Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Задание 2. Метод кратковременных экспозиций и объем восприятия




Задание 2. Метод кратковременных экспозиций и объем восприятия

Обсуждение результатов

 

Сделать качественное сравнение полученной кривой слышимости со стандартными кривыми, приведенными на рис. 1.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое аудиограмма?Как она изображается графически?

2. Какие классические психофизические методы могут быть использованы в аудиометрии?

3. От каких факторов зависит величина абсолютного слухового порога?

4. Почему в аудиометрии используется логарифмическая шкала?

5. Чем вызвана необходимость статистической обработки данных при измерении чувствительности?

Литература: 71, с. 590–595.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Образец протокола

 

Дата:________________________________________ Испытуемый:__________________________________

Самочувствие испытуемого до опыта:,___________________________________________________________

 

Стимул и частота ¤ƒ (Гц) K 0 (дБ затухания) I (мВ) αтел (мВ/бар) Р (бар)
       
       
       

Примечание: В отличие от рабочей таблицы в протоколе в графе «Стимул» должен быть представлен весь порядок предъявленных звуков различной частоты.

 

Раздел 2. ВОСПРИЯТИЕ

Тема задания

 

Знакомство с методикой определения объема зрительного восприятия. Анализ зависимости воспроизведения от степени осмысленности предъявляемого материала.

 

Одна из традиционных проблем экспериментальной психологии состоит в определении того, как много объектов может воспринять человек за короткий промежуток времени, т.е. практически одномоментно. Исторически эта проблема ставилась в контексте проблемы сознания. Психологическая литература содержит много экспериментальных исследований объема зрительного восприятия, который интерпретировался авторами как объем внимания или объем сознания.

Одним из первых психологов, экспериментально исследовавших этот вопрос, был В. Джевонс (1871). В качестве «аппаратуры» он использовал тарелку, помещавшуюся посередине черного подноса. На тарелку бросалась горсть одинаковых черных бобов, и их количество на ней оказывалось неопределенным. Испытуемый должен был назвать это количество без сосчитывания.

Естественно, что методика страдала многими недостатками. В более поздних экспериментах для исследования объема зрительного восприятия стал использоваться специальный прибор – тахистоскоп. С его помощью можно было предъявлять зрительные объекты с коротким регулируемым временем экспозиции. Обычно в тахистоскопических опытах используются экспозиции порядка нескольких десятых или нескольких сотых долей секунды и лишь в некоторых случаях – порядка нескольких секунд.

Известно несколько видов тахистоскопа.

Тахистоскоп Вундта с падающей шторкой. Принцип действия этой самой первой конструкции тахистоскопа состоял в том, что падающая шторка с «окном» открывала карточку (находящуюся на заднем плане) на время прохождения «окна» мимо нее.

Тахистоскоп с электромеханической заслонкой. При помощи специального проектора объекты проецируются на экран; перед проектором помещается электромеханическая заслонка. При нажатии кнопки, соединенной с реле, заслонка открывает объектив проектора, и на экране появляется изображение объекта. Реле задает время экспозиции.

Тахистоскоп–проектор с безынерционным источником света. Время экспозиции регулируется длительностью свечения лампы.

Многоканальный электронный тахистоскоп. Основным его элементом является электронно–лучевая трубка. Изображение может предъявляться в любом месте экрана на необходимое время в соответствии с составленной заранее программой.

В экспериментах на определение объема восприятия с помощью тахистоскопа (при любой конструкции) должны соблюдаться следующие условия:

♦ Доэкспозиционное поле должно быть той же яркости, что и экспозиционное (стимульное) поле, тогда к моменту экспозиции глаз оказывается адаптированным к нужной яркости. Послеэкспозицион–ное поле в зависимости от задачи может быть темным, серым, светлым. При темном поле за счет положительного последовательного образа как бы продлевается время экспозиции; светлое постэкспозиционное поле, напротив, стирает на сетчатке последовательный образ. Применяются также послеэкспозиционные поля с «забивающими», или «шумовыми», изображениями.

♦ На предэкспозиционном поле обычно помещается фиксационная точка; она дает возможность экспонировать объекты в области центрального зрения, а также способствует концентрации внимания испытуемого.

♦ Экспозиция должна быть достаточно большой, чтобы испытуемый мог ясно увидеть объект или прочитать какой–то текст, и достаточно короткой, чтобы можно было говорить об одноактном восприятии объекта3.

 

Приведем некоторые результаты, полученные в исследованиях объема и свойств зрительного восприятия методом кратковременных экспозиций.

1. Если предъявляются однородные объекты (например, точки) с задачей испытуемому определить их количество, объем восприятия оказывается равным 8–9 объектам. При этом в зависимости от количества объектов и их сгруппированности испытуемые применяют три различные тактики для выполнения задачи: это – непосредственная оценка (при количестве объектов от 1 до 4), группировка (5–6 объектов) и пересчет (при больших количествах, если позволяет время экспозиции). Если объекты сгруппированы (например, 5 групп по 5 элементов), испытуемый может одномоментно воспринять все 25 элементов. В этом случае в качестве действительного «элемента» выступает группа.

2. При восприятии набора, состоящего из различных букв, объем восприятия несколько меньше, чем при определении количества одинаковых объектов, и составляет примерно 5–7 элементов. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова или одно длинное слово из 10–12 букв, или 4 связанных слова, образующих фразу. Таким образом, в осмысленном тексте буквы являются лишь формальными единицами: в качестве действительных единиц восприятия здесь выступают слоги и слова.

3. С помощью тахистоскопического метода делались попытки исследовать процесс формирования образа восприятия во времени.

В опытах И. Уивера, опубликованных в 1927 г., предъявлялась черная фигура на белом фоне. При очень коротких экспозициях (менее 0,010 с) дифференцировка фигуры и фона отсутствовала и возникало впечатление гомогенной картины. При экспозиции в 0,011 с испытуемый начинал видеть некоторые различия в поле: появлялись «пятна» или «кляксы», которые он назвал фигурами на фоне. При более длительной экспозиции – 0,014 с – хорошо очерчивался контур фигуры. При экспозиции в несколько сотых секунды фигура принимала вид экспонируемого объекта, и этот вид оставался устойчивым.

 

Еще более отчетливо влияние времени коротких экспозиций на качество зрительного восприятия было показано в 60–х годах XX в. в опытах В. Д. Глезера и И. И. Цуккермана, использовавших сюжетные картинки. На одной из них было изображение лисы, поднявшей сачок, козленка и бабочки. Испытуемый должен был сказать, что изображено на картинке. При экспозиции в 0,04 с испытуемый ничего не видел, при экспозиции в 0,08 с ответ был таков: «Кто–то поднял что–то на кого–то». При экспозиции продолжительностью 0,16 с испытуемый различал сачок и «какое–то животное», а для опознания лисы понадобилось 0,32 с.

 

Существенное изменение в классический способ изучения объема зрительного восприятия с помощью коротких экспозиций было внесено Дж. Сперлингом в 1960 г. Еще в старых опытах по исследованию объема восприятия почти все испытуемые отмечали, что фактически они воспринимают объектов больше, чем могут воспроизвести в словесном отчете: называя первые элементы, они забывают остальные. В связи с этим возникло предположение, что при обычной процедуре измеряется в действительности не объем восприятия, а объем кратковременной памяти. Для проверки этого предположения Дж. Сперлинг применил методику частичного отчета. Он исходил из предположения, что для исключения влияния мнемических процессов на определение количества информации, полученной при коротких экспозициях, нельзя требовать от испытуемого отчета о материале, превышающем объем кратковременной памяти. Поэтому, если количество букв (знаков) в стимуле превышает этот объем, следует требовать лишь частичный отчет о содержании предъявленного стимула. Но для того чтобы на основе отчета о части стимула можно было судить о восприятии стимула в целом, инструкция, определяющая ту часть объекта, о которой испытуемому предлагается сообщить в отчете, должна даваться только после предъявления раздражителя. При этом инструкция должна выбираться случайным образом из всей совокупности инструкций, исчерпывающих содержание всего объекта. Повторив такую процедуру несколько раз, можно получить ряд «случайных» ответов о различных частях стимула и на основе этих данных вывести оценку общей информации, полученной испытуемым.

При помощи кодирования можно давать инструкцию до, во время и через различные интервалы времени после предъявления стимула. Таким образом, можно не только получить сведения о той информации, которая имеется у испытуемого сразу же по окончании действия стимула, но и выявить непрерывную функциональную зависимость количества полученной информации от момента начала отчета.

Эксперименты Дж. Сперлинга проводились по следующей схеме. В первых сериях у всех испытуемых определялся объем мгновенного запоминания, который, как оказалось, представляет собой постоянную величину для каждого испытуемого. В третьей серии использовалась методика частичного отчета для решения вопроса, получает ли испытуемый информации больше, чем он может обнаружить в своем отчете, ограниченном объемом мгновенного запоминания. Во всех сериях эксперименты проводились с объектами, состоящими из нескольких (двух–трех) строк по три–четыре буквы в каждой строке. От испытуемого требовалось воспроизвести одну из строк, величина которой не превышала объема его мгновенного запоминания. Инструкция, сообщавшая испытуемому, какую строку он должен воспроизвести, была закодирована; она подавалась в виде звукового тона сразу после предъявления стимула. Высокий тон соответствовал верхней строке, средний – средней, низкий – нижней строке. Испытуемый должен был удерживать взгляд на фиксационной точке и быть готовым к любому тону. Угадать, какой тон прозвучит, испытуемый не мог, так как тоны подавались в случайном порядке. Громкость тона была достаточно большой, но не вызывающей неприятных ощущений, длительность его составляла 0,5 с.

Для сравнения результатов опытов с полным и частичным отчетами необходимо рассматривать частичный отчет как случайный образец того набора букв, который испытуемый воспринял и может воспроизвести. Так, если испытуемый дает правильные ответы в 90% случаев воспроизведения трех букв из девяти, то можно сказать, что он воспринял к моменту подачи тона–инструкции 90% из девяти букв (т.е. примерно восемь букв) и способен дать о них отчет.

В первых опытах с частичными отчетами результаты испытуемых относительно быстро улучшались и достигали достаточно стабильного уровня после нескольких десятков проб. При этом для всех объектов и всех испытуемых полученная информация, выявленная методом частичных отчетов, оказалась больше той, которая содержалась в полных отчетах. Так, по данным Сперлинга, число букв, воспринятых испытуемыми при коротких предъявлениях объектов, состоящих из трех строк по четыре буквы в каждой, равнялось в среднем 9,1 (от 8 до 11 букв). В пересчете на единицы информации это составило 40,6 дв. ед. из 53,6 возможных. Следует всегда иметь в виду, что результаты, полученные в опытах с частичными отчетами, представляют собой нижний предел количества тех букв, которые испытуемый может воспроизвести после прекращения экспозиции. Верхний же предел в этих опытах получен быть не может, так как нельзя доказать, что данные условия опыта (количество элементов в стимуле, их пространственная организация, способ разбиения стимула на части) являются оптимальными.

Отработка задания

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.