Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Святость Церкви




Святость — одно из свойств Бога, которое не подлежит определению. В общем смысле святость Бога означает, что Он есть полнота всякого блага, преисполнен всех добродетелей и абсолютно чужд чего-либо греховного. Он есть высшее Благо. Правильное различение добра и зла, греха и добродетели возможно только из опыта познания святости Бога. Субъективные представления о святости вне Бога всегда лживы. Святость вне Бога недостижима. Человек и все иные существа могут называться святыми лишь в той мере, в какой они приобщились Богу, а значит, и Его святости.

Согласно Священному Писанию и Священному Преданию, святость Церкви обусловлена её главой Иисусом Христом, присутствующим в ней Святым Духом и Его дарами, сообщаемым в Таинствах, связью с небесной Церковью, неизменностью и непогрешимостью Церковного учения, а также святостью как образом жизни, к которому призваны все её члены. Это понятие указывает на то, что весь род человеческий призывается к спасению, и поэтому всем людям надлежит быть членами Церкви Христовой, хотя и не все принадлежат к ней на деле.

Апостол Павел говорит о Христе как о начатке Церкви: Если начаток свят, то и целое (Рим. II, 16). Из первосвященнической молитвы Спасителя видно, что освящение и святость людей были целью земного служения Господа Иисуса Христа: Освяти их истиною Твоею <...> за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (Ин., 17, 17-19). Апостол Павел свидетельствует, что Господь имел целью создание именно святой Церкви: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить к очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, то дабы она была свята и непорочна (Еф., 5, 25-27).

Основными средствами освящения для верующих являются:

· Слово Божие;

· молитва;

· священнодействия Церкви;

· добродетели.

О призвании христианской общины к святости говорит апостол Пётр: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9).

Христиане – это «народ святой», но не в силу их личной святости, а в силу их призвания к совершенству. Вместе с тем Святость Церкви не тождественна святости её членов. Христос сравнивал свою Церковь с полем, на котором растут и пшеница, и плевелы; с неводом, извлекающим из воды хорошую и плохую рыбу. В Церкви есть добрые рабы и худые (Мф.,18, 23 – 34), девы мудрые и неразумные (Мф., 25, 1 – 12). Будучи святой и обладая всей полнотой благодатных даров з целом, Церковь объединяет людей различной степени святости. В ней всегда были и будут члены, достигшие вершин обожения, неисчислимый сонм праведников всех времен и народов. Однако Церковь никогда не была «заповедником» одних лишь святых даже и в апостольский период своей истории. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать 1-е Послание к Коринфянам, главу 5. Церковь — собрание не святых, но освящаемых, и своими членами она признает не только праведников, но и грешников. Апостол Павел, уподобляя Церковь дому Божию, говорит: А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные (2 Тим., 2, 20).

Задача Церкви заключается в том, чтобы помочь им обрести жизнь в соответствии с заповедями Христа, поэтому о христианах говорится, что они «и в отечестве и в пути»: одновременно и внутри Церкви и ещё на пути к ней. Святость человека понимается не как абсолютная безгрешность, отсутствие право на ошибку, а как посвященность человека Богу, всецелое стремление ко Христу. Будучи создана Святым Богом, Церковь является носительницей божественной святости. К этой святости приобщаются все члены Церкви. Соприкосновение человека с Богом приводит к его освящению и преображению. В этом смысле целью христианской жизни в Церкви является не просто нравственное совершенствование, а сущностное изменение через уподобление божественному совершенству, которое в богословии называется «обо́жение». Церковь Свята по своему призванию или назначению. Свята и по плодам: плод воли есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим., 6, 20), наставляет апостол.

Церковь существует для преображения мира, для перерождения людей, в ней они движутся к совершенству, поэтому неизбежно, что на разных ступенях церковной жизни стоят люди различной степени святости, в том числе и грешники. Здесь важен не факт греховности, а наличие стремления к святости согласно православной экклезиологии, если мы, будучи членами Церкви, реально осознаем свою греховность, но боремся с ней, стремимся к святости как цели нашего существования, то привлекаем к себе благодать Божию и освящаемся ею, укрепляясь в противостоянии греху. Мы не чужды святости Церкви, но приобщаемся ей.

Более того, для согрешающих в Церкви установлено Таинство Покаяния. Те, кто искренне кается в грехах, могут получить прощение: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин., 1, 9). Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника (1 Ин., 2,1).

Святость Церкви не есть сумма личных святостей ее членов. У Церкви один источник святости — Бог, а все члены Церкви только воспринимают ее и не способны ее осквернить, подобно тому как луч света, освещая грязные места, не утрачивает своей чистоты, не повреждает свою благую сущность. Ни один из членов Церкви, ни какое-либо множество согрешающих людей не способны нейтрализовать источник божественной святости в Церкви своими грехами. Подобно как и до пришествия Христова все человечество не могло своими добродетелями исчерпать поток греховности.

Однако существует некоторый предел, преступив который грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти (через публичную анафему), или невидимым действием суда Божия. В Пространном катехизисе (чл. 9) говорится: Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою, а грешники нераскаянные или видимым действием церковной власти или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она сохраняется святою. К таковым относятся отступники от христианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные догматы веры. Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей. Все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.