Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К читателю




И74

МОСКВА

Высших учебных заведений

Рекомендовано

Третье переработанное издание

Под редакцией

ИНФОРМАТИКА

профессора Н.В. Макаровой

Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

экономических специальностей

 

"ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА"

 

УДК 004(075.8)

ББК 32.97я73

АВТОРЫ:

Н.В. Макарова, профессор, доктор педагогических наук – научное и общее редактирование; предисловие; гл. 1,2,3,8,9,12 и 14;

Л.А. Матвеев, профессор, доктор экономических наук - гл. 13 и 14, подразд. 3.4;

В.Л. Бройдо, профессор, кандидат технических наук - гл. 4, 5 и 7;

ТА. Гаврилова, профессор, доктор технических наук- гл. 16 и 17;

Е.Л. Рамин, доцент, кандидат технических наук - гл. 10 и 11;

О.П. Ильина, доцент, кандидат экономических наук - гл. 8, 18 и 19;

В.Б. Ступак, доцент - гл. 6;

Е.В. Стельмашонок, доцент, кандидат экономических наук - гл. 15

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра «Информационные системы в экономике и менеджменте»

Санкт-Петербургского государственного технического университета;

В.В. Александров, профессор Санкт-Петербургского института информатики

и автоматизации Российской академии наук, доктор технических наук;

Г.А. Краюхин, профессор Санкт-Петербургской государственной

инженерно-экономической академии, доктор технических наук

Данный учебник является победителем по дисциплине «Информатика» Всероссийского конкурса учебников нового поколения по общим фундаментальным естественнонаучным дисциплинам

Информатика: Учебник. - 3-е перераб. изд. /Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и

И74 статистика, 2000. - 768 с.: ил.

 

ISBN 5-279-02202-0.

 

Рассмотрены разделы информатики, определяющие базовый уровень подготовки специалистов: основы информационной культуры, современные технические средства и программный инструментарий новых информационных технологий (системное и прикладное программное обеспечение, инструментарий создания программных продуктов).

Для студентов, изучающих дисциплину «Информатика», преподавателей, слушателей институтов повышения квалификации; может быть использован широким кругом пользователей персонального компьютера.

 

УДК 004(075.8)

ББК 32.97я73

 

ISBN 5-279-02202-0 © Коллектив авторов, 1997

© Коллектив авторов, 2000

 

Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина "Информатика", изучение которой начинается со школьной скамьи, а затем, приобретая более целенаправленный характер, продолжается в высшем учебном заведении. Эта дисциплина достаточно новая и своим появлением обязана развитию индустрии информатики, бурному процессу информатизации, начавшемуся в нашей стране. Об информации начинают говорить как о стратегическом ресурсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.

Информатика, как никакая другая область знаний, характеризуется чрезвычайно высокой степенью динамики изменений. Кроме того, учитывая ее всепроникающий характер, благодаря которому происходит интеграция знаний, идей, в настоящее время трудно очертить границы информатики. Удается выделить лишь ее основные направления. В таких условиях создать учебник по информатикезадача непростая, но чрезвычайно актуальная. Решить ее взялся коллектив авторовпрофессоров и доцентов из нескольких вузов Санкт-Петербурга. Учебник, который Вы держите в руках, отражает сегодняшнее понимание информатики как базовой дисциплины, имеющей общеобразовательное и общечеловеческое значение.

Этот учебникфундаментальное издание по информатике в России. Он ориентирован на широкое использование в учебном процессе вузов разного профиля. Практическую сторону предмета отражает Практикум по обучению технологии работы на персональном компьютере в наиболее распространенных программных средах, написанный теми же авторами. Практикумобязательное дополнение к учебнику.

В учебнике нашли отражение основные теоретические и практические направления, что дает возможность получить разносторонние знания о содержании и сущности базы информационной культуры, о современном состоянии и тенденциях развития компьютерной техники, сетей, офисной техники, о программном обеспечении, о важных составляющих современных информационных технологий, таких, как текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, интегрированные системы, операционные системы и оболочки.

Благодаря хорошо продуманной авторами методике изложения и четкой структурированности материала существенно облегчен процесс усвоения информатики.

Надеемся, что предлагаемый учебник поможет Вам освоить одну из самых передовых областей человеческой деятельности и стать информационно грамотным специалистом грядущего столетия.

Президент Международной академии наук

высшей школы,

д-р техн. наук, профессор,

Заслуженный деятель науки и техники

Российской Федерации

 

В. Е. Шукшунов

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Прошло совсем немного времени, как в школах и вузах страны начали изучать информатику. Сейчас она претендует на звание базовой дисциплины в системе высшего образования и в комплексе с другими классическими дисциплинами (математикой, физикой, химией, естествознанием, биологией, историей) призвана создавать фундамент профессионального образования в вузе.

К сожалению, до сих пор нет единой точки зрения на область знаний под названием "Информатика" и соответствующую ей дисциплину. Одни говорят – это веление времени, дань моде, явление преходящее или считают информатику сложной премудростью, где к тому же требуется познать характер некоего современного монстра – персонального компьютера и научиться управлять им. Другие воспринимают информатику лишь как практическую дисциплину, где учат "правильно нажимать кнопки" персонального компьютера. (Надеемся, что вы с юмором отнесетесь к такой трактовке информатики.)

Однако кто поработал в солидной фирме, знает, что информатика и связанные с ней информационные технологии – необходимый атрибут профессиональной пригодности в обществе. Претендент на престижную работу должен обладать не только профессиональными знаниями и владеть иностранным языком, но и свободно разбираться в информационной технологии работы на персональном компьютере, что как раз и дает изучение информатики.

Наступило время, когда профессионал – юрист, инженер, экономист, социолог, журналист – уже с трудом справляется с потоками информации. Специалисту, чтобы на должном уровне выполнять свои обязанности, необходимы инструментарий и методология его применения для обработки информации. Это сравнимо с использованием средств передвижения: теоретически человек может пешком преодолеть любое расстояние, но современный темп жизни просто немыслим без применения автомобиля, поезда, самолета и т.д. То же самое происходит и в области, связанной с обработкой информации: теоретически человек сам может переработать без компьютера любую информацию, но сделает это эффективнее, если овладеет знаниями и умениями, которыми располагает информатика.

Разные взгляды на область знаний, названную "Информатикой", и на ее границы определили и разные подходы к формированию содержания курса в вузе. В настоящее время существует несколько примерных программ по дисциплине "Информатика", и каждое учебное заведение, ориентируясь на одну из них, проводит обучение в соответствии с потребностями своей предметной области.

В связи с этим перед авторами учебника встала непростая задача - определить, что и в каком объеме нужно знать студенту по базовой дисциплине "Информатика".

Решение задачи велось в двух направлениях:

§ отбор содержания и выделение наиболее значимых тем и аспектов, которые могли бы составить ядро дисциплины;

§ разработка методики изложения и структурирования материала.

Известно мнение широкого круга специалистов по компьютерной технике, информационным системам и технологиям, что информатика – это, скорее, дисциплина практического направления, где студент приобретает навыки работы на персональном компьютере в наиболее распространенных программных средах, и вопрос состоит только в том, какие из них выбрать. Если ориентироваться на такой подход, то, учитывая высокую динамику замены одних программных продуктов и технических средств другими, вряд ли когда-нибудь удастся своевременно создать учебник по этой дисциплине.

По мнению авторов, информатика служит прежде всего для формирования определенного мировоззрения в информационной сфере и освоения информационной культуры, т.е. умения целенаправленно работать с информацией, профессионально используя для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию и соответствующие ей технические и программные средства. Такой подход позволил авторам выделить в рассматриваемой области:

§ относительно стабильные базовые знания (ядро), отраженныев учебнике по информатике;

§ динамично изменяемые знания, которые составили содержание практикума – практического руководства по освоению конкретных программных сред персонального компьютера.

Примечание. Взаимосвязь разделов учебника с практикумом представлена на схеме.

Учебник по информатике содержит базовые теоретические и практические сведения, которыми должен владеть любой профессионал независимо от рода его деятельности. Учебник разбит на пять разделов, отражающих следующие аспекты информатики: основы информационной культуры, техническая база информационной технологии, системное программное обеспечение компьютера, прикладные программные продукты, инструментарий технологии программирования. Каждая глава учебника написана как автономная часть, и при ее изучении необязательно знать содержание предыдущих глав. Вы можете читать учебник с любой интересующей вас темы.

Цель учебника:

§ дать целостное представление об информатике и ее роли в развитии общества;

§ раскрыть суть и возможности технических и программных средств информатики;

§ сформировать понимание – с какой целью и каким образом можно использоватьинформационные системы и технологии.

Практикум по информатике является необходимым, неотъемлемым дополнением учебника, своего рода самоучителем. С его помощью вы сможете самостоятельно освоить известные и распространенные программные среды: Windows 95, Windows 98, текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, систему управления базой данных Access, систему презентации Power Point и глобальную сеть Интернет. Каждая глава практикума автономна, т.е. работу с практикумом вы можете начать сразу с освоения конкретной интересующей вас в данный момент программной среды.

Примечание. Более поздние версии рассматриваемых программных продуктов, работающих в среде Windows 95, базируются на тех же принципах и имеют тот же основной состав режимов и команд. Поэтому эти программные среды вы можете также осваивать по нашему практикуму.

Цель практикума – научить пользоваться программным инструментарием компьютерной информационной технологии для работы:

§ на локальном компьютере и при подключении его к сети;

§ с документами и текстами;

§ с данными, представленными в табличной форме;

§ с базами данных.

 

Читая предисловие, задавайте вопрос: "Хотите ли вы подчинить широчайшие возможности компьютера своим интересам и пользоваться им профессионально в той области, где будете работать?" От вашего решения зависит настроение, с каким вы будете изучать материал учебника, закладывая тем самым фундамент информационной культуры, так необходимой вам в будущем. Познание информатики – сложный процесс. Авторы попытались трудные вопросы изложить на доступном для понимания уровне. К сожалению, это не всегда удавалось. Слишком много таких аспектов в информатике, которые требуют не только запоминания, но и размышления. Разработанная структура учебника, по мнению авторов, как раз и будет способствовать наилучшему освоению основных аспектов информатики.

Как работать с учебником?

 

Учебник построен таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность студента. Каждая глава начинается с формулировки цели изучения. Далее перечислены основные темы предмета, обсуждаемые в данной главе. Чтобы обучение было эффективным, студент должен, прочитав главу, хорошо понять смысл этих тем. Для уверенности в том, что изучение главы прошло успешно и освоен весь материал, воспользуйтесь нашей рекомендацией:

§ во-первых, посмотрите перечень ключевых понятий, приведенный после текста, и попробуйте дать самостоятельно формулировку каждого из них. Если не помните, возвращайтесь к тексту главы. Там для облегчения поиска эти понятия вынесены в названия подразделов, выделены или курсивом или, если это базовые понятия, даны в линейках. В поиске ключевых понятий вам поможет и предметный указатель;

§ во-вторых, постарайтесь ответить на все вопросы для самопроверки, которые приведены в конце каждой главы. Отвечая на них, обращайтесь вновь к учебнику.

Завершается каждая глава списком рекомендованной к изучению литературы. Чтение этих книг поможет освоить и расширить знания по изучаемым проблемам информатики. А знать ее крайне необходимо, так как человек, решивший профессионально работать в избранной отрасли, должен систематически обрабатывать информацию, применяя информационные технологии. Надеемся, что в реализации этих задач сыграет свою роль и предлагаемый учебник.

От всей души желаем вам успехов!

 

Авторы выражают глубокую признательность доценту, канд. физ.-мат. наук Анатолию Николаевичу Канатникову за большую помощь в работе над учебником в процессе подготовки книги к изданию, а также всем коллегам, которые тем или иным способом бескорыстно помогали на протяжении всего периода работы, друзьям и родным, которые своей добротой и пониманием поддерживали в трудные минуты.

 

РАздел 1. основы информационной культуры

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.