Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стенопись и иконостас




 

Но если храм – целостный образ мира, а средняя часть – образ земли – вселенной, то и вселенская Церковь Христова должна быть изображена в храме в ее совокупности. И если схему вселенной представляет такая архитектурная форма, как куб, то и вселенскую Церковь иконография должна изображать на всех четырех стенах храма. Храм – прообраз грядущего Царства Божия. Для более полного выражения этой идеи Церковь прибегает к изображениям. Канон храмовых росписей складывался постепенно: схема их расположения разрабатывалась с учетом не только космического, но и топографического фактора. Роспись храма задумывалась как образ тех стран, которые освящены земной жизнью Иисуса Христа. Придя в храм, верующий как бы совершал путешествие по Святой земле. Каждая часть здания напоминала о каком-либо месте в Палестине, связанном с событиями жизни Спасителя. Помимо космического и топографического факторов, обусловивших расположение сюжетов в храме, был еще и временной. Он соотносился с богослужебным календарем, каждый день которого связан с событиями христианской истории. Их ежегодное повторение на богослужении символизирует взаимосвязь с современностью всех событий прошлого и их продолжение в вечности. В порядке, соответствующем церковному календарю, располагались и сюжеты на стенах.

Иконографические сюжеты распределяются в зависимости от смысла каждой его части и ее роли в богослужении. Общая символика богослужения была разъяснена Отцами Церкви в первые века христианства. Соответствие между этой литургической символикой и росписью храма было уточнено после периода иконоборчества; тогда роспись византийских храмов стала подобием ясной богословской системы. Именно к этому периоду относится формирование классического типа росписи храма. С XI и до конца XVII века структура иконографических сюжетов в храме в целом остается неизменной. На стенах храма иконография представляет всю Вселенскую Церковь от начала, от «первозданной Церкви», до самого конца Страшного Суда. Ветхозаветная Церковь была ограничена местом, временем, народом. Церковь Нового Завета – вселенская, всемирная, вечная. Поэтому первое иконографическое требование заключается в необходимости разместить все важнейшие события Церкви, этапы ее истории на всем пространстве храма. В храме должны быть представлены иконографически и первобытная Церковь – до потопа, и патриархальная, до Моисея, и подзаконная – до пророков, и пророческая – до Христа, и Апостольская Церковь, и соборно-вселенская – в перспективе до конца мира, до Воскресения мертвых и Страшного Суда.

Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших воплощение Христа, а также ветхозаветные события, символизирующие Его пришествие. Здесь также можно встретить иные ветхозаветные сюжеты: послепотопное жертвоприношение Ноя, лествицу на небо, которую видел во сне Иаков, жертвоприношение Авраама и т. д. Для того, чтобы выходящие из храма могли задуматься о неизбежном конце и своих грехах, на западной стене притвора помещается картина Страшного Суда.

При входе в среднюю часть храма изображались события эпохи ветхозаветных Заповедей. Неопалимая купина, путеводное облако над израильтянами, переход через Чермное море, ниспослание воды из камня и манны с небес, медный змий, падение Иерихона, а также иногда – кивот Завета, три отрока в пещи вавилонской и таинственная колесница, виденная пророком Иезекиилем.

В куполе чаще всего изображается Христос Пантократор (Вседержитель мира) Глава Церкви, в полный рост или по пояс с Евангелием, которое, как правило, открыто на словах: «Придите ко Мне, все труждающиеся и все обремененные, и Я успокою вас» (Мф., 11, 28). Христос Вседежитель выступает здесь в образе Бога Отца, так как Он сказал: «видевший меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне» (Ин., 14, 9 – 10). Обычно Вседержителя окружают четыре архангела (Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил), которые образуют в куполе форму креста и указывают на четыре стороны света. Они могут изображаться и в простенках барабана.

Ниже, в следующем ярусе барабана купола, располагаются изображения пророков. В больших храмах их число достигало восьми, то есть соответствовало числу простенков между окнами. Изображались шесть великих пророков – Давид, Соломон, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, а также Аввакум и Малахия. Иногда в каждом простенке помещалось по две фигуры пророков. Согласно другой схеме, в простенках барабана изображали апостолов, либо их фигуры составляли нижний ярус изображений.

Подобно тому, как небо покрывает землю, так и купол опирается на паруса и столбы. Столп христианской веры есть Евангелие и Святой Дух, поэтому барабан купола поддерживает четыре паруса – элементы купольной конструкции в форме вогнутого сферического треугольника, которые напоминают наполненный ветром корабельный парус и передают давление на четыре колонны. На парусах изображают четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луку и Иоанна, распространявших учение Христа по всему миру.

В православном храме важнейшее символическое значение наряду с куполом (образом Церкви Небесной) имеет алтарная стена как образ Церкви земной. В полукуполе (конхе) алтарной стены центральной апсиды изображается Богоматерь, так как Она символизирует Церковь земную. Под изображением Богоматери обычно помещается сцена Евхаристии, то есть причащения апостолов (Тайная Вечеря).

Вторую зону росписей в православном храме представляют верхние части стен. Это своего рода монументальный календарь: здесь размещаются эпизоды из жизни Христа. Сюда обязательно включаются изображения двунадесятых праздников (Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Преображение, Вход Господа в Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов, Воздвижение Креста Господня, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм и Успение Богородицы). Праздничный цикл располагается в рукавах креста и развивается с юго-восточной стороны по часовой стрелке.

Такая система в полной мере соответствует представлениям о циклическом времени и ходу Литургии: под куполом стоит амвон, откуда читаются проповеди и вокруг которого во время богослужения проходят евангельские сцены. Иногда в больших храмах художники изображают события из жизни Иисуса Христа, проходившие между основными эпизодами Евангелия.

Уже после XII в. на стенах храмов стали появляться сцены из детства Христа, а затем его чудеса и притчи, что было связано с усилением интереса к темам повествовательного характера. Росписи храмов становятся Евангелиями для неграмотных: их можно читать, как Священное Писание.

В третьей зоне росписей, самой нижней, изображаются отдельно стоящие фигуры святых, апостолов, пророков, святителей – Отцов Церкви. В боковых приделах, галереях и на хорах располагаются библейские сюжеты, в простенках и на столбах – изображения святых. Ближе к западу на стенах – фигуры мучеников и монахов.

Таким образом, на стенах православного храма помещается грандиозная картина единства Священной и человеческой истории. Они отражают представление о красоте как истине. В целом росписи воссоздают гармонию сотворенного мира и символизируют идею Церкви Вечной. Их созерцание призвано оказать воздействие на нравственный облик верующего.

Иконографическая система росписи православного храма не была мертвой системой, а постоянно видоизменялась, отражая конкретные интересы современников. Наиболее существенные изменения произошли в XVI – XVII вв. Было нарушено выработанное византийской традицией соотношение между образами Церкви Небесной и Церкви земной в пользу повествовательных сюжетов догматически-поучительного характера. В целях защиты ортодоксальной идеи вносится изменение и в композицию купола: вместо Вседержителя начинают изображать образ «Отечество», воплощающий идею троичности Бога. На алтарной стене вместо традиционной Евхаристии иногда помещают сцену на тему литургического Великого входа.

Система росписи православного храма в корне отличается от той, которая сложилась в западноевропейских базиликальных храмах, где сюжеты разворачиваются в соответствии с представлениями о линейном времени, с учетом движения зрителя по прямой линии от входа на западной стене до алтаря на востоке.

Центральная часть православного храма отделена от алтаря иконостасом – алтарной преградой с несколькими иконными рядами (чинами) и тремя вратами. Он символически разделяет Горний и земной мир и своими изображениями показывает, как, каким способом и какими средствами можно вернуться в рай. Это – открытая книга, читая ее, верующий может увидеть и зримо ощутить тот путь, которым следует идти за Христом, что делает алтарь центром литургического действия, а иконостас – видимым его отражением. Часто он украшается орнаментами в виде растений (напоминание о рае) или виноградной лозы (символ единства Церкви). Первоначально в раннехристианских храмах иконостасов не было, затем алтарная преграда стала представлять собой невысокую глухую стенку, иногда с декоративными колоннами. Постепенно стенки стали превращаться в подставку для икон.

Общая композиция иконостаса отражает идею небесной иерархии. В нем трое дверей (врат). Самые большие – средние (Царские врата), через которые во время Божественной Литургии при вынесении Святых Даров незримо проходит Иисус Христос, Царь Славы. Над этими вратами со стороны алтаря висит завеса, которая закрывается или открывается по ходу богослужения. В верхней части Царских врат, как правило, изображено Благовещение Пресвятой Богородицы: именно через воплощение, вочеловечивание Христа человеку вновь открылись двери рая. На створках, как правило, – четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн), реже Василий Великий и Иоанн Златоуст – творцы Литургии. Над вратами помещается сцена Евхаристии.

По обе стороны от Царских врат – диаконские (северные и южные) врата, на которых изображены архангелы Михаил и Гавриил, или первые святые диаконы Стефан и Филипп, или первосвященник Аарон и пророк Моисей.

В византийских храмах иконостас был невысоким. Над первым рядом с Царскими вратами располагался Деисус – изображение Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенных с молитвою к Христу. В течение VIII в. по сторонам этой композиции стали помещать изображения святых и некоторые евангельские сцены. Вскоре в Византии появился и второй ряд алтарной преграды, который стал располагаться под деисусным чином. Его составляли иконы со сценами двунадесятых праздников.

В русском православном храме иконостас появился в XIII – XIV вв. Византийская традиция на Руси была развита и дополнена. Число ярусов в иконостасе зависит от его величины.

На высоких иконостасах русских храмов с XIV в. на верхнем (пятом) ярусе в центре помещаются образы Предвечного Христа Эммануила в Лоне Отца или ветхозаветной Троицы, по обе стороны от которого – праотцы (библейские прародители) Адам, Авель, Исаак, Иосиф, Мельхиседек и т. д. Это праотеческий ряд. Он увенчан крестом с изображением Распятия.

Ниже располагается пророческий ряд (четвертый ярус). Здесь в центре изображен Спаситель на руках у Богоматери (икона Знамение) и по бокам пророки, предвозвестившие Его пришествие.

Ниже помещался третий ярус – праздничный ряд с образами двунадесятых праздников: по шесть с каждой стороны от иконы Тайная вечеря над Царскими вратами.

Иконы второго яруса – деисусный (молитвенный) ряд. В центре – Христос, по правую руку от Него – Богоматерь, по левую – Иоанн Креститель. По сторонам от них расположены в ряд архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и святые (по выбору), число которых зависит от ширины иконостаса. Все обращены к Спасителю с молитвенно протянутыми руками. Деисус – одно из самых древних иконостасных изображений на алтарной преграде. Он обязателен на иконостасе, так как имеет особое значение: расположение образов в Деисусе соответствует расположению частиц просфор на дискосе во время проскомидии. Священник кладет на середину дискоса частичку Агнца, направо – частичку Богородичной просфоры, налево от Агнца – частичку «девятичной» просфоры, первую часть ее – за Иоанна Крестителя, остальные – за Силы Небесные, святых и апостолов. Частички из остальных двух просфор вынимаются за живых и усопших. Таким образом, на дискосе расположение частиц Святых Даров соответствует размещению образов в Деисусе: посередине – Христос, направо – Богоматерь, налево – Иоанн Креститель, архангелы, апостолы и святые. Поэтому Деисус всегда изображается на святой чаше Причастия. В случае малого размера иконостаса деисусный ряд может состоять всего из трех изображений: Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Самый нижний, первый ярус иконостаса (местный чин) образуют иконы, расположенные по обе стороны от Царских врат. В этом ряду слева находится икона Богородицы, а справа – храмовая (местная) икона: икона того праздника или святого, которому посвящен храм. За диаконскими вратами помещаются иконы особо чтимых святых.

В небольших храмах иногда совмещаются в одном ряду образы разных чинов иконостаса – праздничного и пророческого или деисусного и праздничного. Праздничный чин в некоторых храмах расположен ниже Деисуса.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма в больших киотах (больших рамах) и располагаются на аналоях (переносных столиках).

 

 

I. Местный чин
1. «Спаситель»
2. Богоматерь
3. Храмовая икона
4. Местночтимая икона
5. «Тайная вечеря»
6. Царские врата
а) Благовещение
б) Евангелисты
7. Двери в дьяконник
8. Двери в жертвенник
II. Деисусный чин
1. Спас в силах
2. Богоматерь
3. Иоанн Предтеча
4. Архангел Гавриил
5. Архангел Михаил
III. Праздничный чин
IV. Пророческий чин
V. Праотеческий чин
1. Ветхозаветная троица
А. Голгофа

 

Итак, православный храм – это символ Вселенской Церкви как предображения и строительства Царства Божиего, Но храм – это еще и сам человек. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (I Коринф. 6, 19). В язычестве храм – это только дом Бога. В храме человек един с Богом, но вне его пределов, в мире, он отделен от Него, там все противоположно священному. Поэтому язычники, чтобы не расставаться с Богом, возили с собой идолов. В христианстве же Бог избрал человека Своим храмом. В этом – основное благовестие христианства, преодолевающего противоположность «профанного» и «священного». Христиане – Тело Христово, храм – это они сами в целокупности и каждый в отдельности. И в человеке, как в храме рукотворном, есть темная и светлая стороны, и в человеке есть преграды, отделяющие зримое от незримого, есть стремление к вершинам Духа. Человек освящается не рукотворным храмом, а Духом Святым, живущим в нем. Церковь внешняя и Церковь внутренняя составляют единый символ движения Вселенской Церкви к Спасению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.