Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и религия. Православие как духовная основа русской культуры




Культура, как и религия, существует в истории человечества с момента его возникновения, однако, как и в случае с определением сущности религии специалисты затрудняются раскрыть понятие культуры во всей его полноте и многообразии. Причина такого затруднения кроется в многозначности данного понятия. В настоящее время насчитывается более пятисот определений слова «культура». В основе большинства из них, лежит представление о культуре как явлении, связанном с человеческой деятельностью, продукте творческого труда человека, воплощении его идей в различных сферах жизни. Наиболее распространенное определение: «Культура - определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

Слово «культура» используется для обозначения характерных особенностей целого народа, государства, отдельной национальности, например: русская культура, культура Египта, культура Греции. Слово «культура» применяется и к определенному периоду исторического развития сразу нескольких государств и народов: культура Древнего Востока, культура Средневековья; а также употребляется применительно ко всему человечеству за весь период его исторического развития (мировая культура, мировая художественная культура). Выделяется культура отдельной личности и культура общественных отношений как совокупность сложившихся внутри данного общества представлений о взаимоотношении его членов, а также реализация этих взаимоотношений.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура - это показатель уровня практического освоения человеком внешнего мира, это способ общественного производства, орудия труда и предметы потребления, техника и технологии, иначе говоря то, что носит название «искусственной среды». Духовная сфера культуры включает в себя все области духовного творчества - науку и искусство, мифологию и религию, философию и нравственность, уровень развития духовных потребностей и интересов людей, а также методы и способы познания. Нельзя забывать об условности такого разделения и неразрывности духовной и материальной культуры в жизни определенного человека и целого общества.

Латинское слово «Cultura» переводится как «возделывание земли, воспитание, образование, развитие». Таким многозначным было оно изначально, до того как его заимствовали другие европейские народы. Это слово непосредственно связано со словом «Cultus», что означает «почитание Бога, культ».

Проблема соотношения культуры и религии - одна из ключевых проблем культурологии. Но нужно учитывать, что в течение долгих десятилетий в отечественной культурологии она не ставилась и не могла быть поставлена во всей своей сложности и глубине. Все варианты ее решения находились в пределах идеологии, а вовсе не философского и научного знания.

Можно говорить о двух основных подходах на соотношение культуры и религии. Первый из них безрелигиозный, в своем пределе атеистический.

В соответствии с ним религия представляет элемент более широкого целого - культуры. В ней религия выражает себя наряду с искусством, философией, наукой, образованием и т.д. Сегодня, оставаясь в пределах культурологического знания, никто не утверждает, что религия для культуры незначима, тем более никакой убеждающей силой не обладает отрицание всякой позитивной роли религии в культурном развитии.

История не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, все самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу: храмы, росписи, скульптуры, гимны. Из первоначального религиозного синкретизма (нерасчленённости) произошли виды искусства, религия дала основы морали и права, сформировала эстетические и нравственные идеалы, являясь источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем, сюжетов в творческой деятельности.

Религиозные учения были всегда в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве, активно влияли на ход истории и взаимоотношения между отдельными людьми, народами и государствами. Поэтому изучение культуры и истории любого народа и государства, невозможно без рассмотрения религиозных истоков и традиций этих культур.

Даже прикладное искусство, служащее для украшения быта, развивалось под сильным влиянием определенных религиозных представлений и символов (вышивки на полотенцах, орнаменты на посуде и т.д.).

В недрах культа вызрели наука (календарь, астрономия, математика Пифагора), поэзия мифа, философия. Основы современного научного естествознания возникли в недрах христианства. Нации, национальное самосознание также возникли благодаря религии. Хотя сциентизм и позитивизм заявили претензии на атеистическую культуру, их прогнозы не оправдались. Новая культура стала синкретической надстройкой на теологическом фундаменте.

Мы живем в одном государстве с представителями разных национальностей и вероисповеданий. Религиозную культуру необходимо изучать из уважения как к своему, так и к другим народам, а также во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций.

Религиозное невежество или недостаток знаний в области религий обычно сопровождается фантастическими представлениями, предрассудками, при наличии корыстных целей - преднамеренной ложью, нередко становится источником фанатизма, способствует возникновению и распространению оккультизма, магии, различных сект, приводит к насилию, эксплуатации и психическим расстройствам. Религиозный или теологический подход нацелен на раскрытие проблемы взаимоотношения религии и культуры «изнутри», исходя из природы самой культуры, причин ее возникновения в человеческом обществе и задач, стоящих перед ней.

Религия с христианских позиции уже никак не может быть осмыслена в качестве элемента (части) культуры. Точнее будет обозначать её как сверх культуру. С одной стороны, религия может быть отнесена к культуре, так как она представляет собой человеческую деятельность и её продукты. Но с другой стороны, для верующего его религиозные действия имеют смысл только тогда, когда он входит в соприкосновение с Богом и миром сверхъестественного. Тем самым религиозная жизнь имеет не только естественное измерение. Она есть связь и переход от одной реальности, в другую. В своем пределе религиозность и религиозная жизнь богодухновенна. Таковым с христианской позиции было, например, создание Евангелий. У них есть авторы: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. В своем человеческом, т.е. культурном измерении Евангелия отличаются с точки зрения языка стиля, эпохи и авторов. В измерении сверхъестественном они содержат в себе смыслы, которые не могут исходить от человека, недоступны его самостоятельным творческим усилиям и являются результатом Божественного Откровения. Поэтому Евангелия, как феномен религиозный, должны быть отнесены одновременно и к естественно - человеческому, и к сверхъестественно - Божественному, они плод соработничества Человека и Бога. Религия же в целом с позицией христианства, предстает как человеческая форма, человеческое выражение сверхчеловеческой реальности.

Стремление к творчеству было заложено в человеке Творцом как отражение Его образа и подобия. После грехопадения эта черта способствовала созданию художественных, иконографических, архитектурных, музыкальных образцов («вторичной реальности»), прославляющих Создателя и помогающих человеку познавать первичную, божественную суть.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.