Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словари. Разговорный стиль современного русского языка




Разговорный стиль современного русского языка

Тема № 5

Вопросы:

1. Какова сфера применения разговорного стиля?

2. Назовите наиболее характерные особенности разговорного стиля.

3. В чём состоят лексические и морфологические особенности разговорного стиля?

4. В чём заключается основное отличие синтаксиса разговорной речи от синтаксиса письменной речи?

5. Какую функцию выполняет в разговорной речи порядок слов?

6. Какова роль интонации в разговорной речи? Своё мнение обоснуйте.

Литература

1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.: Просвещение, 1983.

2. Ижакевич Г.П., Кононенко В.И. Русский язык. – К.: Рад. школа, 1989. – С. 232-233.

3. Чешко Л.А. Русский язык: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 9-10.

1. Русско-украинский словарь: В 3 тт. – К.: Главная редакция укр. сов.

энциклопедии, 1982.

2. Русско-украинский словарь/ Сост. Ганич Д.И., Олейник И.С. – К.:

Рад. школа, 1976.

3. Русско-украинский, украинско-русский словарь. – К.: А.С.К., 2000.

Задание 1.

Прочитайте. Подтвердите мнение учёного своими собственными наблюдениями над разговорной речью.

Мы всегда не договариваем своих мыслей, опуская из речи всё, что дано обстановкой или предыдущим опытом разговаривающих. Так, за столом мы спрашиваем: «Вы кофе или чай?»; встретив знакомого, спрашиваем: «Ты куда?»; услышав надоевшую музыку, говорим: «Опять!»; предлагая воду, скажем: «Кипячёная, не беспокойтесь!»; видя, что перо у собеседника не пишет, скажем: «А вы карандашом!» и т.д.

Такие случаи, когда подающий воду говорит: «Это кипячёная вода», или следящий за письмом говорит: «А вы пишите карандашом» – принадлежат несомненно к более редким.

(А.М. Пешковский)

Задание 2.

Определите лексическое значение выделенных слов.

1. Тимка Штукин был безобидным и безответным мальчуганом. Его можно было треснуть по башке, не рискуя получить сдачи. (А. Гайдар).

2. Вы ведь хорошо понимаете, что на Петровку вас привезли не зря. За бедлам в ресторане вам хватило бы и отделения. (Н. Сизов).

3. Это была крошечная, сухая старушонка, … с вострыми и злыми глазками. (Ф. Достоевский).

4. Телевизионщики вырубили «юпитеры», приберегая плёнку для обещанных ответов на вопросы. (Ю. Поляков).

5. С одного балкона было видно Чертаново, с другого – пять или шесть высоток … (А. Рондарев).

6. Страх прилипчивее чумы и сообщается вмиг. (Н. Гоголь).

7. Погода ломалась, как голос у подростка. Я начал прилично замерзать в своей нейлоновой курточке. (Ф. Незнанский).

8. Я, брат, простыня человек, старых приятелей не забываю. (М. Салтыков-Щедрин).

9. В школе ребята поприличнее всё-таки, а пэтэушники твои – сплошные оглоеды, сама говорила. (Л. Беляева).

10. Когда ты, наконец, подберёшь подходящий штат? Что за сундук заведует лабораторией? (Л. Жуховицкий).

11. Я губил супротивника, а не гостя… (А. Пушкин).

12. Повернувшись к своему столу и увидев на нём большую кучу деловых папок, он сразу увял. (И. Ильф, Е. Петров).

13. Начальник цеха у нас – мудрая голова, пятнадцать лет химичил, пока разоблачили. (А. Афанасьев).

14. Впрочем, тут не так уж плохо: имею совершенно отдельную комнату, шамовка довольно-таки приличная… (В. Катаев).

Задание 3.

Выделить лексические и синтаксические элементы разговорного стиля.

1. Ну уж и болезнь! пробрать бы его как должно, и болесть эта живо прошла бы. (Л. Толстой)

2. Не сдаётся бабушка,

Говорит упрямо:

- Всё равно я, Петенька,

Болею за «Динамо». (А. Барто)

3. Итак, у меня впереди опять дальняя дорога, командировка. Что-то уж больно разъездился, вторая командировка за месяц. (А. Адамов)

4. На тебе лица нет. Замотался, что ли? – Замотался, наверное. (В. Панова).

5. А я несла воду, несла и заморилась. (В. Беляев).

6. На пристанях ребята зубастые, начнут задевать: вам, мол, не скучно, да не проводить ли вас, то да сё. (Ю. Крымов).

7. Что молчишь, кикимора? Как теперь я буду? (М. Горький).

8. Вдруг возникал в конце коридора какой-нибудь киношный ковбой-ассистент или оператор, режиссёр или актёр. Они с Виолеттой бросались друг к другу – ах, ох, давно ли, надолго? (Д. Рубина).

9. Вечером у Митьки проверить тему «Глагол». Учительница в дневнике написала. Что-то у него с глаголом не клеится. (Л. Беляева).

10. Портрет был вскоре написан. – Во, бездарная мазня! – сказал король, стуча тростью. (В. Пикуль).

11. Домой я нарисовался после двенадцати, потому что моим попутчиком оказался давний приятель и забулдыга Лёша Алексеев. (М. Петров).

12. В семье их трое братьев. Он самый младший: разница лет в двадцать. Поскрёбыш, как говорят в народе. (М. Урусова).

13. А я как раз подумал: может, помощь какая тебе нужна, может, в чём-нибудь я тебе пособить могу. (П. Нилин).

14. Все отлично понимали: как только план утвердят, сначала про него на несколько месяцев просто забудут, а потом приторможенная лаборантка Люся потеряет всё до единого экземпляра. (Ю. Поляков).

15. Вышел толстенный дядя в белом халате. (Л. Пантелеев)

16. Ребята другой раз так уработаются – шатаются идут, честное слово. (В. Чивилихин)

17. И тогда Василий Тёркин

Словно вспомнил:

- Слушай, брат.

Потерять семью не стыдно –

Не твоя была вина.

Потерять башку – обидно,

Только что ж, на то война.

Потерять кисет с махоркой,

Если некому пошить, -

Я не спорю, тоже горько,

Тяжело, но можно жить,

Пережить беду-проруху,

В кулаке держать табак,

Но Россию, мать-старуху,

Нам терять нельзя никак.

(А. Твардовский)

Задание 4.

Прочитайте. Укажите слова, относящиеся к разговорной лексике. Объясните, почему к ним прибегает автор произведения.

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

«Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную – не запотчевать!

А прогневал я тебя – воля царская;

Прикажи казнить, рубить голову,

Тяготит она плечи богатырские,

И сама к земле сырой клонится».

И сказал ему царь Иван Васильевич:

«Да о чём бы тебе молодцу кручиниться?

Не истёрся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закалённая?

Иль конь захромал, худо кованый?

Иль с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

(М. Лермонтов)

Задание 5.

Определите стилистическую принадлежность приведённого отрывка. Мотивируйте ответ.

Матиуш – мальчик очень любознательный. «Не беда, что плохо, зато узнаю и увижу что-то новое», - утешал он себя в любой передряге. Надзиратель по-прежнему орал на него «Сукин сын!», но ни разу не ударил. И арестанты уже не кажутся ему свирепыми. Выругается кто-нибудь, его тут же пристыдят: «Заткнись, чего при ребёнке ругаешься, как извозчик!»

В воскресенье разрешалось двадцать минут разговаривать. Чаще всего разговор вертелся вокруг заветной кружки кофе.

- Говорят, в этом году по три куска сахара дадут.

- Я это уже десять лет слышу. Может, нам и положено по три куска, да они, черти, сами его лопают.

- Ты чего чертыхаешься в воскресенье?

- Забыл.

- То-то, чёрт тебя побери.

И всё в таком роде.

А под вечер на Матиуша ни с того ни с сего налетел надзиратель:

- Заруби себе на носу: здесь нет детей, здесь только преступники. Сняли с чертёнка кандалы, так он возомнил о себе невесть что! Марш в канцелярию!

Снова Матиуш вопил: «Ой, больно! Больше не буду! Больно!» Снова плеть с треском обрушивалась на скамейку.

- Скажи-ка, пацан, только не бреши – это правда, что ты король?

- Правда.

- Мне безразлично, кто ты. Только на моего покойного сыночка ты больно похож. Глазёнки у тебя точь-в-точь как у моего сыночка и мордашка такая же смазливая… Так вот послушай, что я тебе скажу: удирай отсюда: покуда не поздно. Пошёл вон! – и хлоп плетью по скамейке.

(По Я. Корчаку)

Задание 6.

Докажите, что данный отрывок относится к разговорному стилю.

— Простите... дурацкий вопрос. Если бы вы нашли много денег, что бы вы сделали?

— Много — это сколько? — уточнила Снегурочка.

— Чемодан.

— Я бы зарылаих в землю. И сама бы уехала.

Зачем?

— Боялась бы...

— А потом?

— Потом, через год, откопалабы.

— А дальше?

— Дала бы батюшке на храм. У нас очень хороший батюшка. У него семь человек детей. Он так тяжело живет.

— А зачем так много детей?

— Сколько Бог даст.

— Пусть государство поможет. Церковь ведь не от­делена от государства.

— А что с того? — Снегурочка обернулась. У нее были густо, по-новогоднему, накрашены глаза. — Мы все оказались брошены государством. Каждый выживает как может.

— А муж у вас есть? — спросил Костя.

— Немножко... — неопределенно ответила Снегу­рочка, и Костя понял, что она больше рассчитываетнаБога, чем на мужа.

— Здесь под светофор направо, — руководил Костя.

А вы крещеный? — спросила Снегурочка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.