Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровенный нравственный закон




Как отмечалось выше, согласно христианской этике естественный нравственный закон выражается в совести. Совесть или внутренний нравственный закон по причине греховной жизни помрачается и искажается в сознании человека. Естественный нравственный закон в падшем человеке носил отпечаток его страстной греховной природы и по этой причине уже не мог правильно и надежно вести его к нравственному совершенствованию. Поэтому Бог и дал людям в помощь их немощной и извращенной совести свой Божественный откровенный закон. Этот закон называется положительным или откровенным нравственным законом.

Необходимость дарования этого откровенного закона вызывается грехом человека. Но по существу богооткровенный нравственный закон не есть что-то совершенно чуждое человеку. Этот закон в существе своем тот же самый закон, который неизгладимо написан в сердцах людей.

В соответствии двум различным периодам в раскрытии этого закона он разделяется на ветхозаветный или Моисеев закон и новозаветный или евангельский.

Ветхозаветный закон – это данные через пророка Моисея богоизбранному еврейскому народу заповеди и повеления, повторявшиеся и объяснявшиеся потом через пророков и других богодухновенных учителей ветхозаветной Церкви.

По своему содержанию ветхозаветный закон может быть разделен на: а) закон нравственный, излагающий правила об отношении человека к Богу и ближнему; б) закон обрядовый, излагающий правила о скинии, священных лицах, праздниках, жертвах и в) закон гражданский, излагающий правила общественной и семейной жизни евреев (закон обрядовый и закон гражданский имели только временное значение, и их обязательность прекратилась вместе с появлением евангельского закона).

По своему составу Моисеев закон чрезвычайно велик и многообразен. Так, в Пятикнижии раввины насчитывали 248 повелений и 265 запрещений.

Кратко главное содержание ветхозаветного нравственного закона изложено в 10-ти заповедях (Декалог), данных Моисею на Синае и написанных на двух каменных скрижалях.

Декалог состоит из двух частей. Первая содержит четыре заповеди, регламентирующие отношения человека к Богу, вторая – шесть заповедей, устанавливающих строй человеческих взаимоотношений.

Первая заповедь«Я Господь Бог Твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других Богов перед лицем Моим» (Исх., 20, 2 – 3). Эта заповедь устанавливает между Богом и человеком раз и навсегда личностный тип взаимоотношений. Эти отношения определяются самим Богом как зависимые, потому что к этому обязывает само понимание Бога как Господа, то есть Личности высшей по сравнению с человеком. Но Бог устанавливает их так, что они приобретают личностно свободный характер. И потому эта заповедь относится к области нравственной жизни как обращенная к свободе человека. От того, насколько в реальности личной жизни эта заповедь занимает первое место в жизни человека, зависит весь строй нравственной жизни, устанавливаемый Декалогом.

Вторая заповедь«Не делай себе кумира и никакого изображения… Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх., 20, 4 – 5)– возводит нравственное сознание человека на максимальную духовную высоту. Она предлагает, во-первых, понимание Бога как исключительно духовной, а поэтому неизобразимой личности, а во-вторых, устанавливает невозможность поклонения кому бы то ни было и чему бы то ни было, кроме Бога.

Третья заповедь«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх., 20.7) – умозрительно устанавливает значимость связи между Богом и Его наименованием. Напрасное, суетное, пустое наименование Божественного лица выражает оскорбительное пренебрежение и к самому Лицу.

Четвертая заповедь«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай всякие дела твои, а седьмой день – суббота Господу, Богу твоему» (Исх., 20, 8 – 11) – дает возможность ветхозаветному человеку ощутить великую важность в созерцании Бога. Освящение субботы может быть осуществлено в делах молитвы, богомыслия, чтения и прочего, возводящих душу в созерцание живого Бога. В этом освященном и посвященном Богу времени, и реализуется живая связь личности и Бога.

Пятая заповедь«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх., 20, 21).

Шестая заповедь«Не убивай» (Исх., 20, 13).

Седьмая заповедь«Не прелюбодействуй» (Исх., 20, 14).

Восьмая заповедь«Не кради» (Исх., 20, 15).

Девятая заповедь«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх., 20, 26).

Заповеди 5 – 9 не только устанавливают верный строй человеческих отношений, но и раскрывают высокую ценность человеческой личности.

Десятая заповедь«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх., 20, 17) – направлена против корня греха в сердце – зависти человека, запрещая всякое вторжение в права наших ближних.

Ветхозаветный нравственный закон имеет следующие особенности:

1. Закон дан среди грома и молний и начинается величественными и грозными словами: «Аз есмь Господь Бог твой!» Величие и могущество Законодателя, требующего безусловного послушания – вот первое, что внушается ветхозаветным законом. Притом каждое повеление сопровождается угрозою немедленного наказания за неисполнение закона и обетованием награды за его исполнение. Это служило воспитательным целям для древних людей, склонных к язычеству.

2. Касаясь всевозможных отношений, встречающихся в человеческой жизни, предписания закона направлены преимущественно на внешнюю сторону жизни, запрещая, прежде всего, преступные действия, и простираются до мелочей, определяя каждый шаг жизни ветхозаветного человека. Этого требовала воспитательная задача, состоящая в том, чтобы через область внешнего постепенно вести человека к внутреннему. Этой же задачей воспитания народа, только что вышедшего из тяжкого рабства, который только постепенно мог восходить от внешнего к внутреннему, от чувственного к духовному, объясняется и то обстоятельство, что закон выражается, главным образом, в форме запрещения: почти каждая заповедь Декалога начинается частицей «не» (не делай того-то и того-то).

3. Несмотря на это, ветхозаветный закон сам по себе свят и совершенен, за его строгостью скрывается милость и благость Божия; и ограничен он только ввиду несовершенства того времени и народа, получившего закон.

Но нравственный Ветхозаветный закон не ограничивается Декалогом, хотя Декалог и составляет центральную и наиболее существенную его часть. Детальнейшие указания закона, включающие в себя многочисленные нормы ритуального и поведенческого характера, преимущественно же регламентирующие область человеческих отношений как личностного, так и социального характера, представляют собой величественное нравственное строение. Ценность его в том, что первая Писанная богооткровенная нравственная система, в которой бывшие прежде в предании разрозненные, а порою искаженные нравственные представления народа – были даны в полном и совершенном виде, понятном для того времени.

4. Ветхозаветный нравственный закон дан был не только для возвещании воли Божией, но и для раскрытия богоизбранному народу его нравственной испорченности или греховности. Это имело воспитательное значение. Закон указывал на необходимость выйти из этого состояния, путем тщательного исполнения заповедей закона. А так как человек не в силах был выполнять требования этого закона, то последний приводил его к сознанию своей немощи.

Поэтому человек спасался не делами закона, которые давали возможность только на время очищать тело, а не истреблять грех совершенно («ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожила грехи» – Евр. 10,4), но спасался верою в грядущую Мессию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.