Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления методики




Изучение мышления с помощью методики образования искусственных понятий

Обработка и анализ результатов

 

В ходе опыта экспериментатор записывает результаты решения каждой задачи, которые затем сравниваются. Подсчитывается число случаев решения основной задачи в каждой из групп испытуемых.

Предметом изучения является процесс решения основной и наводящей задач, влияние решения наводящей задачи на решение основной при всех вариантах опыта. На основе сравнения групповых данных экспериментатор должен сделать выводы относительно условий, благоприятствующих влиянию решения наводящей задачи на решение основной, показать значимость таких факторов, как последовательность решения задач, желание испытуемых решить задачу, время предъявления наводящей задачи в процессе решения основной.

Контрольные вопросы

 

1. Какие типы задач используются в экспериментальных исследованиях творческого мышления?

2. Каковы основные закономерности, выявленные при экспериментальном исследовании творческого мышления?

3. В чем заключается методика проведения опыта, выявляющего влияние решения наводящей задачи на решение основной задачи?

Литература: 41; 51; 65.

 

 

Развитие экспериментальных методик, изучающих процесс образования понятий, имеет длинную и сложную историю. Недостатки классических методик изучения понятий, из которых основными являлись методики определения и исследования абстракции, характеризующиеся отрывом слова от объективного материала, были преодолены созданием синтетически–генетического метода Н. Аха. По методике Н. Аха оказалось возможным изучать не готовые понятия, а самый процесс их образования, процесс построения понятия, синтезирования ряда признаков, образующих понятие, процесс развития понятия.

В работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» [1982] дается подробное изложение данного метода6, анализируются его достоинства и недостатки. Метод заключается в использовании искусственных, первоначально бессмысленных для испытуемого слов и в процессе означивания их как понятий, которые составляются путем соединения ряда признаков (в таком сочетании не встречающихся в мире обычных понятий, обозначаемых с помощью речи). Исследование понятий по методике Н. Аха дает возможность развернуть процесс синтезирования признаков, составляющих понятие, процесс осмысления первоначально бессмысленного слова, приобретения словом значения и выработки понятия. Методика позволяет исключить влияние прошлого опыта на решение стоящей перед испытуемым задачи, уравнивает ребенка и взрослого и в этом смысле создает возможность изучения процесса образования понятий в его чистом виде.

Предложенная Н. Ахом методика тесно связана с его общим представлением о процессах мышления. Н. Ах выделил в качестве основного фактора решения задачи, стоящей перед испытуемым, так называемую детерминирующую тенденцию. Этим определяется и внутренняя структура самой методики, в которой слова, обозначающие искусственные понятия, были даны с самого начала эксперимента и являлись постоянной величиной: использование их определялось инструкцией, а функция по ходу эксперимента не менялась. Напротив, задачи, ставящиеся перед испытуемыми, варьировались в течение опыта. Опыты были направлены на определение роли этих слов в процессе образования понятий.

Методику Н. Аха можно рассматривать как первый вариант ставшей затем классической методики образования искусственных понятий, который с различными изменениями использовался Ф. Риматом, Н. Фогелем, Д. Н. Узнадзе и др.

Методика, созданная для исследования процесса образования понятий Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым, получила название методики двойной стимуляции. Она использует процедуру образования искусственных понятий Н. Аха, хотя весь эксперимент строится принципиально иначе7. Главное отличие методики Выготского–Сахарова заключается в том, что она связана с общей концепцией Л. С. Выготского о строении высших психических функций, к которым относится и понятийное мышление. В качестве основного средства направления и овладения психическими процессами Л. С. Выготский выделяет употребление знака. В процессе образования понятий таким знаком стало слово, выступившее в роли средства образования понятий, и затем его символ. Отсюда вытекает решающее значение изучения функционального употребления слова и его развития, что и составило предмет исследования Л. С. Выготским в проблеме образования понятий.

Методика двойной стимуляции была применена Выготским для прослеживания генетического хода образования понятий на различных возрастных ступенях и для выяснения основных закономерностей, управляющих развитием этого процесса. В качестве современных модификаций методики образования искусственных понятий следует рассмотреть методики, используемые в работах американского психолога Дж. Брунера и отечественного психолога О. К. Тихомирова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.