Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опрос как этап, включенный в психологическое исследование при использовании разных методических схем




 

Опрос с целью выделения переменных, отражающих условия жизни

 

Опрос, предваряющий проведение других психологических методик, позволяет выделять переменные, отражающие условия жизни человека, например ребенка и его семьи. Для выделения переменных необходима как минимум квалификация полученных в результате опроса эмпирических данных. Простейшим ее вариантом является построение классификационной шкалы, или выделение типов показателей, по отношению к которым могут быть распределены в установленные классы (группы) все полученные сведения.

Такой опрос может иметь место и в рамках социологического, и в рамках психологического исследования. Отличие будет связано с теми способами последующего анализа данных, которые могут существенно различаться в рамках разных дисциплин. В психологических исследованиях результаты опроса так или иначе рассматриваются в контексте проверки психологических гипотез. Одним из вариантов может служить установление закономерностей влияния социального окружения на развитие личности, в частности подростка.

Приведем пример из статьи [Смирнов, Корнилова, Григоренко, 2002], посвященной обследованию групп риска среди подростков в России в 1998г.

Целью работы стало проведение эпидемиологического обследования подростков для выявления эффектов влияния социальных факторов развития в условиях нестабильности, характеризующих движение российских подростков в «зону риска».

Были обследованы три группы подростков, или три выборки, общей численностью 258 человек. В них вошли подростки в возрасте от 14 до 17 лет, они составили три группы, называемые далее группами: 1 – «нормы», 2 – «риска делинквентного поведения» и 3 – «психиатрическую». В первую группу вошли учащиеся обычных образовательных школ. В «группу риска», выбранную по внешнему критерию «поведенческих расстройств», попадали и правонарушители, и подростки, не совершившие противоправных действий, но оказавшиеся в детском приемнике–распределителе (например, за бродяжничество) или закрытом спецучреждении (для детей с поведенческими расстройствами). В третью группу вошли подростки, находившиеся в ситуации обычного или принудительного лечения в психиатрической клинике (примерно поровну число лиц, характеризующихся и не характеризующихся «расстройствами поведения»).

Применявшиеся методики – полуструктурированное интервью и опросы в виде «листов наблюдений» – позволили выявить те психологические показатели, по которым подростки трех обследованных групп значимо различались. Но авторами был поставлен и другой вопрос, а именно: от каких условий жизни зависели эти различия? В частности, были выделены факторы «семейной экологии».

В качестве воздействующих на психологические профили авторы рассмотрели эффекты влияний, построенных по результатам бесед качественных переменных: отношение подростка к учебе и школе, отношения со сверстниками, отношения в семье, факты приводов в милицию (правонарушений со стороны подростка), алкоголизации в семье (пьет мать, отец, отчим, все члены семьи), количество детей в семье, образование и работа матери и отца.

Анализ параметров «семейной экологии» позволил установить, что сам факт попадания подростка в ту или иную группу зависел, например, от образовательного уровня и работы родителей. Эти параметры – образование матери и отца и их работа – были получены в ходе предварительного опроса. Продемонстрируем полученные эффекты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.