявых груздей; Ночи мороз, и сквозь лес

Около пня не висит Холодно как-то глядит

Пурпур брусничных кистей. Ясность прозрачных небес.

(А. Майков)

39. Отработайте произношение согласных на следующих пословицах и поговорках. Какие явления здесь встречаются?

1. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 2. Все за одного - один за всех. 3.Дело сделай, потом хвались. 4. Ошибся, что ушибся - вперед наука. 5. Не считай утят, пока не вылупились. 6. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

40. Выразительно прочитайте и определите, какие особенности произношения согласных можно изучить на материале следующих отрывков из произведений И. Бунина.

1. В глуши лесной, в глуши зеленой Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный. 2.А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши. Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной. 3. А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. 6. Умывши бледное лицо, Последний день в лесу встречая. Выходит Осень на крыльцо. Двор пуст и холоден. В ворота, Среди двух высохших осин, Видна ей синева болота, Дорога на далёкий юг: Туда от зимних бурь и вьюг От зимней стужи и метели Давно уж птицы улетели. 4. Сквозь шум деревьев, за долиной Теряясь в глубине лесов, Угрюмо воет рог туриный, Скликая на добычу псов, И звучный гам их голосов Разносит бури шум пустынный. 5. Льет дождь, холодный, точно лед, Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет.     7. Пусть по ветру летит и кружится листва, Пусть заметет она печальный след былого! Надежда, грусть, любовь - вы, старые слова, Как блеклая листва, не расцветете снова!



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.