Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Священнические облачения




Одежда служителей православной Церкви отличается от светских одеяний и имеет как свою специфику, так и символическое значение. Она предназначена для повседневного ношения и для богослужений. Особое значение имеют богослужебные облачения (ризы), облекаясь в которые священники, читая разные для каждого облачения молитвы, отрекаются от своих земных и личных проблем, становясь слугами и исполнителями Божественной воли. В ранней Церкви не было специальных культовых одежд, они стали появляться с формированием христианской догматики и канона литургических действий, достигнув наибольшей красоты и величия в Византийской империи. Приняв христианство по византийскому образцу, Русь переняла и характер священнических облачений, которые к этому времени стали подлинными произведениями церковного искусства. В Православной Церкви после богослужения облачения снимаются и оставляются в храме.

Внебогослужебная (повседневная) одежда русского духовенства состоит из подрясника (полукафтаньи) и рясы. Подрясник – длинная, до пят одежда с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами, ряса более широкая и имеет широкие рукава. Их черный цвет символизирует стремление к отрешенности от земных страстей и сосредоточенность на внутренней жизни, но традиция допускает ношение одежд другого неяркого цвета – синего, серого, а летом белого. В допетровское время полукафтанья было партикулярным (мирским) платьем. Подрясник и ряса имеют покров повседневной мужской одежды, которую носили на Востоке. Все богослужения, кроме Литургии, иерей совершает в подряснике и рясе, поверх которых надевает особые богослужебные одеяния – ризы. При подготовке к Литургии священник снимает рясу и на подрясник надевает подризник (стихарь) и ризы. Диакон также служит в подряснике, на который надет стихарь. Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеты особые святительские ризы.

Современные церковные (богослужебные) одеяния восходят к трем видам античных одежд: длинной тунике (хитон), походному плащу (фелонь) и ленте, которую носили в праздничные дни как знак достоинства (ныне – диаконский орарь, иерейская епитрахиль и епископский омофор). Они знаменуют собой те ризы, которые носил Иисус Христос в Своей земной жизни, и предназначены только дляцерковных служб.

Общим и самым древним богослужебным одеянием для всех степеней священства является подризник, или стихарь. Его прообразом былподир ветхозаветных священников. Стихарь является образом хитона Иисуса Христа – одежды Его страданий. Его белый цвет – символ белых риз Преображения Господня, чистоты и радости в Царстве Божием. У диаконов, чтецов и алтарников это верхнее богослужебное одеяние, у священников и епископов – нижнее, поверх которого надеваются прочие ризы. По форме, как и хитон Христа, это длинная одежда в виде рубахи без ворота, расширяющейся книзу. У диаконского стихаря широкие рукава, на которых внизу нашиты полосы из цветного (чаще голубого) материала, символизирующие узы, которыми былсвязан Иисус Христос, когда Его вели на суд. Такая же полоса нашивается поперек груди, поднимается на плечи, через них двумя концами спускается на спину и соединяется поперек спины, знаменуя собой кровавые следы от ударов, нанесенных Спасителю. Они же знак Божественной благодати, которую дает Христос Своим служителям. На спине под полосой нашит крест как знак того креста, который Он нес на Голгофу. Полосанашивается и по подолу стихаря – как путы, которыми были связаны ноги Страдальца в темнице. По бокам стихаря – разрезы как символ Его прободенных ребер.

Подризник священников и епископов, как нижняя богослужебная одежда, имеет узкие рукава с разрезами на концах, к которым пришивается шнурок, стягивающий рукав у запястья – как путы, связавшие руки Христа. На спине подризника – только крест, так как полосы, знаменующие страдания Спасителя, нашиваются на надетые сверху подризника фелонь или саккос. Священнический подризник имеет такие же полосы внизу и разрезы по бокам, как и диаконский стихарь с теми же символическими значениями. Подризник надевается только при служении Литургии и в некоторых особых случаях.

Диаконы во время богослужения носят орарь –длинную полоску из парчи или другого цветного материала как символ служения Иисуса Христа делу просвещения и духовного очищения. Исторически его форма восходит к полотенцу, которым вытирал Спаситель ноги Своим ученикам перед Тайной вечерей. По святоотеческому толкованию орарь – символ ангельских крыльев, так как диаконы представляют в Церкви образ ангельского служения. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря, его концы свисают свободно. Во время ектений (молитвенных прошений) диакон правой рукой поднимает вверх нижний передний конец ораря, чем подает знак к началу молитвы. Крестообразно опоясанный поверх стихаря орарь – принадлежность иподиаконов.

Малое священническое облачение составляют поручи, епитрахиль и фелонь. В них служат все утренние и вечерние службы, кроме Литургии, а также требы. При служении Литургии, а также некоторых других служб священник надевает полное облачение, основу которого составляет подризник. Поверх него надевается сначала епитрахиль, потом поручи, набедренник, палица и фелонь. Набедренник и палица – это награды духовенству, поэтому они есть не у всех священников.

Священнослужители перед богослужением надевают на обе руки поручи – слегка выгнутые полоски плотной материи с изображением креста. Охватывая руку у запястья, поручь соединяется с внутренней стороны шнурком. Поручи знаменуют собой Божию силу, крепость и мудрость, которые даются священнослужителям: через их руки Господь Сам совершает Таинства.

Одеянием священника является епитрахиль – двойной орарь, охватывающий шею и двумя концами спускающийся на грудь. Символическое его значение в том, что иерей, не теряя диаконской благодати, получает сугубую благодать, дающую ему возможность совершать Таинства, а так же дополнительную ответственность. С XV в. при посвящении диакона в сан священника архиерей огибал его шею орарем, соединяя его концы на груди, подобно ярму. Все богослужения и требы священник может совершать только в епитрахили.

Фелонь – верхнее богослужебное одеяние без рукавов, которое надевает священник, а в некоторых случаях – епископ как символ славы Церкви, ее чистоты и святости. В древнем Риме она шилась в виде колокола и служила основной одеждой путников (2 Тим., 4, 13). Нося ее, служитель Церкви хранит память о тех временах, когда апостолы странствовали от общины к общине, неся Слово Божие. Нашитые на ней четыре ткани символизирует раны Христа и Евангелия, благовестниками которых являются священнослужители. Это также Божественная благодать, охраняющая и окружающая их при совершении Таинств. На спине в верхней части фелони помещается изображение креста, а под ним – восьмиконечная звезда, означающая наступление Царства Небесного («восьмого дня творения»). Это начало и конец человеческого спасения. Жесткая верхняя часть фелони – символ ига и ярма Христова, которые несет на себе священник. Фелонь означает сияние Божественной славы и крепости, света и духовной радости.

Пояс – неширокая полоска материи с отделкой полосой другого цвета и крестом посередине. Он символизирует силу, крепость, власть и готовность к служению. Набедренник – продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте – первая награда за служение в Церкви. Его прямоугольная форма означает Евангелие, а также духовный меч, который есть слово Божие. Палица – плат в виде ромба, который носится на правом боку. Он тоже символизирует Евангелие. Это шестая церковная награда протоиереям.

Архиерей при богослужении носит особые архиерейские одеяния. Его полное облачение соответствует семи церковным Таинствам, которые он может совершать, и состоит из семи предметов: подризника, епитрахили, поручей, пояса, палицы, омофора и саккоса.

Омофор –широкая длинная полоса материи с изображениями крестов и нашитыми по краям полосами из другой материи и двумя поперечными полосами на концах. Он огибает оба плеча епископа и одним концом спускается с левого плеча вперед, а другим – с того же плеча сзади. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую, найдя, взял на плечи Спаситель как знамение Его крестной Жертвы за греховное человечество. Он знаменует особую полноту Божественной благодати и силы, даваемые архиерею Господом. Архиерейский омофор бывает большой и малый, которые епископ надевает в разные моменты Литургии.

Саккос – круглый по форме просторный плащ с вырезом дляголовы. Это верхняя богослужебная одежда архиереев. Он символически подобен багрянице Иисуса Христа и имеет то же значение, что фелонь. По внешнему виду саккос похож на стихарь, но с более длинными разрезами и звонцами (род пуговиц), соединяющими эти разрезы как знак нераздельной, но и несмешиваемой священнической преемственности Ветхого и Нового Завета, а также двойного характера служения епископа – Богу и людям. Символическая полоса из иной материи, означающая кровавые следы бичеваний Спасителя, имеет на саккосе форму плавного изгиба, идущую по груди, плечам и спине. По подолу и краю рукава – такие же полосы как знак пут Христа.

Во время богослужения архиерей носит желз – богато украшенный посох – как символ церковной власти и непрестанного странствия земной Церкви к Небесному Царству.

Головные уборы духовенства возникли на основе двух головных уборов, бытовавших в Палестине: «кефье» (платок, скрепленный шерстяной повязкой) и тюрбана. «Кефье» превратилась в скуфью (закругленная шапочка) или камилавку (шапочка из верблюжьей шерсти: от греч. kamhlov – верблюд). В Греции в эпоху турецкого владычества, когда в ходу были фески (жесткие головные уборы турок, род берета с кисточкой), появились твердые камилавки (куколь),распространившиеся также и в России. Митру,прототипом которой был тюрбан, носят епископы, архимандриты и заслуженные протоиереи. Этот головной убор, богато украшенный шитьем, бархатом, бисером, камнями и иконами, символически означает терновый венец Иисуса Христа, сударь, который был на Нем при погребении, и венец, которым будут венчаться праведники в Царстве Божием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.