Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление о Боге в Православии




С древних времен люди пытаются определить сущность Божественного, выразить свое представление о Боге и опыт соприкосновения с Ним. В русском и других славянских языках слово «Бог» восходит к санскритскому blаgа (одаряющей, наделяющий) и blagas (достояние). Этим выражается представление о Боге как о полноте бытия, всесовершенстве и блаженстве, которые не остаются внутри Божества, а изливаются на мир, одаривают Своей полнотой и богатством всех, соприкоснувшихся с Ним. Греческое слово theos (Бог) произошло, по свидетельству святителя Григория Богослова, от глагола ethein (зажигать, гореть), то есть согревать людей Своим теплом и любовью. Английское Gоd и немецкое Gott происходят от выражения «падать ниц», то есть поклоняться. Имя, с которым Бог открылся древним евреям, – Yahweh (Яхве) – означает Сущий, и есть живущий сейчас, находящийся здесь, чем подчеркивается вечность и полнота Его бытия. Древние евреи не произносили это имя вслух из-за благоговейного трепета перед Ним, понимая, что на человеческом языке нет слова, раскрывающего сущность Бога, приобщиться к которому можно только в трепетном молчании.

«Познавать Бога» – в Православии означает приобщаться к жизни Самого Бога, становиться, по свидетельству Священного Писания, «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). Эти слова не оставляют никакого сомнения в возможности реального соединения человека с Богом: оно обещано Богом в Его Откровении и возвещено как конечная цель, как непреходящее блаженство. Однако Священное Писание одновременно свидетельствует и об абсолютной Божественной непознаваемости: Бог «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6, 16), «разум Его неизмерим» (Пс. 146, 5). Православная Церковь разрешает антиномию (противоречие между двумя одинаково логически доказуемыми предложениями) познания непознаваемого Бога учением о различении в Боге Сущности – неприступной, непознаваемой природы и познаваемых энергий или Божественных действий, посредством которых Бог открывается в мире. Это учение возникло в первые века существования Церкви как попытка святых отцов осмыслить отношение Бога к миру, в XIV веке оно было окончательно сформулировано святителем Григорием Паламой.

Согласно этому учению, христианство, как и другие монотеистические религии (иудаизм, ислам), признает непостижимость Сущности Бога (Что Он есть) для человеческого познания. Однако это не означает, что человек совсем не может познавать Бога: непостижимый в Своей Сущности, Бог познается в Своих действиях или энергиях (аналогично тому, как не постигая сущности тварных вещей, мы отчасти познаем вещи через их свойства): «вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Другими словами, христианство исповедует Бога, Который одновременно трансцендентен (запределен) и имманентен (внутренне присущ) миру. Отсюда два взаимосвязанных пути богословия (богопознания) – апофатический (путь отрицаний) и катафатический (путь утверждений).

Суть апофатического богословия заключается в том, что Бог выше всяких имен и определений, которые человек сформулировал в процессе изучения тварных вещей. В этом смысле Бог есть ни ум, ни слово, ни мысль, ни число, ни сила, ни свет, ни жизнь, ни время, ни вечность, ни истина, ни премудрость и т.п. в известном нам значении. Поэтому путь апофатики – путь не рационального, а опытного познания Бога через аскезу – полное отречение от всего земного, в том числе и от себя, духовное восхождение, целью которого является таинственное личное соединение с Живым Богом.

Ниже таинственного и невыразимого познания Божества стоит познание катафатическое, которое доступно нашему уму и заключается в постижении Бога через Его проявления (энергии) в мире. Энергии раскрывают нам бесчисленные имена Божии, о которых свидетельствует Священное Писание: Премудрость, Сила, Правосудие, Жизнь, Любовь, Свет, Творец, Спаситель и бесконечное количество других имен, которые остаются нам неизвестными, поскольку мир не может вместить всей полноты Божественного проявления.

Оба пути – апофатический и катафатический взаимосвязаны и служат для достижения личного соединения человека с Богом, что по учению Православной Церкви является целью жизни человека. Подробнее о цели жизни и назначении человека будет сказано в разделе «Православная антропология».

В Священном Писании встречаются различные имена Бога: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр., 1, 8); «Господь Бог есть истина» (Иер., 10, 10); «Бог есть, дух» (Ин., 4, 24), «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1, 5); «Бог есть любовь» (1 Ин., 4, 8; 4, 16) и др. Все эти выражения не раскрывают сущность Бога, а лишь отражают, различные Его свойства. Некоторые из них подчеркивают Его превосходство над видимым и невидимым миром, Его власть над ними (Саваоф – Господь небесных воинств; Господь сил, Господь веков, Царь славы. Вседержитель и т.д.). Другие (Святой, Святыня, Благой и т.д.) показывают, что Он имеет в себе всю полноту святости и добра, отдавая их Своим созданиям, освящая их. Именами Спасение, Искупление, Избавление, Воскресение подчеркивается, что только в Нем (Иисусе Христе) осуществляется спасение человека от вечной смерти и воскресение к новой жизни. Имена Правда и Любовь говорят о Божественной справедливости, долготерпении и всепрощении. В Библии также встречаются имена Бога, связанные с символами и аналогиями видимого мира: Его сравнивают с солнцем, звездой, огнем, ветром, облаком, камнем и т.д.

Человек не может понять всю сущность Бога, дать Его определение, так как любое из них показывает «предел» человеческого понимания и поэтому ограничено и неполно: «мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор., 13, 12), но человек может приблизиться к пониманию Божественных действий в окружающем мире и тем самым попытаться определить свойства Бога. В святоотеческой и богословской литературе выделяются следующие Божественные свойства:

безначальный и несотворенный, то есть Он не имеет над Собой никакого высшего начала или причины Своего существования, но Сам является причиной всего, Он свободен от внешнего воздействия и никто не создал Его;

бесконечный, беспредельный, вездесущий, то есть существует вне категории пространства, наполняя собой все. Его нельзя измерить илисравнить ни с кем и ни с чем;

вечный, то есть существует вне категории времени, для Него нет прошедшего или будущего, а только настоящее;

всеблагий, то есть любящий весь мир и дарящий каждому в нем столько благ, сколько ему необходимо;

всеведующий и премудрый, то есть знающий и видящий все существующее и возможное в настоящем, будущем или прошлом как в мире в целом, так и у каждого создания в нем;

всеправедный, то есть имеющий святость как высшую духовную ценность, милосердный и справедливый;

всемогущий, то есть делающий все, что угодно Его мысли, благодати и воле;

неизменяемый, так как изменение – признак несовершенства, отсутствующего у Него. Но при этом Он не есть неподвижность, Его существо есть жизнь, полная сил и деятельности, так как Он Сам в Себе жизнь, а жизнь – Его бытие.

Бог обладает постоянством и неизменяемостью, Он всегда веренСамому Себе: в Своем действии и свойствах Он всегда пребывает один и тот же. Он совершенен, поэтому прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей, каждая из которых в отдельности несовершенна. Троичность Его Лиц не изменяет Его единую Божественную Природу, Бог бестелесен, то есть Он не есть материальная субстанция и не имеет тела, Его природадуховна. Бог невидим, неосязаем, неописуем, необъятен, недоступен, неуловим для человеческого ума, так как превосходит его. Человек может приобщиться Богу, стать причастным Ему, но никогда не сможет понять Его, так как понимание – это конечный результат познания.

Христианское богословие говорит о пути познания Бога, который основан на отказе от попыток логическим путем понять Его, Бог не есть предмет познания, Он выше познания, и знания о Нем достигаются не через размышление о Нем, а через соединение с Ним. Понимание Бога через причастие Ему, то есть через веру в Него и жизнь в Нем (духовную жизнь и религиозную практику), в Православии есть путь Его познания: Богопознание представляет собой образ жизни, а не образ мыслей.

Христианство полностью основано на Божественном Откровении, то есть в соответствии с представлениями христиан Бог Сам открыл Себя людям, чтобы они знали Его волю и, исполняя ее, следовали путем спасения. Теологи различают сверхъестественное Откровение и естественное богопознание. В свою очередь, сверхъестественное Откровение делится ими на общее и индивидуальное.

Согласно христианскому вероучению, общее Откровение дается через особо избранных Богом людей (пророков и апостолов) для возвещения истин веры широкому кругу лиц (отдельному народу или всему человечеству). Это Откровение дошло до наших дней как в записанном виде (Священное Писание или Библия), так и в виде Священного Предания, сохраненного Православной Церковью в ее практической жизни. При этом важнейшим признаком, присутствующим в христианском Откровении, которое позволяет отличить его от философских построений или человеческих фантазий, является святость, нравственная или духовная высота самого учения, равно как и идеал этого учения, явленный в облике Иисуса Христа. Центральные истины христианского учения (о Троице, Боговоплощении, Спасителе распятом и воскресшем, всеобщем воскресении и др.) в корне отличаются от предшествующих ему религиозных философских систем.

Ярким свидетельством сверхъестественности христианского Откровения богословские авторы считают пророчества, то есть предсказания которые не основывались и не могли быть основаны на научных расчетах, особом знании психологии, истории, экономики или политики. Так, например, в Евангелии от Матфея, написанном около 62 года, содержится широко известное пророчество о судьбе еврейского народа и города Иерусалима: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2, и ранее 23, 35 – 38). Действительно в 70 году Иерусалим был разрушен римскими войсками. В Евангелии от Луки, написанном около 63 года, сообщается, что Дева Мария в состоянии особого духовного подъема произносит: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Евангелист не усомнился записать эти слова молодой девушки, хотя с естественной точки зрения они выглядели, по крайней мере, странно. Однако действительно с того времени и до сего дня все христианские народы прославляют тогда еще мало кому известную молодую жительницу Назарета, поклоняются Ей и почитают Ее как Богородицу. На страницах Библии таких пророчеств очень много. Однако их следует отличать от ложных предсказаний, которые не содержат в себе главного – стимула к нравственному изменению человека и его духовному обновлению, а также носят порой весьма общий и расплывчатый характер (например, «пророчества» Нострадамуса или современных магов и астрологов).

Другим свидетельством христианского Откровения богословские авторы считают чудеса – такое чрезвычайное Божественное воздействие на людей или природу, которое выходит за границы известных естественных закономерностей и ставит человека со всей очевидностью и несомненностью перед лицом Бога. При этом чудеса бывают внешние (воскрешение мертвого, исцеление неизлечимо больного, прекращение стихийного бедствия и т.д.) и внутреннее (нравственное перерождение, неожиданное возникновение твердой веры в Бога и т.д.). В отличие от фокусов, галлюцинаций, гипноза, экстрасенсорики и иных подобных явлений, действующих лишь на воображение, психику и нервную систему человека, подлинное чудо всегда сопряжено с определенным духовно-нравственными изменением человека – раскаянием, обращением к Богу или, наоборот, к богоборчеству и т.д. При этом святоотеческая литература предупреждает о необходимости осторожности и рассудительной недоверчивости к разного рода необъяснимым явлениям, чтобы не принять за истину ложное «чудо». Для церковного признания чуда необходимо тщательное исследование возникшего явления компетентной церковной комиссией и утверждение ее выводов Священным Синодом (в крайнем случае, правящим епископом). В истории Церкви было и есть множество истинных чудес, продолжающих удивлять скептиков.

В соответствии с представлениями христиан, индивидуальное откровение не дается всем людям и в нем не сообщаются какие-либо принципиально новые истины, а углубляется познание об общем Откровении. Однако в житийной литературе и святоотеческих трудах можно встретить описание такого вида откровения. При этом, конечно, следует понимать, что многие духовные переживания «нельзя пересказать» (2 Кор., 12, 4), поэтому в такой литературе, несмотря на описание видений и состояния святых, передается лишь внешняя сторона такого откровения. Это обстоятельство необходимо учитывать при знакомстве с трудами Отцов Церкви или житиями святых.

Вместе с тем следует осознавать, что любопытство и стремление любыми средствами проникнуть в духовный мир, например активное занятие спиритизмом или другими видами оккультной практики, приводит к серьезному расстройству психики. Желание человека узнать о будущем или получить «откровение из прошлого» эксплуатируют многие секты, активно вербующие адептов, например, такие как «Богородичный центр» или «Белое братство». Вместе с тем получение истинного знания о духовном мире возможно только на основе правильно построенной духовной жизни, предполагающей знание основ православной веры и принципов организации этой жизни. Первейшим этапом является осознание человеком ненормальности, гибельности своего настоящего духовного состояния и сокрушение сердца (искреннее покаяние и смирение), а не воображение, мечтательные переживания и иного рода духовный самообман.

Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви «Добротолюбие» решительно запрещает такого рода «духовные упражнения», которые связаны с воображением и представлением, и в соответствии с православным учением советует не принимать никаких откровений, но пребывать в покаянии и смирении.

Естественным откровением или естественным богопознанием в теологической литературе обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают на основе познания человеческой природы и окружающего мира. Естественное богопознание возможно любым человеком, независимо от конфессии или национальности, так как каждый может при внимательном наблюдении увидеть красоту окружающего мира, его гармонию, разумность и стройность законов мироздания. Широко известно высказывание М.В. Ломоносова о том, «природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».

Процесс естественного богоискания всегда имел место в истории, так как присущ природе человека. И до сего времени многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически ничего не зная о религии, христианстве, не прочитав даже Евангелие. Однако нередко искания человека становятся ничем иным как увлечением «философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол., 2, 8). Так происходит тогда, когда человек ищет не смысл жизни и жизненный путь в соответствии с этим смыслом, а развлечение для ума. Поэтомуестественное богопознание без опоры на общее Откровение и знание основ православного вероучения часто страдает неопределенностью и искажением понимания Бога, духовного мира и человека, что характерно для разного рода сект и учений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.