Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Задание 9. Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации




Задание 9. Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации

Обсуждение результатов

 

1. Проанализируйте соотношение полученных основных результатов действия каждого из факторов и их взаимодействия с исходной экспериментальной гипотезой. Если полученные при выполнении задания усредненные данные отвергают предлагаемую в разработке экспериментальную гипотезу, постарайтесь дать соответствующую Вашим данным интерпретацию и выдвиньте конкурирующую гипотезу.

2. Нельзя ли объяснить несоответствие полученных данных экспериментальной гипотезе недостатками операционализации теоретических представлений о закономерностях пространственного восприятия? Предложите Ваш вариант операционализации.

3. Обсудите возможные механизмы (источники информации), обеспечивающие внесение «поправок» на удаленность при сильном ограничении условий наблюдения, если такой эффект выявился в Вашем эксперименте.

В выводах кратко резюмируются результаты работы, оценивается адекватность использованного плана эксперимента и соответствие результатов выдвинутой экспериментальной гипотезе.

Контрольные вопросы

 

1. В чем заключается закон зрительного угла?

2. Каковы зрительные и незрительные признаки глубины?

3. Как формулируется закон Эммерта?

4. Как определить понятие константности и ее вид?

5. В чем заключается смысл формулы Брунсвика для расчета коэффициента константности?

6. В чем заключаются понятия основных результатов действия НП и взаимодействия между ними?

7. Каковы возможные виды взаимодействий в факторном эксперименте? Каково ожидаемое взаимодействие с точки зрения гипотезы, проверяемой в данном эксперименте?

 

Литература: 7, с. 167–200; 12, с. 201–256; 20, с. 322–336, 349–363; 53, с. 48–57, 65–80; 71, с. 450–453.

 

Тема задания

 

В задании рассматривается полный факторный план с межгрупповой схемой сравнения экспериментальных условий. Вводится представление о комбинированных гипотезах и продолжается анализ видов взаимодействия в случае эксперимента с двумя независимыми переменными. Обсуждается проблема формулирования статистических гипотез при экспериментальной гипотезе, допускающей выбор разных зависимых переменных. Специально рассматриваются более частные вопросы управления уровнями независимой переменной при помощи инструкций и возможная неидентичность результатов, полученных разными экспериментаторами.

 

Одним из основных результатов, полученных в исследованиях мотивации мышления, следует признать выявление ее сложного, комплексного характера. Прежде всего под этим подразумеваются полимотивированность мышления, включение в актуальную регуляцию мыслительной деятельности и взаимодействие в этом процессе мотивов разных типов – собственно познавательных, или внутренних, и так называемых внешних. Экспериментальные исследования мотивационной обусловленности мышления имеют сравнительно короткую историю. В них четко выделяются два основных направления в подходе к управлению экспериментальными условиями.

В первом направлении главный акцент делается на варьировании ситуационных мотивирующих факторов решения задач, изменяющих внутренние условия принятия задачи. Подобные исследования широко использовали индуцирование различных видов или уровней мотивационных состояний человека путем использования разного рода «мотивирующих» инструкций; при этом исходное мотивационное состояние человека, зависящее от иерархии мотивов его личностной сферы, имелось в виду, но подвергалось анализу лишь в отдельных ярко выраженных случаях. В рамках другого направления исследований осуществлялся подбор групп испытуемых, отличающихся друг от друга по определенным свойствам, тестируемым с помощью специальных методик (креативности, «мотивации достижения», тревожности и т.д.). На основании таких межгрупповых сравнений выявлялись взаимосвязи личностных факторов мотивации с эффективностью решения задач определенных классов. Результаты обоих направлений исследований демонстрируют разнообразное влияние мотивационных факторов – как ситуационных, так и стабильных, свойственных человеку как личности со специфичной для нее мотивационной сферой, – на продуктивность и содержательные особенности мышления человека.

Когда говорят о внешней мотивации, то имеют в виду, что задача может решаться субъектом для достижения им каких–то внешних целей и получение результатов не прямо связано с целями познания объекта, т.е. разрешения мыслительной проблемы. Такая мотивация возникает в связи с особенностями внешних условий деятельности: например, в конкретной ситуации соревнования, награды – наказания и т.д.; или благодаря особенностям истории развития конкретной личности, в силу складывающихся ведущих форм ее ценностной ориентации с характерными для данной личности «базовыми» мотивационными образованиями – например, стремление к содержательным достижениям или формальным6, т.е. к славе, признанию, материальным благам и т.д.

Когда говорят о внутренней мотивации, имеют в виду прежде всего ее содержательную связь с предметным планом мышления, с познанием объекта. Эта внутренняя мотивация называется познавательной мотивацией, так как отвечает актуализации познавательной потребности и опредмечивается при создании проблемной ситуации, требующей от субъекта поиска новых знаний [Тихомиров, 1984].

Известный закон Йеркса–Додсона описывает влияние ряда внешних факторов, в частности оптимума ситуационной активации (в зависимости от трудности задачи), на продуктивность мышления. В то же время исследователями было отмечено, что при высоком уровне познавательной мотивации закон «оптимума мотивации» начинает нарушаться, т.е. ее влияние на количественные характеристики мышления не может быть описано при помощи закона Йеркса–Додсона. К экспериментально выявленным особенностям познавательной мотивации относятся также следующие характеристики: она может быть ненасыщаемой, для нее трудно указать средний уровень, ее ситуационная выраженность не коррелирует значимо с креативностью или другими тестируемыми индивидуальными свойствами субъекта. Познавательная мотивация исследуется в основном именно в аспекте ситуационных характеристик, изучаются условия ее возникновения, ее влияние на направленность решения, разнообразие решений, другие их качественные характеристики и т.д. Исключение составляют исследования креативности, для которых характерен поиск личностно обусловленных индивидуальных особенностей стиля мышления субъектов.

На современном этапе изучения внешних и внутренних факторов мотивации мышления созданы предпосылки для конкретизации гипотез о комплексном влиянии различных ситуационных условий на структуру и продуктивность решения мыслительных задач. Особую значимость эта проблема приобретает при анализе регуляции решения творческих задач. Для творческой задачи характерны относительная незаданность конечной цели (ее неопределенность); сложность или многозначность условий, в связи с чем может возникнуть неадекватная направленность промежуточных решений, которую нужно преодолеть в процессе решения; невозможность использования готовых способов решения. Перспективы оптимизации решения таких задач, т.е. косвенного управления их решением, связаны с накоплением знаний о влиянии ситуационной мотивации на различные характеристики их решения, которые могут быть проверены экспериментальным путем.

Имеющиеся в литературе данные позволяют предположить, что с усилением познавательной мотивации должна вырастать эффективность мыслительной деятельности. Причем если ведущей в регуляции процесса решения признать внутреннюю мотивацию, то можно высказать более конкретную экспериментальную гипотезу, при усилении мотивации этого типа даже при одновременном действии внешних стрессогенных факторов (например, при ограниченном времени решения, т.е. его дефиците) продуктивность решения задачи должна увеличиваться; причем улучшение эффективности решения будет большим, чем то, которое можно ожидать в результате активизации мыслительной деятельности за счет внешних факторов. Таким образом, предполагается взаимодействие двух факторов: дефицита времени, заставляющего субъекта активизировать попытки найти решение, и познавательной мотивации, приводящей к углубленному анализу условий задачи. Такая комбинированная гипотеза утверждает существование не единичной связи между независимой (НП) и зависимой (ЗП) переменными, и при экспериментальной ее проверке возникают сразу несколько контргипотез, в частности гипотеза о другом – перекрестном виде взаимодействия между условиями дефицита времени и усиления познавательной мотивации.

При выборе зависимых переменных для суждения об эффективности решения необходимо учитывать следующее. Разными исследователями были получены данные о том, что в условиях усиления мотивации время обдумывания отдельных попыток может уменьшаться, а меру достижения, понятую как общую результативность деятельности субъекта, следует оценивать как «уровень выполнения работы ´ на время выполнения» [Анастази, 1982, с. 315]. Таким образом, ограничение времени решения может скрыть возможное повышение эффективности деятельности. Следовательно, репрезентативность зависимой и независимой переменных здесь взаимосвязана.

Цель работы – проверка сформулированной экспериментальной гипотезы о позитивном влиянии внешней и внутренней мотивации на эффективность решения на основе двухфакторного плана (с двумя НП) при рандомизации подбора испытуемых в группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.