Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обсуждение результатов. 1. На основе сравнения данных наблюдения по обоим испытуемым выявляется степень их отличия по реактивности




 

1. На основе сравнения данных наблюдения по обоим испытуемым выявляется степень их отличия по реактивности. Обсуждается, насколько удалось наблюдателю разграничить при ведении дневниковой записи содержательные и динамические аспекты поведения субъектов в ситуациях наблюдения, насколько сопоставимы временные выборки наблюдения за обоими испытуемыми (степень систематичности наблюдения).

2. При сопоставлении результатов предварительного вынесения оценок и ретроспективных оценок после систематического наблюдения обсуждается влияние на данные наблюдения: а) целенаправленности наблюдения (результаты первого и второго ретроспективного шкалирования); б) опытности наблюдателя; в) формы отчета: на основе общих впечатлений и на основе дневниковой записи (второе и третье шкалирование).

3. Обсуждается согласие наблюдателей по отношению к одному испытуемому, влияние разных субъективных установок, наблюдателей, избранных ситуаций наблюдения.

После выводов по основным линиям, представленным в обсуждении результатов, к отчету прилагаются дневник наблюдения и оригиналы использованных шкал реактивности.

Контрольные вопросы

 

1. Что означает понятие «реактивность» по Я. Стреляу?

2. Какие основные типологии темперамента подготовили выделение свойства реактивности?

3. Каким образом соотносятся качественные и количественные оценки в построении методик, задающих шкалу измерения свойств индивида по темпераменту?

4. Как связано проявление свойств темперамента с динамическими и содержательными аспектами деятельности?

5. Что понимается под шкалой реактивности в данном задании?

6. В чем специфика ретроспективных отчетов наблюдателей?

7. Как выглядит процедура систематического наблюдения в данном задании?

8. Как следует вести дневник наблюдения?

9. Какова схема сопоставления данных наблюдения в данном задании?

Литература: 1, с. 228–233; 6, с. 50–104; 33, с. 58–85; 56, с. 90–96; 59, с. 71–74, 117–122, 155–186.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Шкала оценок для измерения реактивности (вариант 1)

 

Оценка Единица наблюдения 1––2––3––4––5
       
  Способен ли работать длительное время без перерывов (например, несколько часов)? Поминутно прерывает работу; если не может прерваться, совершает ошибки Несмотря на продолжительную работу, не испытывает утомления
  Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться на выполняемой работе, посторонние раздражители сильно отвлекают Целиком поглощен действием, ничего не замечает, кроме своего занятия
  Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах травмируется, порицание демобилизует При неудачах еще больше мобилизуется, не проявляет нервозности
  Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать на себя инициативу, охотнее подчиняется Берет на себя ответственность, любит верховодить
  Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и пр. мешают, лучше учится в изоляции от окружения Шум, разговоры не мешают работать, в любых условиях работает успешно
  Отказывается ли от действий (или от деятельности) при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от работы, не верит в свои силы Препятствия не отбивают охоты к работе; не теряет веры в успех
  Ведет ли себя как обычно при общении с начальством, преподавателями? Конфузится, избегает встреч с начальством Ведет себя как обычно, не смущается
  Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо готовым, сильно нервничает Ведет себя как обычно
  Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Неохотно Охотно

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Шкала оценок для измерения реактивности (вариант 2)

 

Оценка Единица наблюдения 1––2––3––4––5
   
  Способен ли работать длительное время без перерывов (например, несколько часов)? Поминутно отрывается Несмотря на продолжительную работу, не испытывает утомления
  Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться, посторонние раздражители сильно отвлекают Целиком поглощен работой, посторонних раздражителей не замечает
  Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу, охотнее подчиняется Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия
  Обладает ли стойкостью перед неудачами, препятствиями? При неудачах травмируется, препятствие вызывает отказ от работы При неудачах еще больше мобилизуется, препятствия не отбивают охоту к работе, верит в успех
  Ведет ли себя как обычно при общении с начальством, преподавателями? При общении с начальством конфузится, избегает его Ведет себя как обычно
  Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо готовым, при ответе на семинаре, на зачете сильно нервничает Не воспринимает такие ситуации как исключительные, спокоен

§ 20 Задание 2. «Поведенческий портрет» по данным наблюдения

Тема задания

 

Опираясь на данные продолжительного скрытого включенного полевого наблюдения, необходимо составить «поведенческий портрет» взрослого человека с целью последующей идентификации его с наблюдаемым. В «портрете» должны быть выделены черты поведения человека – черты главные, наиболее характерные, индивидуальные и второстепенные, малохарактерные, общие; их соотношение должно быть правильно отражено в целостном поведении человека, без мозаичности и схематизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.