Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили русского литературного языка. Межстилевая лексика




Тема № 4

Вопросы:

1. Что такое языковой стиль?

2. Какие стили выделяются в русском языке?

3. Какая лексика называется нейтральной, или межстилевой?

4. Какие особенности характерны для книжной лексики?

5. В чём специфика разговорной и просторечной лексики?

Литература:

1. Ижакевич Г.П., Кононенко В.И. Русский язык. – Киев: Рад. школа, 1987. – С. 116-119.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987.

3. Чешко Л.А. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1990. – С.7-9.

Задание 1.

Прочитайте тексты и определите их стилистическую принадлежность. Мотивируйте свой ответ.

1. По мере того как мы удалялись от реки, туман редел и вскоре почти совсем исчез, сохраняясь небольшими пухлыми шапками над водоёмами и речками, мимо которых мы проезжали. Небо перед нами приобретало серо-стальной цвет, неровные очертания леса вырисовывались на этом фоне с микроскопической чёткостью. Постепенно серый цвет перешёл в пурпурно-красный, тот в свою очередь быстро сменился бледно-розовым, а затем синим – солнце поднялось над краем леса. При его первых же косых лучах вся местность ожила и приобрела объёмность. Лес казался уже не плоским тёмным силуэтом, а густым переплетением ветвей, вьющихся растений, кустарников. Глянцевито блестели влажные от росы листья. Всё сверкало на солнце и было удивительно красиво. (По Дж. Дарреллу)

2. В настоящее время латинским письмом (латиница) пользуются около 30-35% населения земного шара: почти вся Европа (кроме Греции, Болгарии и отчасти Югославии; на территории бывшего Советского Союза на латинице пишут литовцы, латыши, эстонцы и молдаване), Америка, Австралия и почти вся Африка; в Азии на латиницу перешли Турция, Индонезия и отчасти Филиппины.

Однако в начале своего существования латинское письмо было лишь у жителей Рима и маленькой области вокруг Рима (Лациум). Причём латинское письмо не было изобретением самих римлян. Оно явилось результатом занесения сюда греческими колонистами западно-греческого алфавита и местного, этрусского письма.

С ростом Римского государства расширились границы распространения латинского письма. Римские завоеватели, насаждая в завоёванных областях свою культуру, приносили с собой римский образ жизни, латинский язык и латинскую письменность, которые распространились на территории всей Римской империи.

После разделения Римской империи на Восточную и Западную латинский язык и латинская письменность остались средством общения в Западной Римской империи. После её падения (476 г.) латинское письмо было воспринято всеми молодыми народами, основавшими (IV-V вв.) на территории бывшей Западной Римской империи свои государства.

(В. Борисенко)

3. Характеристика

Борисова Владимира Николаевича, 1960 года рождения, образование – высшее.

Борисов В.Н. с 1983 г. работает учителем русского языка школы №1 Киевского района г. Москвы.

За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Уроки проводит интересно, у детей пользуется авторитетом. Систематически повышает свою квалификацию, следит за педагогической литературой, имеет склонность к научной работе. Является автором ряда статей, опубликованных в центральных журналах.

В коллективе пользуется заслуженным уважением.

Скромен, общителен. Хороший, отзывчивый товарищ.

Принимает активное участие в общественной жизни.

Руководит музыкальным кружком, проводит школьные вечера, организует походы с детьми. Является секретарём педагогического совета школы.

Характеристика выдана для представления по новому месту работы.

 

Директор школы № 1 В.Д. Журов

Председатель профкома Л.Л. Левин

 

1 июня 1990 г.

 

4. Во дворе школы уже было полно ребят. Ребята собирались группами. Каждый класс отдельно. Я быстро разыскал свой класс. Ребята увидели меня и с радостным криком побежали навстречу, стали хлопать по плечам, по спине. Я и не думал, что все так обрадуются моему приходу.

- А где же Федя Рыбкин? – спросил Гриша Васильев.

- Правда, где Федя? – закричали ребята. – Вы всегда вместе ходили. Где ты его потерял?

- Нету Феди, - ответил я. – Он не будет больше у нас учиться.

- Почему?

- Он уехал из нашего города со своими родителями.

- Как так?

- Очень просто.

- А ты не врёшь? – спросил Алик Сорокин.

- Вот ещё! Стану я врать!

Ребята смотрели на меня и недоверчиво улыбались.

- Ребята, и Вани Пахомова нет, - сказал Лёня Астафьев.

- И Серёжи Букатина! – закричали ребята.

(Н. Носов)

5. Каждую минуту на нашей земле рождается двести новых людей.

Всего шестьдесят коротких секунд, и двести малышей вступают на порог своего детства.

Каким оно будет?

Среди нескольких серьёзных вопросов, которые задавало себе человечество, этот, быть может, один из самых серьёзных. Мы привычно повторяем: невозвратимая пора детства. Но детство – это время, которое всегда с тобой.

«Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее… как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства… Какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть» – так утверждал устами своего Алёши Карамазова – помните беседу у камня с мальчиками? – Фёдор Достоевский.

Каждый, кто задумывался о будущем человечества, неизменно обращался к детству.

Когда Жан Жак Руссо провозгласил необходимость переустройства жизни на началах общественного договора, он написал трактат о воспитании – одно из первых произведений, прославляющих детство.

Когда Лев Толстой выстрадал своё учение о нравственном совершенствовании мира, он сел за «Азбуку» для детей.

Когда Януш Корчак был уже признан в Польше как врач и писатель, он решил самую свою жизнь сделать аргументом учения о том, «как любить детей», и создал «Дом сирот». (И. Руденко)

6. С трудом отделил я детёныша чешуйчатого муравьеда от спины матери и осмотрел его. В отличие от матери, он нас не боялся, спокойно сидел у меня на ладони и близоруко глядел на меня маленькими влажными глазами. От конца его длинного носа до кончика чешуйчатого хвоста было около десяти дюймов; его спина, голова, ноги и хвост покрыты были маленькими, ещё очень мягкими листообразными чешуйками. Брюшко, подбородок, обращённые к телу части ног и морда были покрыты беловатым, довольно грубым мехом, нижняя часть хвоста была совершенно голой. Морда его была очень длинной, он всё время старался просунуть между моими пальцами свой мокрый вытянутый нос. Толстые маленькие задние лапы имели миниатюрные аккуратные коготки; на передних лапах находились большие кривые когти с маленькими коготками по бокам. Самка отличалась от детёныша значительно более жёсткой и тёмной чешуёй; когти на её лапах были обломаны и не оканчивались так изящно, как у маленького панголина. Насколько я мог судить, в самке было около трёх футов длины. Свернувшись, она напоминала размерами и формой футбольный мяч.

Панголины питаются муравьями. Зубов они не имеют, у них очень длинный, похожий на змеиный, язык и обильное количество клейкой слюны.

Большими передними лапами они разрывают муравейники и быстро обшаривают языком все его закоулки. При каждом таком заходе к языку прилипает некоторое количество муравьёв.

Как обычно бывает с животными, питающимися ограниченным ассортиментом, муравьеды совершенно не приспособлены к заменителям и поэтому очень плохо переносят неволю.

(Дж. Даррелл)

Задание 2.

Прочитайте. Какая лексика с точки зрения стилистической окраски преобладает в данном отрывке? С помощью чего А. Чехов достигает высокой образности и эмоциональности текста?

 

Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своём покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле, и всё благополучно. Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука.

(А. Чехов)

Задание 3.

В отрывке из книги В.А. Сухомлинского «О воспитании» найдите слова, имеющие книжную и высокую окраску, психолого-педагогические термины и профессионализмы. Какие стилистические функции они выполняют?

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Задание 4.

Выпишите сначала слова, относящиеся к книжной лексике, затем слова, относящиеся к разговорной лексике, и, наконец, слова с нейтральной стилистической окраской.

Корреспондент, композиция, драма, дом, дорога, атмосфера, архитектор, ария, аналогия, берёза, нижеследующий, гуманизм, вышеупомянутый, давка, сестринский, толкотня, смекалка, тогдашний, генезис, глаз, глазник, гроза, гром, дискутировать, дождь, железо, жемчуг, жизнь, завод, ограждение, философия, закадычный, стена, натюрморт, идея, теорема, заядлый, извернуться, издание, иллюстрировать, интервенция, море, мост, мудрый, мудрёный, музыка, облако, обновка, соска, стужа, яблоко, язык, нынче, книга, теория.

Задание 5.

Выпишите слова, относящиеся к книжной лексике. Перескажите текст, употребляя эти слова.

Профессии искусственных спутников Земли столь же разнообразны, как и у их создателей. «Молнии», облетающие планету по вытянутым орбитам, например, давно уже стали настолько надёжными космическими телевизионными космическими башнями, что мы забываем об их существовании. Если во Владивостоке или Якутске телеэкран горит спокойно и прямая трансляция из Москвы не прерывается ни на секунду, значит, космический ретранслятор сработан безукоризненно, на совесть.

Метеорологам помогают «Метеоры». Эти спутники скрупулёзно фотографируют грозовые фронты и дают возможность предугадывать, в какое время они появятся над тем или иным районом страны.

(В. Губарев)

Задание 6.

Прочитайте. Выпишите слова с нейтральной стилистической окраской.

1. Осенью, когда похолодает, и по утрам река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, когда на мокрой от росы траве посверкивает паутина, а в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток, вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины. Вот они мы, не проглядите, не пренебрегайте нашей ягодкой, мы щедрые! Ветерокихоглаживает и ерошит сверху до низу, и птицы на каждой ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой.

Хлынет дождь — и засверкает весь речной берег. Стекает вода с рябиновых кистей, капелька за капелькой, ягоды красные и капли красные; где висела одна ягода, сейчас их две, и обе живые. Чем больше дождя, тем больше ягод в лесу. (По А.Яшину)

2. Над городом плыл грустный, тягучий великопостный звон. Банн... Банн...— печально и важно, густым голосом, с большими промежутками, выпевал огромный соборный колокол, и после каждого удара долго разливались и таяли в воздухе упругие трепещущие волны. Ему отзывались другие колокольни: сипло, точно простуженный архиерейский бас, вякал надтреснутый колокол у Никиты Мученика; глухим, коротким, беззвучным рыданием отвечали с Николы на Выселках, а в женском монастыре за речкой знаменитый "серебряный" колокол стонал и плакался высокой, чистой, певучей нотой.

Был конец зимы. Санный путь испортился. Широкая улица, вся исполосованная мокрыми темными колеями, из белой стала грязно-желтой. В глубоких ухабах, пробитых ломовыми, стояла вода, а в палисадничке, перед домом Наседкина, высокий сугроб снега осел, обрыхлел, сделался ноздреватым и покрылся сверху серым налетом.

В городском саду, на деревьях — там, где среди голых верхушек торчали пустые гнезда, без умолку кричали галки. Все говорило о близости весны, все было полно грустного и сладостного, необъяснимого весеннего очарования. (По А. Куприну)

Задание 7.

Укажите стилистическую окраску выделенных слов (книжная, нейтральная, просторечная, разговорная, высокая и др.), используя «Словарь русского языка» С.И. Ожегова. Подберите к каждому слову синоним с другой стилистической окраской.

Образец: мой недруг (высок.) – мой враг (нейтр.)

Дезинсекция в помещении, весёлые девчата, дебоширить на улице, долгие дебаты, сделать загодя, играючи решить задачу, страшное иго, куртина с хризантемами, цены кусаются, сказочное лукоморье, любимчик матери, бедный люд, обалдеть от скуки, двигаться полегоньку, разговаривать с полицаем, знаменитый полководец, растранжиривать деньги, боевоесодружество.

Задание 8.

Выразительно прочитайте. Укажите слова, относящиеся к книжной лексике. Мотивируйте свой выбор.

1. Чем удивительнее явление, чем оно великолепнее, тем труднее рассказать о нем нашими омертвевшими словами. Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлений нашей действительности является поэзия и жизнь Александра Блока. Он слился для многих из нас с необыкновенными людьми, с поэтами Возрождения, с героями общечеловеческих мифов. В частности, для меня Блок стоит в ряду любимейших полулегендарных, а то и вовсе легендарных людей, таких, как до сих пор не понятый Лермонтов, успевший сказать за время своей короткой жизни о жаре души, растраченном в пустыне.

Блок сменил Лермонтова. О нёмон сказал печальные и точные слова: "В томленьях его исступлённых — тоска небывалой весны".

Блока-человека мы не воскресим и никогда уже не увидим в нашей повседневной жизни, но я уверен, что любовь к Блоку и тоска по Блоку так велики, что рано или поздно он возникнет в какой-нибудь поэме или повести совершенно живой, сложный, пленительный, испытавший чудо своего второго рождения.

(По К. Паустовскому)

2. Ночь, словно сумрачная оратория старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались, как красные, синие и белые лепестки гиацинтов, она росла и, поколебавшись перед высоким венецианским окном, медленно входила и застывала там, под сводами. Вместе с ней росло в душе старого музыканта мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества. Начало его соло было прекрасно. Могучий подъем сразу охватывал легкую стаю звуков, и, перегоняя, перебивая друг друга, они стремительно мчались на какую-то неведомую вершину, чтобы распуститься там благоухающим цветком — величавой музыкальной фразой. Но этот последний решительный взлет никак не давался старому мастеру, хотя его чувства были напряжены и пронзительны чрезвычайно, хотя непогрешимый математический расчет неуклонно вел его к прекрасному заключению.

(По Н. Гумилёву)

Задание 9.

Выпишите из приведённых отрывков стилистически окрашенные слова и фразеологизмы, укажите их словарные пометы, пользуясь «Словарём русского языка» под ред. С.И. Ожегова.

1. В течение дня никто не видел Герасима. Он дома не обедал. Настал вечер; собрались к ужину все, кроме него.

- Экой чудной этот Герасим! – пропищала толстая прачка, - можно ли эдак из-за собаки проклажаться!.. Право!

- Да Герасим был здесь, - воскликнул вдруг Степан, загребая себе ложкой каши.

- Как? Когда?

- Да вот часа два тому назад. Как же. Я с ним в воротах повстречался; он уже опять отсюда шёл, со двора выходил. Я было хотел спросить его насчёт собаки-то, да он, видно, не в духе был.

Ну, и толкнул меня; должно быть, он так только отсторонить меня хотел: дескать, не приставай, - да такого необыкновенного леща мне в жилу поднёс, важно так, что ой-ой-ой! – И Степан с невольной усмешкой пожался и потёр себе затылок.

(И. Тургенев)

2. Ни один из существующих словарей, так же как и ни одна из грамматик, не даёт полной картины колебаний в грамматической системе современного русского литературного языка. Словарям недостаёт полноты сведений, относящихся ко всем ярусам грамматики; это касается и констатации общей нормы употребления и разного рода частностей, например, оговорок относительно существующих исключений из правил и т.д. В грамматиках наблюдается обратное: сформулировано правило и приводятся отклонения от него. Однако перечни вариантов-лексем, трудных случаев употребления форм не только не являются исчерпывающими, но в ряде случаев вообще отсутствуют.

(Л. Граудина)

3. Фактический материал, включаемый в служебный документ, должен быть достаточным для объективного решения вопроса. Полнота сведений, всестороннее рассмотрение проблем, учёт всех факторов особенно важны в документах, на основании которых решаются практические вопросы, нередко имеющие важное политическое и хозяйственное значение. Строгой критике в печати подвергается узковедомственный подход к делу, защита мероприятий, выгодных одной отрасли, одному учреждению.

(Л. Рахманин)

Задание 10.

Найдите стилистические ошибки и запишите исправленный вариант.

1. После дождя воздух был особенно свеж, и под лучами солнца на листьях сверкали атмосферные осадки.

2. Рецензент отметил, что стихотворения написаны на некардинальные темы.

3. Гоголь показывает мелкого чиновника, который получает небольшую зарплату.

4. Печорин получил путёвку на Кавказ.

5. Павел Петрович Кирсанов одевался стильно даже тогда, когда жил у своего брата в деревне.

6. Герасим имел очень маленькую жилплощадь.

7. С большим эпосом говорил поэт о себе.

8. Перед балом Чичиков часами тренируется перед зеркалом.

9. В автобиографии моего отца не было ничего примечательного.

10. Этому вопросу уделяли серьёзное значение.

11. Глубокие знания играют огромное значение в любой профессии.

12. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой литературы.

13. Силами студентов была дана художественная самодеятельность.

14. Первый его дебют был удачным.

15. Широким фронтом проносятся птицы на юг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.