Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика. Зависимость удержания следов от наличия побочной (интерферирующей) деятельности




Зависимость удержания следов от наличия побочной (интерферирующей) деятельности

ОпытЗ

Обсуждение результатов

 

Выполнение опыта 2 не требует количественной обработки. При анализе результатов всех трех серий разбираются различия запоминания материала в зависимости от того, насколько он был организован в смысловые системы. Делаются соответствующие выводы о влиянии фактора осмысленности материала.

 

 

Цель задания – проследить, как влияет на удержание следов какая–либо побочная деятельность; установить, зависит ли забывание следов от паузы, не заполненной никакой деятельностью, или от отвлечения, вызванного включением интерферирующей деятельности.

 

Отработка задания включает здесь четыре серии опытов.

В первой серии испытуемому предлагаются ряды, состоящие из 4 или 6 элементов (слогов, слов), которые он должен выслушать и воспроизвести в том же порядке. После непосредственного воспроизведения следует пауза в 1–2 мин, в течение которой испытуемого просят не повторять в «уме» предложенный для запоминания ряд. Затем он снова должен воспроизвести ряд. Уменьшение числа воспроизводимых в этих условиях элементов ряда позволяет ответить на вопрос о влиянии пустого (не заполненного побочной деятельностью) интервала на сохранение следов (см. протокол к первой серии в Приложении III).

Во второй серии испытуемому дается такая же задача с той лишь разницей, что пауза в 1–2 мин между предъявлением и воспроизведением ряда заполняется какой–либо гетерогенной деятельностью, например решением простых арифметических примеров (типа 51 – 17 =?, 14 – 7 =? и т.п.). После этой отвлекающей (интерферирующей) деятельности испытуемому предлагается воспроизвести ранее прочитанный ряд.

Уменьшение числа воспроизводимых элементов или изменение их порядка будет говорить о тормозящем влиянии интерферирующей деятельности на удержание и воспроизведение следов. Если испытуемый обнаружит значительное уменьшение числа воспроизведенных элементов в условии паузы, заполненной интерферирующей деятельностью, весь опыт повторяется несколько раз подряд, и исчезновение тормозящего влияния интерферирующей деятельности на воспроизведение следов измеряется тем количеством повторений, после которых ряд начинает воспроизводиться полностью (см. протокол ко второй серии в Приложении IV).

В третьей серии прослеживается тормозящее влияние, которое оказывает на удержание следов однородная мнестическая деятельность. Для этой цели испытуемому дается задача (А) запомнить короткий ряд, состоящий из 4 или 6 элементов (слогов, слов), которые он должен сразу же повторить. После этого предлагается вторая такая же задача (Б) – запомнить аналогичный по составу ряд из 4 или 6 элементов (слогов, слов), которые он также должен повторить. Вслед за этим дается задача припомнить сначала первый, ранее предъявлявшийся ряд (А), а затем – второй, позднее предъявлявшийся ряд (Б), причем для выявления устойчивости следов предложения повторить ряды (А) и (Б) можно несколько раз подряд. Если испытуемый оказывается не в состоянии это сделать, опыт повторяется до тех пор, пока он не окажется в состоянии полностью воспроизводить оба ряда (А) и (Б). Этот опыт называется опытом с влиянием однородной (гомогенной) интерференции на удержание и воспроизведение следов (см. протокол к третьей серии в Приложении V).

Четвертая серия проводится по схеме, аналогичной предшествующим, с той разницей, что испытуемому предлагаются для запоминания не серии изолированных элементов (слогов, слов, цифр), а целые длинные фразы, которые он должен воспроизвести после «пустой» паузы, заполненной интерферирующей деятельностью, и после запоминания второй аналогичной фразы. В последнем случае подбираются две фразы, близкие по содержанию и грамматической структуре и имеющие общие звенья, и фразы, далекие по содержанию, грамматической структуре и не имеющие общих звеньев (cм. протокол к четвертой серии в Приложении VI).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.