Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория образования




СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Обучение – это процесс социально обусловленный, конечным результатом которого должна быть личность, способная жить в современном обществе. Следовательно, важной функцией обучения является социальная функция, направленная на формирование личности, которая будет соответствовать социальным требованиям. Источником создания личности служит мировая культура – духовная, материальная, которая отображает все знания, накопленные человечеством.

Процесс обучения – это целенаправленный процесс создания личности, который является социально обусловленным и педагогически организованным процессом. Данный процесс происходит на основе познания систематизированных знаний, способов деятельности, которые отражают состав духовной и материальной культуры человечества.

На содержание образования влияют потребности общества, которые выступают в качестве объективного фактора. Еще одним из факторов, влияющих на содержание обучения, являются изменения в развитии науки и техники.

Под содержанием образования понимают систему знаний, умений, навыков, а также систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения. Все, что необходимо передать учащимся, должно отбираться в соответствии с поставленными целями развития человечества, в виде информации передается ему.

Можно выделить части общественного опыта:

– опыт физического развития человечества;

– опыт эстетических отношений;

– опыт нравственных отношений.

Из вышесказанного следует, что выделяются основные направления содержания воспитания и образования:

– физическое воспитание;

– эстетическое воспитание;

– трудовое воспитание;

– умственное воспитание;

– нравственное воспитание.

У каждого из вышеперечисленных направлений существуют составные части:

– знания – определяются как понимание, сохранение в памяти полученного опыта;

– навыки – это приемы деятельности и их варианты;

– умения – определяются как владение способами применения знаний на практике, они включают в себя знания и навыки;

– отношения – это оценочные суждения и эмоциональное отношение к жизни и деятельности;

– творческая деятельность – обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Содержание образования должно быть на всех его ступенях направлено на достижение главной цели воспитания, а именно формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Содержание образования должно строиться на строго научной основе, т. е. включать в себя только принятые и устоявшиеся в науке факты и учебные материалы. В содержании образования теоретический материал должен сочетаться с практикой, а практика должна, в свою очередь, сочетаться с производственным трудом. Школьное общее образование должно сочетаться с техническим и трудовым образованием, а последние с высшим. Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках, учебных пособиях.

Таким образом, содержание образования – это система получения знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем будут применяться в производственном труде и должны соответствовать поставленным целям развития человека.

 

 

 

На содержание школьного образования влияют различные позиции педагогов. Рассмотрим теории образования, которые ранее влияли на содержание школьного образования.

Теория формального образования. Данная теория предложена педагогами-учеными, такими как Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт. Данная теория заключалась не только в рассмотрении учениками теоретического материала и применении его на практике, что в большой степени способствует развитию логики, мышления, способности к анализу, синтезу; к данному результату могло привести изучение таких предметов, как математика, а также изучение языков греческого и латинского.

Теория материального образования. Данная теория была предложена и рассмотрена педагогом-ученым Спенсером. Теория материального образования несколько отличается от теории формального образования, а заключается она в преимущественном изучении естественных наук. Научный материал для изучения отбирается по степени его пригодности для дальнейшей жизни учащихся, для непосредственного практического применения в будущем в жизни и деятельности.

Не все педагоги поддерживали теории формального и материального обучения. Одним из педагогов, которые небеспочвенно критиковали данные теории, был К.Д. Ушинский. Он говорил, что, например, формальное развитие оторвано от усвоения знаний. Учащихся нужно не только развивать, но и вооружать знаниями, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни и деятельности. Причем К.Д. Ушинский был не согласен и с теорией материального обучения, так как считал, что нельзя сводить все к утилитарной пригодности, знания, связанные с жизнью, не менее важны, чем прикладные знания. Примером таких знаний является древняя история. Данная наука не может применяться в современной жизни, тем не менее человек должен знать об истории человечества для расширения своего кругозора и знания закономерностей исторического развития человечества.

А известный представитель прагматизма в педагогике Джон Дьюи предлагал свою теорию образования, которая заключалась во внедрении идеи о необходимости заложить в основу образования практическую деятельность детей, дав им знания, умения и навыки в различных сферах жизни. Джон Дьюи утверждал, что материал для обучения необходимо брать из опыта детей, ребенок сам должен определить качество и количество обучения, тем более заранее составленные учебные курсы не нужны в образовании.

Не только Джон Дьюи так утверждал. Его последователь У. Килпатрик в 20-е гг. XX в. положил основу проектной системы обучения. Данная система заключалась в том, что дети вместе с педагогами должны проектировать решение каких-либо задач, тема которых будет выбрана в зависимости от их интересов. Например, учащийся выбирает тему «Проектирование кукольного домика». Для решения данной задачи учащимся необходимы сведения по языкам, математике и нескольким другим предметам.

Несомненно, применение данной теории стало способствовать снижению уровня образования в массовой школе.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.