Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные цели христианского брака




Любовь и брак. Семья как малая Церковь

Православные основы семейных отношений

 

Семья начинается с брака, с того момента, как юноша и девушка определяют свой выбор и принимают решение о совместном построении единой жизненной судьбы для себя и своих будущих детей. Семья имеет религиозную основу. Обращаясь к истории, узнаем что устойчивость единобрачия, как социального феномена формировалась в христианской культуре. Духовной и психологической основой супружества являются религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом.

В православном понимании брак – событие онтологическое, так как соединяет мужа и жену в единую духовную плоть, Таинство, а семья – малая Церковь, в которой есть своя иерархия и своё служение. В ней присутствуют все свойства христианской Церкви: единство, святость, соборность, апостольство. Выражение «семья – малая церковь» мы встречаем на страницах Священного Писания. Ещё апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христианских супругов Акилу и Прискилу и приветствует их «и домашнюю их Церковь» (Рим., 16, 4).

Церковь это объединение единства людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал:… «где двое или трое собранны во имя моё, там Я посреди их» (Мф., 18, 20). Епископы и священники – не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божиего участия в жизни верующих. И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители так же призваны стать в первую очередь «свидетелями», то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой Церкви».

 

 

Брак имеет цель в самом себе. Так как первая и главная цель христианского брака – полная и безраздельная преданность и общение супругов: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт., 2,24).

«Оставит» – это не значит забудет, уйдет навсегда, но выстроит другую систему отношений с родителями, другую иерархию. Для выполнения этого условия необходимо обрести в первую очередь эмоциональную, затем очередную и экономическую независимость от родителей. Независимость необходима, иначе семья не состоится как семья и не станет самостоятельной.

Брак имеет целью живое общение и взаимное совершенствование мужа и жены. Муж и жена, восполняя друг друга через взаимообщение, нравственно влияют друг на друга, помогают друг другу в духовно-нравственном совершенствовании и выполнении обоюдного назначения жизни (М. Григоревский. Учение св. Иоана Златоуста о браке. М. 2007.).

На духовном уровне цель брака глубока: это восстановление своей изначальной целостности, первообраза по образу и подобию Божию через безусловную любовь и принятие другого как самого себя. Это раскрытие через другого человека всей полноты личности.

В браке происходит преображение человека расширение его личности, преодоление экзистенционального одиночества и замкнутости на самом себе. В браке человек начинает видеть мир по-особому, через другую личность, с которой соединяется в единое духовное целое.

Для каждого из членов семьи брак, семья становится школой любви, в которой постоянно учатся отдавать себя другим, заботиться, оберегать. На основании взаимной супружеской любви рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, к бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам. В духовно здоровой семье всё общее: радость и горе. Все события семейной жизни объединяет и усиливает чувство взаимной любви.

Профессор протоирей Глеб Коледа говорил о том, что человек научается любви в браке. Семейные люди часто ищут в супружестве не школы любви, а самоутверждения и удовлетворения своих страстей. Такой брак изначально обречен на распад. В православной традиции семейная жизнь понимается как «путь ко спасению» через другого человека, восхождение к которому связанно с ношением «креста» повседневных обязанностей, взаимных забот, сотрудничества, понимания, согласия.

Святоотеческая литература называет семью школой жертвенной любви, так как именно здесь возможно проявление такой любви между самыми близкими людьми. Настоящая любовь может быть только жертвенной, её проявление возможно, но во всей полноте и силе после долгих лет совместной жизни.

Единение супругов в браке очень глубоко и оно, происходит на всех личностных уровнях: духовном, душевном и телесном.

Если брак имеет свою цель в самом себе, в безраздельной преданности супругов друг другу, то истинный брак возможен только при моногамии и нерасторжимости. Отличительной чертой такого брака является его вечность, причем не только в земной жизни, но и после смерти одного из супругов. Многожёнством исключается полная преданность и равенство двух лиц, требуемые существом брака (см. Мф., 11,3 – 6; 1Кор., 7,2 – 7). Второй и третий браки допускаются христианской Церковью (в случае смерти одного из супругов) как снисхождение к немощи человека. Для священника такого снисхождения не допускается: овдовев, он может вступить в новый брак только оставив своё священническое служение. При всей строгости к хранению чистоты брачной жизни, Ветхий Завет не выдерживал его норм и допускал многоженство как проявление стремления оставить после себя многочисленное потомство. В Новом Завете брак приобретает ту форму, которая была до грехопадения, – союза одного мужчины и одной женщины, совершенно исключая из их отношений полигамию.

Сожительство без регистрации в государственных органах, столь распространённое среди современной молодежи, Православная Церковь не считает браком. В таком сожительстве жертвенная любовь в принципе не рождается, т. к не возникает взаимной ответственности друг за друга, а наоборот, изначально присутствует элемент предательства: фактически став супругами мужчина и женщина хотят в любой момент быть свободными друг от друга. Это своего рода временный договор между ними, отсюда и именование его сторон – партнёры, что унизительно для достоинства человека. Вырастая в современном обществе потребления многие личности действительно не понимают, что самореализация личности возможна лишь в жертвенности, а не в приобретательстве.

Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть деторождение и воспитание детей. И Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения. Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре заключается в исполнении исконной функции – духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви «чадородие» (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родителям призваны беречь и «приумножать»; содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни. Воспитание детей в евангельских заповедях выражает цель и смысл родительства в семейной жизни.

Священное писание указывает еще одну цель брака – целомудрие. Сохраняя взаимную любовь и верность, вступающие в брак должны хранить супружескую чистоту и целомудрие. Спасение собственной души и успех в нравственном воспитание детей требуют от христианских супругов целомудрия и чистоты жизни. Без сохранения супружеского целомудрия не может быть крепкой любви между мужем и женой. Любовь и целомудрие взаимосвязаны и взаимозависимы.

«От любви», – говорит Иоанн Златоуст, – происходит постоянное целомудрие» [Иоанн Златоуст, свт. Беседа 4-я на послание к Титу 2. Творения. Т. 11.С. 862]. С другой стороны, «от целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный предал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, что бы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекрасней всех» [Иоанн Златоуст, свт. Там же. Т. 3. С. 211.].

Супружеское целомудрие проявляться во всем: в скромном обращении между собой и с посторонними, во всех действиях, в беседах, словах, мыслях, прежде всего, во взаимной верности мужа и жены. Верность – неизменный спутник супружеского целомудрия.

Вступая в брак, супруги дают перед лицом Церкви обещание верности друг другу до конца жизни. Эта взаимная верность должна простираться даже до глубины движения сердца, так как всякий кто смотрел на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (Мф., 5, 28). С этой измены в сердце начинается супружеская неверность и на деле. Апостол указывает христианам: брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13, 4); тех же, кто изменяет супружеской верности и оскверняет чистоту супружеского ложа, – блудников и прелюбодеев судит Бог (Евр., 13, 4). Прелюбодеи Царствие Божия не наследуют (1 Кор., 6, 910).

По мнению свт. Иоанна Златоуста, супружеская неверность есть главное зло производящее разрушение семьи и семейного очага. Прелюбодеяние разрушает святость супружеского союза, уничтожает взаимное благорасположение и супружескую любовь. Оно приносит множество бедствий и преступлений [Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.3.С. 211 – 213, 220:Т. 4. С. 596; Т.7 С. 502]. Перед законом о чистоте и целомудрии муж и жена равны.

Христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни. Поэтому христианский брак налагает на супругов настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к потомству, что их брачные венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников.

«Венцы брачныеэто вериги подвижнические, венцы победы над чувственностью и всяким чувственным грехом» [Михаил (Семёнов), иером. Таинство брака // Вопросы веры и жизни. С. 76 – 77]. В свидетельство этого торжества добра и света, победы в христианском браке духа над чувственностью, при совершении Таинства перед брачующимися полагается и святой Крест – символ самоотречения и служения Богу и ближним.

Это требование христианства соблюдать целомудрие в браке отражено и в молитвах венчания. Церковь молит Господа, Который есть «тайного и честного брака Священнодействователь и телесного Законоположитель, нетления хранитель», подать благодать брачующимся, чтобы сохранить в браке целомудрие, показать честный их брак, соблюсти «нескверное их ложе» и «непорочное их сожительство», чтобы они достигли старости «чистым сердцем делающим заповеди Божии» [Михаил (Семенов), иером. В поисках Лика Христова Православное русское слово. 1903. № 1. С. 121].

В Православной Церкви есть четкая система подсчета степеней родства, которая определяется числом восходящих и нисходящих линий до общего предка: между матерью и ребенком – первая степень родства, между внуком и бабушкой – вторая, между братом и сестрой – тоже вторая, между дядей и племянником – третья и т.д. Между мужем и женой – нулевая степень родства, так как они больше чем родственники: они часть друг друга. Поэтому в христианской традиции развод супругов немыслим, так как с самим собой развестись невозможно, а его существование в реальной жизни есть следствие человеческой слабости. Допуская возможность распада семьи в кризисной ситуации как легкое и простое решение сложных проблем, супруги часто видят в этом способ и средство, снимающее возникающее от взаимного общения раздражения. Понимание вечности брака дает силы для преодоления неизбежных испытаний, сложностей и разочарования семейной жизни. Отсутствие духовного фундамента в отношениях супругов порождает внутриличностные противоречия, эгоизм, безнравственность и безответственность, приводят к тому, что развод в решении семейных проблем становится нормой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.