Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика. Экспериментальный материал и задача испытуемого.В качестве эталонного объекта предъявляется квадрат со стороной 5 см




 

Экспериментальный материал и задача испытуемого. В качестве эталонного объекта предъявляется квадрат со стороной 5 см, находящийся на расстоянии 2 м от испытуемого в центре большого квадратного экрана со стороной 100 см. Сравниваемые с ним квадраты предъявляются в центре такого же экрана, удаленного на расстояние 6–9 м. Размер стороны квадратов варьирует от 2,5 до 8,0 см с шагом через 0,5 см.

Испытуемому предъявляются для сравнения два стимульных объекта: эталон, дистанция наблюдения которого не изменена в течение опыта, и сравниваемый объект, который имеет переменную величину и размещается на более далеком расстоянии от наблюдателя. Его задача – подобрать кажущийся равным эталону размер сравниваемого объекта. Обычно он определяется в ряду сравниваемых квадратов как то значение, которое соответствует точке субъективного равенства (TCP). Измерение производится одним из пороговых психофизических методов.

Процедура и план эксперимента. Наблюдение в естественных условиях осуществляется испытуемым бинокулярно в хорошо освещенном помещении. Искусственное ограничение условий восприятия удаленности сравниваемых с эталоном квадратов осуществляется с помощью наблюдения через трубки, вставленные в ширму–экран под таким углом, чтобы эталон был виден в одну из трубок, а сравниваемый с ним квадрат – в другую. Длина трубок подобрана таким образом, чтобы объект был виден в небольшом фоновом окружении. Голова испытуемого фиксируется на подбороднике.

В данном случае для получения значений ЗП из психофизических методик наиболее удобен метод границ, поскольку он позволяет быстрее определить TCP и характеризуется меньшей вариабельностью пороговых величин. Последнее обстоятельство особенно существенно при определении константности в условиях ограничения наблюдения из–за естественного роста вариабельности ответов. Стимульная последовательность предъявляется в соответствии с требованиями метода границ. Следует обратить внимание на варьирование начального отдельного объекта как в восходящих, так и нисходящих рядах. На каждое условие НП должно быть определено не менее 4 TCP (а значит, не менее 8 рядов переменных стимулов).

Инструкция А испытуемому: «Ваша голова не должна сдвигаться с подбородника. Проба начинается по сигналу "Внимание!". Вы открываете глаза и смотрите на эталонный квадрат – на ближнем экране и переменный – на дальнем экране и сообщаете, "больше", "равен" или "меньше" кажется вам переменный квадрат. После ответа закрываете глаза».

Инструкция Б: «Ваша задача остается той же. Отличие состоит только в том, что вы по сигналу "Внимание!" теперь смотрите сначала в одну, потом в другую трубку, чтобы увидеть эталонный и переменный квадраты».

Инструкция В: «Ваша задача состоит в том, чтобы, открыв глаза по сигналу "Внимание!" и посмотрев через трубки на эталонный и переменный квадраты, оценить реальную величину квадрата в тех же категориях, учитывая, что при удалении предмета его видимый размер уменьшается».

Инструкция Г: «Ваша задача остается той же, но смотреть Вы можете не через трубки».

 

Смена условий НП происходит по схеме позиционно уравненной последовательности.

Студенты работают по двое: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор предъявляет стимульные объекты и ведет протокол, который должен быть заготовлен заранее, до сдачи допуска к отработке задания. После проведения опыта испытуемый пишет самоотчет, в котором отмечает, какими признаками он пользовался при сравнении эталонного и переменного стимулов, в каком отношении для него отличались четыре ситуации эксперимента, в чем выражались специфические трудности при ограничении условий наблюдения, как менялось самочувствие в ходе опыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.